Памяти игумении Софии (Юдиной)

Будущая игумения София, в миру Александра Сергеевна Юдина родилась в 1872 году в семье мещан города Усмани. Ее отец, Сергей Степанович Юдин, владел хутором, имел в собственности 45 десятин земли, 2 дома (на улицах Прогонная и Набережная (ныне Советская и Свободная) с хозяйственными постройками, также семья держала лошадей, коров, овец, свиней. Известно, что в семье еще был сын Александр.

С 1882 по 1885 годы Александра Юдина училась в Усманской женской прогимназии, которая давала базовое образование. К обязательным предметам в трехклассной прогимназии относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география в сокращенном объеме, арифметика, чистописание и рукоделия. А кроме того, прогимназия была для девочек того времени хорошей школой не только общего, но и религиозного воспитания, основанного на началах православной педагогики.

В возрасте 18 лет Александра Юдина поступила в Усманский Успенский Софийский женский монастырь, располагавшийся рядом с городом Усманью - в селе Новоуглянка. Примечательно, что строителем этого монастыря был иеромонах Тихон (в миру Иван Ефимов), бывший келейник святителя Тихона Задонского. Он был сыном племянника святителя Тихона – диакона Толшевского монастыря Ефимия. Исполнив послушание и построив обитель, иеромонах Тихон блаженно почил в 1812 году и был погребен в особой пещере под храмом. А в обители бережно хранились рукописи святителя Тихона, портрет и его личные вещи. «Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год» сообщает, что Успенский Усманский Софийский женский монастырь расположен «в 3-х верстах от Усмани в очень удобной местности, окруженной густым лесом. В обители находится одна каменная церковь и такая же колокольня». В монастырь стекалось множество богомольцев, в том числе и побывавших в Задонске и желавших соприкоснуться взором и с Усманскими святынями и помянуть иеромонаха Тихона. В 1917 году в нем насчитывалось 202 насельницы, в том числе 72 монахини.

В монашеском постриге Александра Юдина получила имя София. Известно, что с 1917 года она исполняла послушание делопроизводительницы - «писаря монастыря». Тут следует заметить, что делопроизводительница обычно была правой рукой монастырской казначеи, особенно если эту должность занимала престарелая монахиня. В 1921 году монахиня София была возведена в сан игумении.

После революции монастырь потерпел притеснения, в нем поселили три детских дома. Новая власть стремилась ликвидировать обитель. На это были направлены и первые законодательные акты, такие как конфискация земли и недвижимости. Чтобы сохранить монашескую общину при новой власти, насельницам монастыря во главе с матушкой игуменией пришлось образовать артель «Надежду». В мае 1922 года, во время кампании по изъятию церковных ценностей, из обители были вывезены серебряная риза с золотыми венцами с иконы Скорбящей Богородицы, серебряные и позолоченные кресты, дарохранительницы и дароносицы, кадило, наперстные кресты.

Картину происходившего помогают восстановить сохранившиеся документы того времени. В письме коммунистов города Усмани во ВЦИК от 25 июня 1924 года говорилось о перегибах в церковной политике по отношению к религии со стороны местных властей. Группа Усманских коммунистов, «идущих по стопам дорогого…Ленина» сообщала о безобразии, творимом коммунистом Скориновым с подручными. Они написали о том, что «…рано еще делать насилие над православием и открыто выступать на поругание его при народе». Это должно само войти в жизнь с воспитанием нового поколения в антирелигиозном духе. «Рано закрывать приходские церкви, особенно в селах. Граждане возмущаются, озлобляются против власти и партии. Особенно сейчас, когда предвидится полный неурожай и даже голод в нашем уезде вследствие засухи. У них и без того очень подавленное тяжелое настроение от наступающей будущей зимы, а тут на глазах явно терзают их еще религиозное чувство».

Далее говорилось о событиях, происходивших в бывшем Софийском монастыре, в помещениях которого был размещен детский приют, а бывшие насельницы монастыря образовали артель «Надежда»: «..В пьяном виде наши начальники едут в село Новоуглянка Усманского уезда Воронежской губернии, с гиканьем велят сбивать кресты, топчат их и велят тоже самое делать приютским детям на глазах у сельских граждан, у которых является страшная злоба против власти… Опять издевательства, чинящиеся против артели Надежда. Все отдали без прекословия, остались в маленьком корпусе в стороне от приюта, где могли бы быть изолированы от них и куда наши начальники предложили перейти им с тем, чтобы их оградить стеной и дать им дожить жизнь. Но этот был публичный обман.

Прошло несколько дней после перехода, стало явное выступление против артели, а сейчас доходящее почти до рукопашного боя. Очень часто поздним вечером в надежде, что сельские граждане, утомившись полевыми работами, спят, являются наши начальники в артель Надежда, сделав хороший запас для храбрости спирта с трех-этажными словами гонят несчастных живущих там, гонят куда попало и без всякого постановления, не дав предварительного подходящего помещения, а последние в испуге бегут куда попало, ночуют под скирдами и у сельских граждан ближайшего села Новоуглянка; в силу чего ненависть к власти опять больше растет и крепнет. Ведь в артели Надежда сестры также крестьян и народа».

Далее в письме содержится просьба к Центру прекратить «безобразие и насилие». Можно представить себе обстановку безумной вакханалии, в которой проходило упразднение монастыря, если этим были возмущены сами коммунисты и искали управу на самочинников в Москве.

Несмотря на столь неблагоприятные обстоятельства, попечением матушки игумении Софии, уставная жизнь монастыря соблюдалась. В монастырских храмах совершались богослужения, согревавшие души людей среди обступавшего мрака и холода безбожия. Свидетельство тому содержится в строках письма, посланного игумении Софии некоей Евдокией Князевой (видимо, бывшей насельницей обители) уже после разорения монастыря - 23 сентября 1936 года. Евдокия той осенью посетила некоторые приходы, где еще теплилась церковная жизнь, и делилась увиденным такими словами: «Без Вас все было угрюмо и неприветливо и в Усмани, и в Помазово. В церкви была в Помазове на Рождество Богородицы и не понравилось мне, что там нет порядка на клиросе».

В Государственном архиве Липецкой области хранится сообщение председателя Усманского уисполкома о ликвидации Софийского женского монастыря в 1924 году. Покинувшие родную обитель, бывшие насельницы разьехались по своим родным селам. Отец игумении Софии Сергей Степанович Юдин скончался в 1910 году. Дом был продан, хозяйство экспроприировано. Брат Александр Сергеевич Юдин с семьей скрылся от преследований в Средней Азии. Матушка София поселилась в церковной караулке Архангельского храма в селе Новоуглянка, в пределах видимости от монастыря, определенных занятий не имела. На жизнь она зарабатывала, помогая селянам по дому: мыла полы, стирала белье, шила одеяла, читала Псалтырь по усопшим. В 1928 году ее лишили избирательных прав как бывшую игумению.

В 1937 году началось самое беспощадное гонение на Русскую Православную Церковь. Повсеместно закрывались храмы, шли аресты духовенства и мирян. Настала очередь и игумении Софии. Ее арестовали 17 сентября 1937 года положному доносу и поместили в Усманской тюрьме. Солженицын в своем знаменитом «Архипелаге ГУЛАГ» так написал об усманской тюрьме: «Усмань? ... Вшивая вонючая тюряга, постройка старинная со сводами. И ведь ее набивают, что когда на этап начнут выводить - не поверишь, где они тут все помещались, хвост на полгорода». В отношении игумении Софии было возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 58-10 УК РСФСР - контрреволюционная деятельность.

На допросе 18 сентября 1937 года виновной в контрреволюционной деятельности матушка София себя не признала - на все обвинения, поддержанные запуганными свидетелями, смиренно отвечала: «Виновной себя не признаю». Так называемое  «обвинение» строилось только на показаниях нескольких жителей села Новоуглянка. Допрошенные свидетели, а попросту доносчики, показали, что бывшая игуменья вела систематическую контрреволюционную агитацию пораженческого и анти колхозного характера, призывала колхозников не ходить на работу в колхоз, распространяла провокационные слухи о войне и гибели Советской власти, клеветала на вождей ВКП(б) и правительство. В ходе очной ставки со «свидетелем» и последующего допроса, который проходил 23 сентября, матушка игумения отрицала свою причастность к контрреволюционной деятельности, показания свидетелей не подтвердила и виновной себя не признала: «Виновной себя в проведении контрреволюционной работы среди населения не признаю, так как я никогда и нигде контрреволюционной деятельностью не занималась».

Итогом стало обвинительное заключение по ст. 58-10 УК РСФСР - расстрел. В справке об исполнении приговора, которая приложена к следственному делу, говорится, что Юдина А. С. была расстреляна 10 октября 1937 года. Место погребения неизвестно. Спустя 52 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года бывшая игуменья Софийского женского монастыря была реабилитирована.

Ныне на территории в перестроенных и обезображены храмах и других строениях располагается детская колония. В последние годы в алтарной части бывшего монастырского собора была устроена молитвенная комната.

Комиссия по канонизации святых Липецкой митрополии