О значении семи недель Великого поста рассказал школьникам клирик Никольского храма поселка Добринка

Опубликовано 25.04.2016 15:57

 

25 апреля 2016 года клирик Никольского храма поселка Добринка иерей Михаил Шершнев посетил МБОУ Лицей №1 и МБОУ СОШ села Петровское.

Священнослужитель рассказал школьникам о значении каждой недели Великого поста и о том, почему православные христиане соблюдают пост.

Отец Михаил отметил, что Великий пост для христиан — это семь недель напряженного духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днем, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого человека, чей подвиг Церковь почитает как особо значимый для всех христиан.

В первую неделю поста мы Святая Церковь установила праздник Торжества Православия в память о победе над ересью иконоборчества, сутью которой было отрицание почитания икон.

Борьба с иконопочитанием растянулась почти на столетие, и прекратилась лишь в 843 году, когда по инициативе императрицы Феодоры в Константинополе был созван собор, на котором было решено восстановить почитание икон в Церкви. После того как собор осудил еретиков-иконоборцев, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. В тот день патриарх, митрополиты, игумены монастырей, священники и огромное множество мирян впервые за много десятилетий открыто вышли на улицы столицы с иконами в руках. К ним присоединилась и сама императрица Феодора. В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия.

Во вторую неделю Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, которому православные христиане обязаны составлением Иисусовой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная.

Крестопоклонной она называется потому, что в этот период Поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест.

Почитание Креста Господня понимается в учении Церкви как поклонение Самому Христу, величию той жертвы, которую Иисус Христос принес ради всех нас. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, — все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение.

В четвертую неделю Великого поста Святая Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника, предлагая всем христианам высокий пример его аскетической жизни.

была написана удивительная книга — «Лествица» как руководство в духовно-нравственной жизни, которое может стать надежной духовной лестницей, по которой можно безопасно восходить от земной жизни к Небесным вратам (духовному совершенству). И хотя книга эта появилась 13 веков назад, ее до сих пор с огромным интересом и пользой для себя читает множество христиан во всем мире. Причина такой популярности — удивительно простой и доходчивый язык, которым святой Иоанн сумел объяснить сложнейшие вопросы духовной жизни.

Мысли Иоанна Лествичника по-прежнему актуальны для каждого внимательного к себе человека:

«Тщеславие выказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в красивую одежду, побеждаюсь любочестием, и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану? Попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу? Опять предаюсь ему. Куда ни поверни эту колючку, она всегда встанет шипом кверху»

«Лествица» по сей день остается одной из самых известных и читаемых книг у православных христиан. Поэтому Церковь чтит память ее автора, называя именем преподобного Иоанна четвертую Неделю Великого поста.

В пятую неделю Великого поста Церковь чтит подвиг покаяния преподобной Марии Египетской.

История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост человек способен с Божией помощью вывести свою жизнь к свету даже из самых страшных и беспросветных духовных тупиков.

В шестую неделю Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, который в нашем народе называется также Вербным воскресеньем, или Неделей ваий (Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей»).

Ваий - это называние пальмовых листьев, которыми жители Иерусалима устилали дорогу перед въезжающим в город Христом за неделю до Его Распятия. Вход Господень в Иерусалим — одновременно и радостный, и печальный праздник. Радостный потому, что в этот день Христос несомненно явил Себя людям как Мессия, Спаситель мира, многие века ожидаемый человечеством. А грустный этот праздник потому, что вход в Иерусалим, по сути, стал началом Крестного пути Христа. Израильский народ не принял своего истинного Царя, и большинство тех, кто восторженно приветствовал Спасителя с вайями в руках, и кричал: «Осанна Сыну Давидову!», уже через несколько дней в остервенении будут вопить: «Распни Его, распни!»

Православные христиане на этот праздник приходят в храм с веточками вербы, символизирующими пальмовые листья. Освященные ветви вербы верующие хранят весь год в красном углу как великую святыню. После праздника ее предают огню и ставят к святым иконам вновь освященные веточки.

Само название этой недели происходит от слова «страсть», то есть «страдание». Эта неделя — память о тех страданиях, которые были причинены Иисусу Христу людьми, ради спасения которых Он явился в мир. Один ученик — Иуда — предал Его врагам, ищущим Его смерти. Другой — Петр — трижды отрекся от Него. Остальные — разбежались в ужасе. Пилат отдал Его на растерзание палачам-бичевателям, а после — приказал распять, хотя совершенно точно знал, что Христос не был виновен в преступлениях, которые Ему вменялись. Первосвященники осудили Его на мучительную смерть, хотя им достоверно было известно, что Он исцелял безнадежных больных и даже воскрешал мертвых. Римские солдаты били Его, издевались, плевали Ему в лицо…

На голову Спасителя палачи надели терновый венец в форме шапки, похожей на митру (символ царской власти на Востоке). Когда легионеры глумились над Ним, от каждого удара палкой по «терновой митре» острые и крепкие четырехсантиметровые шипы вонзались все глубже, вызывая сильную боль и кровотечение…

.

Распятие - была самая мучительная казнь. Человека укладывали на крест, лежащий на земле. Огромные кованые гвозди с зазубренными гранями вбивались казнимому в запястья, чуть выше ладоней. Гвозди задевали срединный нерв, причиняя страшную боль. Затем гвозди вгонялись в стопы. После этого крест с прибитым к нему человеком поднимали и вставляли в специально приготовленное отверстие в земле. Повисая на руках, человек начинал задыхаться, так как грудная клетка его оказывалась сдавленной под весом тела. Единственным способом глотнуть воздуха было опереться на гвозди, прибивающие ноги к кресту. Тогда человек мог выпрямиться и сделать глубокий вдох. Но боль в пробитых стопах не позволяла долго находиться в таком положении, и казнимый вновь повисал на своих руках, пробитых гвоздями. И опять начинал задыхаться…

Христос умирал на Кресте шесть часов. А вокруг хохотали и издевались над Ним люди, ради которых Он и пошел на эту ужасную смерть. Также и сегодня многие не почитают день страданий Спасителя, предаваясь смеху и развлечению, вместо хранения молчания, размышления о крестных муках Христа ради спасения каждого из нас и посещения богослужения в храме, посвященному этому великому и страшному событию.

В Страстную же субботу мы трепетно будем ждать того мгновения, когда Пасхальной ночью услышим победоносную весть: «Христос Воскресе!» И с радостью воскликнем: «Воистину Воскресе!»

Священнослужитель пожелал детям не пропустить всерадостное и всесветлое Пасхальное богослужение, которое будет совершаться в храме во всю Светлую седмицу.

и православного журнала «Фома» №3 (119), марта 2013 г.