В Грязинском благочинии состоялась лекция о богослужебных особенностях прославления таинства воплощения Сына Божия

Опубликовано 22.01.2017 14:48

 

22 января 2017 года на приходе Никольского храма города Грязи по благословению настоятеля храма, ответственного за религиозное образование и катехизацию в Грязинском благочинии протоиерея Александра Бильчука состоялась очередная лекция помощника благочинного по религиозному образованию Н. В. Макеева на тему «Священное Писание в жизни православного христианина».

Николай Владимирович рассказал слушателям о библейской и святоотеческой основе богослужения Православной Церкви в особый период церковного календаря, который начинается с первого дня Рождественского поста и завершается отданием праздника Сретения Господня, когда Церковь прославляет воплощение Сына Божия «нас ради человек и нашего ради спасения».

В завершение Н. В. Макеев ответил на многочисленные вопросы прихожан о различных сторонах церковной жизни.

_______________________

«Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися».

Прародителям нашим, изгнанным за преступление из рая, милосердый Господь обещал послать Избавителя, Которого древние называли Мессией и Христом. Избавителя Сего люди ожидали пять тысяч с половиной лет. И когда Он родился, Церковь торжественно побуждает всех прославлять Его: «Христос раждается, славите».

А что значит: «Христос с небес, срящите»? Христами, то есть помазанниками Божиими, древние называли царей, первосвященников и пророков. Поэтому Церковь торжественно и объявляет, что родился не простой Христос, а Христос с небес, то есть Бог и Человек, как сказано в псалмах: Бог Господь, и явися нам. Благословен грядый во имя Господне (Пс. 117: 27, 26).

«Таинство странное вижу и преславное: небо, вертеп: престол Херувимский — Деву: ясли — вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем».

«Небо, вертеп». Воистину чудо преславное слышать, что вертеп, который обыкновенно бывает жилищем разбойников, сделался небом. «Небо, вертеп», потому что в вертепе этом вселился Бог, а где Бог, там и небо. И христианские души, пока добровольно предаются страстям — славолюбию, сребролюбию, гневу, зависти, ненависти, памятозлобию, мщению и подобному сему, бывают вертепом мысленных разбойников — бесов. А когда принесут смиренное и искреннее покаяние и будут проводить жизнь благочестивую, согласно заповедям Божиим, понуждая себя к смирению, кротости и любви, тогда бывают как бы другое небо, потому что вселяется в них благодать Божия или и Сам Бог благодатью Своею, по сказанному:вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2 Кор. 6: 16).

«Престол Херувимский – Дева». Потому что носимый Херувимами и певаемый от Серафим теперь носится на руках Девы, от Нея рожденный Богочеловек. За что такой чести сподобилась Дева Сия? Во-первых, за совершенное целомудрие и чистейшее девство. Многие девы имеют и хранят только телесное девство, в душе же не девы. А Дева Богородица была девой по телу и душе в чистейшем совершенстве, и потому называется Пречистой и Пресвятой Девой. Во-вторых, за глубочайшее Свое смирение Пресвятая Дева, когда прочитала в книге пророка Исаии: Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил (Ис. 7: 14), то возымела сильнейшее желание быть рабой Сей Девы, чтобы сподобиться хоть послужить Ей, и за такое глубокое смирение сподобилась быть Сама Богоматерью. Но и тогда не превознеслась мыслью, когда услышала о сем благовествование Ангела, а смиренно отвечала: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1: 38). Напротив, люди гордые, всеми мерами гоняясь за славой и честью, не сподобляются получить оных, потому что Господь гордым противится, и только смиренным... дает благодать Свою(Иак. 4: 6).

«Егоже воспевающе величаем». Принося славословие Рождшемуся от Девы в песнех церковных и пениих духовных, мы и вне церкви должны непрестанно хвалить Его, и прославлять, и воздавать Ему благодарение за неизреченное милосердие к нам, грешным, искупленным честной Его Кровью, и получившим чрез сие обетование жизни вечной, блаженной, и нескончаемой.

«Жезл из корене Иессеова, и цвет от него Христе, от Девы прозябл еси, из горы Хвальный, приосененныя чащи, пришел еси воплощся, от Неискусомужныя Невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи».

Думаю, что немногие из относящихся к моей худости вполне понимают смысл этого ирмоса. Для непонимающих вполне хочу написать малое пояснение.

В ковчеге Завета, по Божию повелению, в память будущим родам, был положен чудесно прозябший и процветший жезл Аарона. Жезл этот был прообразованием другого жезла от корене Иессеова, то есть Пресвятой Девы Богородицы, Она, от неплодных родителей, как от сухого жезла, прозябла живая ветвь, а от сей Девственной ветви, как цвет, прозябл Христос Богочеловек.

«Из горы Хвальный, приосененныя чащи, пришел еси воплощся, от Неискусомужныя Невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи». Хвалимый на небесах невидимый Бог видимо пришел на землю, как от горы и приосененныя чащи, воплотившись Невещественный от Неискусомужныя Девы. Как на горе, в тени чащи лесной, неудобно видеть, так неудобно разумом понимать непостижимое таинство воплощения Сына Божия от Пресвятыя Девы. Непостижимое приемлется токмо верою. Поэтому пророк Аввакум, духом провидя непостижимое таинство воплощения, взывал: «Слава силе Твоей, Господи».

Не неуместно здесь объяснить и недоумение некоторых, почему сказано: «Бог от юга приидет», а не от востока. Так сказано по отношению Назарета к Вифлеему, потому что Назарет, где было благовещение Божией Матери, по отношению к Вифлеему, где родился Христос, стоит на юге.

В словах: «Бог от юга приидет», можно найти и нравственное назидание. Ибо как видимое солнце, когда бывает в полдень на юге, более согревает и более озаряет лучами своего света, так и Солнце Правды — Христос Господь — благочестиво подвизающихся в крепости сил своих, в полдень жизни своей, более озаряет и более просвещает лучами благодати Своея, по сказанному: «в юге сеющии слезами, радостию пожнут».

Из писем прп. Амвросия Оптинского