Представители Липецкой епархии посетили места в Мичуринске, связанные с памятью липецких святых и подвижников благочестия
Город Мичуринск Тамбовской области, в прошлом Козлов, был вторым по значимости городом в Тамбовской губернии, в которую ранее входила значительная часть современной Липецкой области. Он имеет богатую духовную историю, поэтому с верующими липецкого края мичуринцев объединяет почитание ряда святых. Имена этих подвижников благочестия входят в Собор и наших Липецких святых, и Тамбовских святых.
В годы гонения ХХ века, когда из-за засилья обновленцев стало невозможным исполнение своих обязанностей правящим архиереем Тамбовской епархии, по благословению Патриарха-исповедника Тихона, епархиальное управление было переведено из Тамбова в Козлов, и временно управляющим Тамбовской епархией был поставлен епископ Козловский Димитрий (Добросердов), будущий священномученик. Под его архиерейским омофором находилась в то время часть Липецкого края, которая вошла во вновь образованную Липецкую епархию в 1926 году. Имеются документальные свидетельства о совершении епископом Димитрием, как правящим архиереем, Богослужений в Христо-Рождественском соборе города Липецка.
В городе Козлове совершал свое пастырское служение протоиерей Михаил Богородицкий, будущий священномученик. Он родился недалеко от Липецка – в селе Студеные Выселки, в семье псаломщика. После окончания Тамбовской духовной семинарии 33 года пастырь прослужил в Козлове в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В семье Богородицких в духе Православия были воспитаны 11 детей. Отец Михаил пользовался огромным уважением прихожан. В 1930 году он был арестован вместе с группой священнослужителей и осужден на 5 лет ссылки, откуда вернулся инвалидом. Повторно был арестован в 1937 году, осужден и расстрелян в Тамбове 7 декабря 1937 года.
Мичуринск связан с памятью сщмч. Владимира (Богоявленского), который с 1882 года служил в его храмах, а после принятия монашеского пострига в 1886 году некоторое время был настоятелем Козловского Троицкого мужского монастыря. Будучи уроженцем Тамбовской губернии, владыка Владимир был связан родственными узами с настоятелем Троицкого храма села Куймань Лебедянского уезда отцом Василием Земляковым, который был женат на его сестре. В семье Земляковых в Куймани он провел свое детство после ранней смерти матери, приезжал к ним на каникулах во время учебы.
Будучи митрополитом Московским, владыка Владимир посетил город Лебедянь и село Куймань, где 26-27 июля 1908 года состоялись торжественные Богослужения по случаю празднования 50-летия служения в священном сане отца Василия Землякова. В честь этого памятного события на Троицком храме села Куймань установлена мемориальная доска.
В городе Мичуринске жила и была похоронена подвижница благочестия схимонахиня Серафима (Белоусова, +5.10.1966 г.), уроженка города Лебедяни. Ее могила на кладбище возле Скорбященского храма в настоящее время стала местом паломничества многочисленных верующих окрестных областей.
На этом старинном кладбище города Мичуринска, согласно народному преданию, в годы гонения ХХ века хоронили узников Мичуринской тюрьмы, среди которых находились священнослужители и миряне Грязинского и Добровского районов современной Липецкой области. В настоящее время на этом месте установлен памятный крест.
По благословению Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Липецкого и Задонского, представители Липецкой епархии посетили места, связанные с памятью липецких святых, подвижников благочестия и пострадавших за Веру в ХХ веке в городе Мичуринске. Поездка была организована комиссией по канонизации святых Липецкой митрополии. В состав паломнической группы вошли: иерей Валерий Половинкин, настоятель Космо-Дамиановского храма села Средняя Лукавка Грязинского района, ответственный за сотрудничество с комиссией по канонизации святых в Грязинском благочинии; диакон Максим Полухин, клирик Троицкого храма города Липецка; Антонина Ивановна Чеснокова, член комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии; прихожане храмов Липецкого края, причастные к деятельности комиссии.
По дороге в Мичуринск паломники посетили Казанский храм в селе Борисовка Добровского района, около которого установлен памятник уроженцу этого села – преподобномученику Амвросию (Астахову), имя которого входит в Собор Липецких святых.
Паломничество по Мичуринску паломники начали с посещения храма пророка Божия Илии. Настоятель прихода, председатель комиссии по канонизации святых Мичуринской епархии протоиерей Павел Медведев познакомил гостей со святынями храма и рассказал о преподобноисповеднике Севастиане Карагандинском, служившем здесь в годы гонения. Отец Севастиан был учеником последнего соборно избранного оптинского старца Нектария (Тихонова), имя которого также входит в Собор Липецких святых. После кончины преподобного Нектария в 1928 году отец Севастиан прибыл в Козельск и получил назначение в Ильинскую церковь. Он пользовался любовью прихожан, собрал вокруг себя общину, куда входили и инокини, и иноки из разоренных монастырей, и бывшая паства Оптиной пустыни, вел активную борьбу с обновленцами. Отец Севастиан служил в Ильинском храме до своего ареста в 1933 году. В этом храме совершал Богослужения и будущий священномученик – епископ Козловский Димитрий (Добросердов).
Паломники посетили Троицкий мужской монастырь, связанный с памятью сщмч. Владимира (Богоявленского). Иеромонах Владимир, эконом обители, рассказал об истории монастыря и подвижнике благочестия – юродивом Иоанне Семеновиче Григорьеве, могила которого находится на территории обители.
Следующим местом посещения паломников стал храм иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Это был первый храм в Мичуринске, в котором возобновились Богослужения в 1943 году. Сейчас храм переживает второе рождение – проведена его полная реконструкция, установлен новый иконостас, выполнена роспись в палехском иконописном стиле. На одной из центральных колонн разместилось изображение священномученика Михаила Богородицкого в полный рост.
Настоятель Скорбященского храма, секретарь Мичуринской епархии протоиерей Алексий Гирич гостеприимно встретил паломников и рассказал об истории храма и его восстановлении. В ходе беседы он также обратил внимание гостей на то, что роспись стен притвора иллюстрирует жизнеописание старицы Серафимы (Белоусовой). Как пояснил отец Алексий, подобная практика не является нововведением: к примеру, в Спасо-Преображенском соборе города Тамбова задолго до прославления святителя Питирима были написаны сюжеты из его жизни, без изображения нимба над главой архипастыря.
Паломники помолились на месте захоронения старицы Серафимы на кладбище возле Скорбященского храма, а также посетили могилу исповедника веры, уроженца Липецкого края протоиерея Георгия Успенского, которая находится среди захоронений священнослужителей у алтарной части храма.
Отец Алексий и отец Павел сопроводили паломников к месту на кладбище, где установлен поклонный крест в память о расстрелянных узниках Мичуринской тюрьмы, среди которых были священнослужители и миряне из Грязинского и Добровского районов современной Липецкой области. Были пропеты заупокойные песнопения с возглашением «Вечной памяти».
В завершение пребывания на гостеприимной мичуринской земле паломники посетили Духовно-просветительский центр, расположенный на территории Скорбященского храма. Во время трапезы продолжилось общение, в ходе которого липчане рассказали о священнослужителях Липецкого края – узниках Мичуринской тюрьмы, и показали их фотографии.
На прощание паломники выразили отцу Алексею и отцу Павлу сердечную благодарность за теплый прием.
Комиссия по канонизации святых
Липецкой митрополии