Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти апостолов Варфоломея и Варнавы

Дорогие, братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском мы слышали, как Господь, наделив апостолов властью творить великие чудеса и знамения, повелел радоваться не исключительному их положению перед другими, но обетованию спасения.

Размышляя над этим текстом Святого Евангелия, святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге – вот главный плод, вот цель молитвы; отражение и попрание врагов, противодействующих достижению цели – дело второстепенное: не должно оно привлекать к себе всего внимания, чтобы сознанием и созерцанием победы не дать входа в себя высокоумию и самомнению, не претерпеть страшного поражения по поводу самой победы».

Почему же Господь дал в первые времена христианства такую власть Своим Ученикам? Из апостольских Деяний, мы знаем, что даже тень апостола Павла, падающая на болящих, исцеляла их. Господь даровал такую власть апостолам, чтобы явить величие Бога, утвердить истинную веру во всей вселенной.

Святое Благовестие открывает нам Правду Божию, открывает возможность духовного преуспеяния и возвращения утраченного блаженства путем исполнения Заповедей. Если мы откроем Евангелие, то увидим, что Заповеди Божии просты, доступны для каждого человека. Отчего же многим они представляются столь трудными? Вся сложность их исполнения заключается в нас самих, в нашем искреннем желании следовать Христу и понимании главного предназначения человека на земле.

Господь ведет нас к спасению простыми путями, учит жить в согласии с совестью (см. Мф 16:26), в мире с окружающими людьми (см. Рим 12:18). Но наша испорченная природа противится Закону Божию. Порой мы ведем себя подобно неразумным детям. Родители приводят их к врачу, а они противится лечению, лукавят, пряча таблетки под подушкой. Не желая пить горькое лекарство, чтобы исцелиться от мучащей их болезни, они не сознают, что делают себе горькой жизнь.

Так и мы противимся исполнению Заповедей Божиих, не понимая, что тем самым умножаем свои страдания. Никто не может отменить действие духовных законов в мире. Они неизбежно вступают в силу при каждом нашем неверном шаге, несогласном с Волей Божией.

Сказано: «…благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44). А мы не благословляем даже любящих нас, не сделавших нам никакого зла. Мы легко произносим злые, непотребные слова только из-за того, что у нас «нет настроения».

Эти необдуманные слова порождаеют цепную реакцию, приводят к ссорам на пустом месте. Начавшуюся ссору нетрудно прекратить, стоит только искренне попросить прощения, повиниться перед ближним. Но мы, будучи подвержены греху самооправдания, не желаем признать свою неправоту. Нам легче обвинять других, усугубляя конфликт, чем задуматься о своем внутреннем состоянии, понять, что это мы не нашли правильного подхода к ближним, мы обидели их, вывели из равновесия, ввели во грех. Не так поступали святые. Святитель Тихон упал в ноги помещику, когда тот в гневе ударил его. И что вы думаете, – помещик высмеял его? почувствовал свое превосходство, удовлетворение? Нет. Он сам со слезами покаяния упал в ноги угоднику Божию, моля его о прощении.

А почему мы обижаем друг друга? Потому что считаем себя вправе это делать, осуждая ближнего. Дорогие, мы должны как огня беречься осуждения. Если мы не можем исполнить Заповеди Божии, то должны по крайней мере удерживаться от того, чтобы осуждать в этом других.

В Отечнике рассказывается про одного инока, который, будучи неусердным в молитве, на послушании, вызывал осуждение братии. Когда он умирал все собрались вокруг него читать отходную молитву, переживая, как-то он будет отвечать на суде Божием за свою нерадивую жизнь. Но умирающий был радостен, спокоен и благодарил Бога. Братия попросили сказать им на пользу души, как он, ведя жизнь невнимательную, умирает смертью праведника. «Да, братья, действительно, я жил нерадиво, небрежно жил, – ответил инок. Ангел представил предо мною все мои грехи. Я ожидал строгого возмездия. Но Ангел сказал: «Поскольку ты никого не осуждал и был незлобив, то и ты не будешь осужден». И братия поняли, что инок, которого все осуждали, превзошел их высотой жизни, исполнив Заповедь: «Не судите, да несудимы будете» (Матф 7:1).

Все мы знаем насколько трудно удержаться от осуждения. Привыкнув обсуждать поступки других, вместо того, чтобы внимать себе, мы в итоге выносим суд о людях, называя одного обманщиком, другого пьяницей, третьего блудником. Если мы желаем научиться избегать греха осуждения, то должны помнить, что не имеем права выносить приговор другому человеку, потому что единый Судия есть Бог. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его», – говорит нам Священное Писание (Рим 14:4).

Жизнь апостолов учит нас исполнению Евангельских заповедей любви к Богу и ближним, на которых «утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:40). Со многими трудностями и испытаниями было сопряжено служение учеников Христовых. Апостол Варфоломей дошел до Индии, апостол Варнава проповедовал в Малой Азии. Благовествуя Истину Христову язычникам, они встречали ненависть жрецов, боявшихся за свою власть над народом.

Апостолы меняли мир изнутри. Они не призывали к переворотам, революциям. Уча соблюдать Заповеди Божии, они преображали душу человека. Апостолы несли в мир свет Христов, радость о Духе Святом. Но далеко не все принимали Евангельское благовестие, вооружаясь против его проповедников, «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин 3:20).

Своей мученической кончиной святые апостолы доказали любовь к Богу и утвердили в вере других. Апостол Варфоломей был распят на кресте, но даже с него продолжал учить Заповедям Божиим и был усечен мечом. Апостол Варнава дожил до преклонного возраста. На 76 году жизни его предали побиению камнями и бросили тело в костер, но оно осталось невредимым в пламени.

Сегодня читалось также Евангелие о человеке, построившем дом. Один строил на каменном фундаменте, другой – на песке. Когда «пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры» (Мф 7:26), то дом, основанный на камне устоял, а построенный на песке – рассыпался.

В этой притче Господь показывает, что жизнь человеческая строится на мировоззренческом фундаменте: на камне заповедей Божиих, или на песке человеческого мудрования, который легко разметает буря находящих испытаний, претерпевая которые человек может возроптать, ослабеть в вере. Но эти испытания как раз и открывают человеку, на каком фундаменте построена храмина его души, чтобы он успел его исправить. Ведь жизнь человека скоротечна. «Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь», – говорит Псалмопевец (Пс 89:10).

Человек, не испытывающий трудности в жизни, быстро забывает о Боге и становится похож на того жучка, который в солнечную погоду висит на веточке и напевает: «Мои леса, мои поля», а когда подует ветер, он хватается за листок и трепещет, чтобы его не сдуло.

Мы должны помнить, что Господь, промышляя о нашем спасении, не попускает испытания свыше силы человека, желая приуготовить его к жизни вечной, где «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9).

Еще раз поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с радостью совместной молитвы за Божественной литургией. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Хочу пожелать, чтобы в ваших сердца сохранялось духовное горение и ревность к исполнению Заповедей Божиих. Пусть они станут нашим внутренним ориентиром при совершении поступков, принятии важных решений. Ибо Свой Божественный Закон Господь дал человеку, чтобы сделать его причастником вечного блаженства.