Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник Владимирской иконы Божией Матери

Дорогие, братья и сестры! Сегодня в нашей обители особое торжество, посвященное престольному празднику Владимирского собора. Владимирская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых на Руси. История ее написания восходит к временам жизни Пресвятой Богородицы. Ее Пречистый лик апостол Лука изобразил на столешнице, за которой трапезничало Святое Семейство. Впоследствии с этой иконы были сделаны многочисленные списки, которые также прославились чудесами. Но сам оригинал образа хранится в России, в храме Святителя Николая Чудотворца при Третьяковской галерее. Это та самая икона, которую в 1155 году принес из Вышегорода во Владимир святой князь Андрей Боголюбский по указанию Самой Богородицы, явившейся князю во время его переселения в Суздальский удел. С этого времени почитаемая икона получила свое именование «Владимирская».

Божией Матери было угодно прославить Свой Владимирский образ чудесами особого заступничества за русскую землю.

Сегодняшнее праздник установлен в память события, происшедшего в 1480 году, когда в правление великого князя Иоанна III на русскую землю выдвинулся хан Золотой Орды Ахмат. Огромное войско хана подошло к реке Угре, которую в русском народе называли еще «пояс Богородицы». Княжеская дружина разбила лагерь на противоположном берегу. Великий князь, духовенство, воины и все московские люди молились пред иконой Матери Божией «Владимирской», которая не раз уже спасла Москву от неминуемой гибели. Все понимали, что выстоять в предстоящем страшном сражении возможно только благодаря заступничеству Хозяйки земли русской, как однажды угодно было назвать Себя в видении Тамерлану Пресвятой Богородице.

Войско Золотой Орды представляло собой отлаженную военную машину, сметавшую все на своем пути. Пешие воины и конница были так многочисленны и так хорошо обучены, что малые княжеские дружины не могли противостоять им. Золотоордынцы шли по русской земле, не оставляя на своем пути ничего живого. Сжигались села, целые города. Уничтожались мирные жители, включая малолетних детей.

Помолившись пред Владимирской иконой Пресвятой Богородицы, князь принял решение отвести дружину немного дальше от берега реки. Хан Ахмат принял этот маневр за военную хитрость, посчитав, что таким образов князь решил заманить его в засаду и тоже отвел свои войска дальше от берега. Но по мере того, как они удалялись, их настиг такой страх, что они пустились в настоящее бегство, никем не гонимые. Можно очень продолжительное время перечислять исторические факты русских побед, которые были напрямую сопряжены с помощью Божией Матери. Это и защита Москвы от Тамерлана, и от Махмет-Гирея и многие другие. Все они свидетельствуют о заступничестве Матери Божией за русский народ.

К сожалению, в нашей повседневной жизни, встречаясь с трудностями, мы забываем, что нам также необходимы помощь и заступничество Пресвятой Богородицы и святых угодников, их ходатайство о нас пред Богом.

Погружаясь в повседневную суету, мы редко задумываемся о том, что есть другая жизнь – духовная. Святая Церковь установила празднования чудотворным иконам и святым подвижникам ради того, чтобы напомнить нам о нашем Небесном Отечестве, чтобы мы не стали похожими на тех муравьев, которые передвигаются по земле, что-то тащат к себе в муравейник для строительства или пропитания, но никогда не смотрят вверх. Касательно нас речь, конечно же, идет не о сотворенном небе, а - о духовном, о том, обращаем ли мы свой взор к Богу.

Божия Матерь прорекла праведной Елисавете: «…отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48), то есть все истинные чтители Сына Божия будут почитать и Его Пречистую Матерь.

Почему же Она стала достойна такого почитания, что в песнословии мы называем Ее «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим»? Потому что Она Своей любовью, смирение и другими добродетелями в полноте исполнила Закон Христов. Ее душа так просветилась Его Благодатью, что Дионисий Ареопагит, увидев однажды в горнице Матерь Божию, сказал: «Если бы я не знал, что есть Бог, то подумал бы, что передо мной стоит истинная Богиня». Так он был поражен духовным светом, исходившим от Нее.

Благодать Божия дается каждому человеку в Таинстве Крещения. Полученную даром Благодать, мы должны сохранять и преумножать своей жизнью, как внешним соблюдением Заповедей, так и внутренним очищением помыслов, нашим искренним, милосердным отношением к ближним. Милосердие, кротость, всецелое упование на Бога – это те качества, которые особенно выделяли Матерь Божию, и которые являются плодом Благодати Духа Святого, пребывающей на человеке, возлюбившем духовную чистоту и целомудрие.

Священное Предание свидетельствует, что из уст Божией Матери никогда не исходило праздное слово. Но все сказанное Ею было растворено Благодатию и произнесено для пользы слушающих.

Как нравственное совершенство в слове является признаком совершенства души, так осуждение и недоброжелательство к ближним, является первым показателем нашего духовного расстройства, причиняя огромный вред нашей душе и неся соблазн греха другим.

Приведу один назидательный пример. Некий прихожанин постоянно осуждал одного священника и распространял о нем клевету. Затем он пришел к осознанию соделанного греха, стал сожалеть о нем и пришел испросить у батюшки прощения. Священник простил его, прочитал разрешительную молитву и спросил:

– Можешь ли ты выполнить одну мою просьбу?

– Какую?

– Возьми подушку, разрежь ее и разбросай перья.

Прихожанин подивился странной просьбе, однако выполнил ее. Разрезал подушку, вышел на улицу и разбросал перья по ветру.

Когда он пришел сказать священнику, что выполнил его благословение, батюшка дал ему следующее задание:

– А теперь собери эти перья.

Мужчина растерялся:

– Как же я могу их собрать? Их уже разнесло ветром во все стороны и разносит дальше. К сожалению, при всем желании я не смогу выполнить твою просьбу.

– Вот так распространяются злословие, слухи и сплетни. Хорошо, что ты покаялся, но «перья» злого следствия соделанного греха продолжают отравлять людям жизнь. Подумай об этом и никогда не возвращайся к греху осуждения.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем не только обращаться к Матери Божией в молитвах, но чаще приводить себе на ум и Ее богоугодную жизнь, ради которой Она была избрана от рода человеческого, чтобы послужить Тайне Боговоплощения. Постараемся по мере сил подражать добродетелям Ее души, призывая помощь Божию, искренне раскаиваясь в грехах и творя дела правды, милости и истины.