Митрополит Липецкий и Задонский Никон: «Господь ждет от нас сыновней любви». Беседа с главой Липецкой митрополии в преддверии праздника Преображения Господня (2017 г.)

Владыка, близится праздник Преображения Господня. Можем ли поговорить о том, к чему должны быть направлены наши духовные усилия, чтобы главным плодом жизни каждого, кто ищет спасения, стало заповеданное преображение его внутреннего человека?

– Да, не преобразившись, не отбросив ветхое одеяние греха, человеку невозможно взойти за Христом на свою голгофу. Поэтому будем нести свой жизненный крест в терпении и благодарении Богу.

Владыка, а где находится наша гора Фавор?

– В Церкви Христовой. Поскольку только во Христе освящается наша жизнь. В Таинствах Церкви мы получаем Благодать Святого Духа, очищающую и освящающую всего человека.

Сегодня в Липецкой епархии ведется активное храмостроительство. Влияет ли это на состояние общества в целом?

– Да, сегодня возводится много храмов. И строительство ведется намного быстрее, чем раньше. В этом году, например, мы освятили храм в честь святого равноапостольного князя Владимира на Манеже (ул. «60 лет НЛМК» г. Липецка.Прим. ред.)

В 2015 году мною был освящен закладной камень в его основание по случаю 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Прошло менее двух лет, и великолепный храм, выстроенный на бывшем пустыре, открыл свои двери прихожанам.

Действительно, Князь-Владимирский храм очень красивый и прилегающая территория так уютно обустроена.

– Дом Божий и должен быть красивым – это святое место. Наши предки ничего не жалели для созидания благолепия храмов. Приносили все лучшее. Когда я служил в Павловке, у нас совершенно не было средств, но была невероятная ревность восстановить разоренный храм. Приходилось самому осваивать и настенную роспись, и иконопись, и резьбу по дереву, чтобы украсить иконостас.

Работы по реставрации церкви и ее убранства было очень много: четырнадцать лет мы трудились, не покладая рук. Все прихожане участвовали: кто чем мог, старался внести свою лепту. Бабули какой-нибудь красивый платочек купят в городе, и тут же в храм его несут – иконы нарядить. Некоторые вышивать умели, полотенчики с вышивкой для икон приносили. А сегодня Господь такие возможности дал. Можно в самый короткий срок храм «с нуля» возвести.

Владыка, но вот не все разделяют радость появления новых церквей. Можно услышать мнение, что эти средства лучше было бы потратить на социальные нужды.

– Те, кто считает, что лучше раздать эти деньги нищим, больным, в детские сады и на другие социальные нужды – просто люди неверующие. Они ошибочно полагают, что человеку для счастья достаточно лишь внешнего благополучия, не понимая, что даже оно зависит от Бога, а не от денег.

Взять, к примеру, здоровье. Все хотят быть здоровыми и думают, что для этого нужно хорошее питание, высококвалифицированные врачи, дорогие препараты и тому подобное.

Но ведь здоровье тела начинается с исцеления души, иначе можно все больницы обойти, курорты и санатории объездить, множество лекарств принимать и не получить облегчения. Пока душа не начнет освобождаться от грехов, будет страдать весь организм, то от одной болезни, то от другой, то сразу от нескольких. Поэтому путь всякого исцеления нужно начинать с сердечного покаянного обращения к Богу и спешить в храм, где для нас совершаются святые Таинства.

Владыка, сегодня и официальная статистика подтверждает, что рост нетрудоспособности населения все чаще становится связанным с душевными заболеваниями, например, с депрессией.

– Депрессия в церковнославянской лексике называется унынием, – когда человеку не хочется ни молиться, ни в храм ходить, ни трудиться ради спасения души. Так бывает, когда сердце отпадает от источника жизни – от Бога. Тогда и жизнь становится не мила. Появляется тоска, апатия, слабость душевных и телесных сил, т.е. наступает полное расслабление. А помочь находящемуся в таком состоянии может только Господь.

Поэтому наше здоровье заключается, прежде всего, в нашей вере в Бога. И не просто в вере, а в благочестивой жизни, когда мы стараемся познавать Волю Божию и соразмерять все свои поступки, слова, чувства с заповедями Христовыми и молитвенно просить Его очистить и спасти наши души. Тогда Господь начинает действовать в нашей жизни Своей благодатью: очищает нас от всякой скверны; помогает справиться с трудными ситуациями, утверждая нас на пути спасительном даже в любых жизненных неурядицах.

К сожалению, мы зачастую недооцениваем силу молитвы – не хватает веры. Нам нужно что-то осязательное: выпил таблетку, сделал укол. Но, не будем забывать, что здоровье дает только Господь Если мы имеем упование на Него, помолимся сами, попросим других помолиться о нас, то Он даст или послабление в болезни, или даст сил потерпеть ее ради очищения души. «С ним есмь в скорби» (Пс 90:15) – говорит Господь всем, кто благодушно принимает испытания.

Владыка, а как правильно молиться, чтобы наше обращение было приятным Богу?

– Прежде всего, мы должны полностью довериться Его Благости и молиться с таким расположением сердца: «Господи, дай нам то, что Ты Сам хочешь дать нам». Так мы просим Господа, чтобы Он Сам взял нас под Свой покров, Сам управлял нашей жизнью, и Сам вел нас ко спасению, подавая необходимое здравие и благополучие.

А как в таком контексте правильно понимать русскую пословицу «На Бога надейся, а сам не плошай»?

– Человек должен обязательно трудиться, – и духовно, и физически. Однажды Антонию Великому явился Ангел и сказал: «Антоний, чередуй молитву с плетением корзин и так спасешься». Молитва и труд – это как два весла одной лодки. Если мы будем только молиться, и перестанем трудиться, то ничего не достигнем. И если будем трудиться без молитвы, тоже ничего не получится. Труд и молитва заповеданы нам Творцом.

Но эта пословица не совсем верная – мало только надеяться на Бога. Господь ждет от нас сыновней любви. Мы должны постоянно призывать Его в молитвах, прося подать нам силы телесные и духовные на исполнение заповедей Божиих.

И надо помнить, что главное в человеке – душа, созданная по образу и подобию Божию. Поэтому, когда мы стремимся построить свою жизнь духовно, в соответствии с Божьими заповедями, тогда все обстоятельства жизни станут для нас благом, будут приносить радость и вести к христианскому совершенству. «…любящим Бога …все содействует ко благу», – пишет апостол (Рим 8:28). Это опытно подтвердили все святые подвижники. Но без труда и молитвы мы ничего не сможем достичь.

Владыка, есть люди, которые начинают молиться, но не получая просимое думают: «Ну и зачем тогда в храм ходить, если Господь мою молитву не слышит?»

– Господь всегда нас слышит. Но люди маловерные считают, что Бог «обязан» исполнить их просьбу, желание, не задумываясь о том, чтобы сначала самим исполнить заповедь Божию, которая есть: «Ищите прежде Царства Божия… и остальное приложится вам» (Мф 6: 33).

А мы все делаем наоборот – ищем вместо Царствия Божия то, что должно «приложиться». Печемся не о духовных благах, а о материальных. Что чаще всего просят люди? Здоровье, благополучие, сытную, спокойную жизнь. Но если мы не постараемся стяжать Царство Божие, то все это скорее повредит нам, чем поможет. В то же время, если делами своей жизни мы будем стяжать благодать Божию и научимся пребывать в ней, то ничего земного нам и просить не захочется. Душа будет блаженствовать от единения с Духом Божиим и будет довольна тем, что имеет.

«Великое приобретение – быть благочестивым и довольным, – пишет апостол Павел. – Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6:6-8).

Отчего же так мало людей стремятся стяжать Царство Божие?

– Не верят Святому Евангелию, не хотят жить по правде Божией, по совести. Оправдывая себя, говорят: «А кто это Царство видел? Есть ли оно?»

Владыка, Господь в Священном Писании говорит, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20). Что значит «внутрь»?

– Когда Господь в сердце. Если сердцем мы будем стяжать благодать Божию, то уже в этой жизни Царство Небесное утвердится в нас. Царство Небесное – это не какие-то там роскошные строения, оазисы, сады или подобное тому. Это единение души человека со Христом, когда Он вошел в наше сердце и преобразил его. К этой главной цели христианства ведет наша жизнь пред Очами Божиими, когда мы сосредотачиваемся не на искании земных выгод, а на исправлении своего «ветхого человека», преображении своей души и жизни в свете Евангельских заповедей.

Но как можно себя исправить нам, таким грешным и немощным, если даже апостол пишет: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19)?

– Для этого Господь создал Церковь Свою, дал нам святые Таинства, в которых действует благодать Божия. Она-то нас очищает, исправляет, наставляет, если мы приносим искреннее покаяние и желаем изменить свою жизнь. Но путь покаяния должен длиться до последнего вздоха, чтобы вместе с Апостолом мы могли бы сказать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил 4:13). Ведь только благодать Божия научит нас «жить и в скудости, и в изобилии; научит всему и во всем» (ср.: Фил 4:12).

Благодать преображает всего человека, укрепляет его дух настолько, что позволяет ему господствовать над немощами человеческого естества. Апостолы, например, радовались тем обстоятельствам жизни, от которых мы, по малодушию, просим Господа нас избавить. Поэтому будем стремиться менять не внешние обстоятельства, а состояние наших сердец и воспитывать в себе благодарное отношение к Промыслу Божию о спасении наших душ.

Почему же люди так равнодушно относятся к главному смыслу человеческой жизни? Почему не стремятся получить Благодать Божию в Таинствах Церкви? А на светские мероприятия идут более охотно, чем в храм Божий?

«Вкусите и видите, яко благ Господь», – говорит Псалмопевец (Пс 33:9). Только тот, кто вкусил благодати Божией, может понять, каким драгоценным даром для нас являются храм, святыня, молитва, церковные Таинства. Для такого человека светские мероприятия становятся тягостными и скучными, потому что вновь опустошают душу. Ведь полученная благодать пребывает с нами тогда, когда мы храним ее, стараясь жить по-православному.

Владыка, а что делать людям, которые желали бы поверить, но не могут – не чувствуют веры в сердце, не могут с уверенностью сказать в себе: «Вот, я приступаю к истинным Телу и Крови Христовым»?

– Если мы сознаем свою греховность и желаем исправления, но не имеем веры, нужно вопиять: «Господи, спаси мя, погибаю!» Ведь обретение веры есть величайшее чудо на земле. Воскрешение мертвого душой – больше, чем воскрешение мертвого телом.

Надо просить, чтобы Господь сотворил с нами это чудо, чтобы вместе с утверждением искренней православной веры началось и чудо преображения нашего внутреннего человека и всей нашей жизни, чтобы из отступников мы преобразились в чад Божиих. Поэтому давайте молиться: «Господи, вразуми нас. Господи, помоги нам. Господи, дай познать имя Твое Святое, благое, освящающее наши души Своею благодатью».

Спаси Господи, Владыка! Благословите.

– Бог благословит!

С Высокопреосвященнейшим митрополитом Никоном
беседовала Валентина Швайдак