Быть со Христом. Жизнь прихода Ильинского храма села Панино Добровского района

На архиерейском богослужении в Ильнском храме села Панино, 2016 г.

О жизни прихода, о смысле человеческой жизни, о роли храма в спасении человека размышляют прихожане и настоятель Ильинского храма иерей Олег Ледин.

ПАНИНСКИЙ КИРПИЧИК

Приход Ильинского храма в добровском селе Панино — лишь один из тридцати с лишним десятков тысяч кирпичиков-приходов, которыми сложено благословенное здание Русской Православной Церкви.

Знатоки архитектуры относят здание Ильинской церкви, построенное в 1858 году на средства прихожан, к стилевой форме позднего классицизма. В храме четыре престола: главный – во имя св. пророка Илии, а также три придельных: правый – св. мученицы Параскевы, левый – св. мучеников Фрола и Лавра, и придел Рождества Пресвятой Богородицы, расположенный в трапезной части храма.

Как свидетельствуют архивные документы 1876 года, Ильинская церковь была главной, ее причт состоял из настоятеля, помощника и двух псаломщиков. Настоятелем был священник Яков Благонравов, его помощником – священник Александр Троицкий. Тем не менее, сверх штата в причт входили священники Александр Диев и Гавриил Богоявленский. Это совсем не удивительно: в соответствии с отчетом Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел России от 1866 года, в казенном селе Панино в 1862 году насчитывалось 154 двора с 1221 жителями, в том числе 608 мужского пола и 613 женского. Село по тем временам было немаленькое, и двум священникам окормлять его было бы не под силу. Церковным старостой с 1874 года был назначен государственный крестьянин Андросов, потомки которого и по сей день проживают в Панино.

Ильинская церковь – один из трех храмов Липецкой области, который в богоборческие советские времена практически не закрывался, даже во время самых жестоких гонений на Церковь.

Только лишь в годы Великой Отечественной войны храм был закрыт на короткое время и, к счастью, не был использован в качестве зернохранилища, склада или машинно-тракторной станции, как это случилось почти со всеми церквями в окрестных селах. В довоенные и послевоенные годы Ильинский храм стал волею Божьей духовной отдушиной для благочестивых жителей сел, расположенных по соседству: нынешнего районного центра Доброе, Малого Хомутца, Каликино, Замартынья, Махоново.

Среди прихожан храма был и Высокопреосвященнейший Владыка Никон, митрополит Липецкий и Задонский, который, будучи еще ребенком, проделывал со своими родителями пятнадцатикилометровый пеший путь до Ильинского храма от села Филатовка, где в то время жила семья Владыки.

Следует сказать, что Добровский район всегда был для безбожной власти настоящим бельмом на глазу: власть предержащие называли его «районом трех П» по первым буквам названий сел Путятино, Порой и Панино, в которых после военного лихолетья действовали храмы. Как вспоминает один из старейших журналистов Добровского района Александра Алексеевна Сметанина, редакцию добровской районной комсомольской газеты, в которой она работала в то время, в полном составе не раз вызывали на бюро обкома ВЛКСМ в Липецк, где устраивали атеистическую головомойку: «Товарищи, вы живете в районе трех «П» и миритесь с этим рассадником религиозных предрассудков и пережитков прошлого. Где ваша комсомольская совесть, товарищи!?» Но православная вера оказалась сильнее «комсомольской совести».

«ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАБОТА О ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ». НАСТОЯТЕЛЬ ИЛЬИНСКОГО ХРАМА ПАНИНО ИЕРЕЙ ОЛЕГ ЛЕДИН

Три года назад настоятелем прихода Ильинского храма был назначен иерей Олег Ледин.

«Таких храмов, как наш, мало. Он уникальный, намоленный, его стены хранят тепло молитв многих поколений прихожан. В храме сохранились даже фрагменты оригинальной росписи шестидесятых годов девятнадцатого века, – говорит батюшка. – Среди святынь храма - икона Божьей Матери «Достойно есть», привезенная некогда с Афона, которой уже более 150 лет, старинные образа Боголюбской Божьей Матери и Святителя Николая Чудотворца в металлических обронных окладах(Обронный оклад — оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки. Ред.)

Гонители веры не единожды пытались изъять эти иконы из храма, забрать их силой, но всякий раз наши прихожане становились вокруг святынь живым щитом и не давали свершиться святотатству.

– Батюшка, что, на ваш взгляд, главное в жизни прихожанина - верующего православного человека? 

– Главной целью каждого человека должна быть забота о жизни вечной. И наш земной путь, который кажется нам столь долгим, всего лишь короткий подготовительный процесс к ней. Поэтому каждый православный должен постараться, чтобы пройденный им путь был чище, светлее, добрее, чтобы каждый смог предстать перед Господом со спокойной душой и совестью, без страха встретить смерть и дать Богу ответ за все свои поступки. 

– Что нужно для этого в первую очередь? 

– Посещать храм, как я неустанно повторяю своим прихожанам, и быть православным христианином не на словах, а на деле. А у нас нередко бывает, что человек, считая себя православным по факту крещения, даже не задумывается о необходимости посещать дом Божий. 

 Почему столь велика роль храма в спасении человека?

– Как мы знаем, человек не может спастись без благодати Божией. И распространенное утверждение, что Бог «у меня в душе», - в корне ошибочно и лукаво. Таким образом люди просто оправдывают свое нежелание ходить в храм Божий. Будучи крещенными, они не желают строить свою жизнь в соответствии с христианскими заповедями. И то, что человек признает существование «чего-то высшего», как они говорят, совершенно не означает, что Бог пребывает в их душе. Ибо в Святом Евангелии сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

Но какую бы, на внешний взгляд, чистую, светлую и добродетельную жизнь не вел человек, без таинства Исповеди и Причастия достичь чистоты сердца невозможно. Зато возможно перестать видеть ее греховный смрад и жить, теша себя самообманом, что я мол, человек хороший, зла никому не делал, и бог у меня в душе.

Поддаваясь такому духовному нерадению, человек лишает себя возможности действительной встречи с Богом, которая происходит только в храме в святых Таинствах Исповеди и Причащения. Кроме того, соборная молитва, которая звучит в храме, по-иному принимается Богом. Ибо, Сам Господь говорит: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18: 20).

– Как правильно относиться к ближним, которые только начинают свой путь воцерковления?


– Всякий человек, только пришедший в храм, молодой или пожилой, нуждается в некотором послаблении. Не стоит сразу же требовать от него полного соблюдения всех правил, настаивать, чтобы он безукоризненно постился и соблюдал молитвенное правило, клал множество поклонов.

Ко всему этому он придет самостоятельно по мере своего духовного взросления. Иначе, будучи еще внутренне не готовым к напряженному молитвенному труду и воздержанию, человек может прийти в уныние и сказать: «И зачем, скажите на милость, мне все это? Жил себе спокойно, а тут такое!».

Надо очень мягко и деликатно помогать человеку советами, уча более своей благочестивой жизнью, чтобы своей ревностью не по разуму не оттолкнуть его от Церкви.

– К кому лучше обратиться человеку за разрешением духовных вопросов или иных, связанных с церковной жизнью? 

– К священнику. 

– А как относиться невоцерковленному человеку к горячему желанию некоторых прихожан наставить его в истинах православной веры, зачастую довольно неделикатно?

– Игнорировать эмоциональную часть наставления и извлекать возможную пользу. Например, если делают замечание, что записки на проскомидию не подают во время чтения Евангелия, поскольку проскомидия уже закончилась, надо это запомнить и следующий раз приходить к началу Литургии, или на всенощное бдение, чтобы иметь возможность помянуть своих ближних за такой важной частью богослужения как проскомидия. (Проском́идия (греч. Προθησις, «приношение») — первая часть литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров). На ней путем особых священнодействий, из принесенных хлеба и вина приготовляется часть просфоры для Евхаристии и при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Проскомидия совершается священником в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Ред.)

Но правильнее человеку, принявшему решение прийти в храм заблаговременно ознакомиться с азами церковной этики, тем более, что недостатка в подобной литературе сейчас нет. Дом Божий – святое место и его надо уважать.

Любой человек, прежде чем предстать пред лицом правителя, досконально изучает правила поведения во дворце, чтобы не оказаться в неловком положении и не прогневать высокое лицо. Тем более православный христианин, прежде чем переступить порог храма – места особого пребывания Самого Господа должен не полениться узнать, как следует себя вести, что надеть, каков порядок богослужения – когда можно поставить свечи, а в какие моменты недопустимо перемещаться по храму.

– Делают ли серьезные ошибки прихожане, продолжительное время посещающие храм?

– Такие люди бывают склонны впадать в состояние духовной прелести (от славянского «лесть» — обман. Ред.), которое характеризуется тем, что человеку кажется, будто он достиг определённых духовных высот и может быть духовным руководителем других, даже священнослужителя, особенно, если тот моложе по возрасту. 

Кроме того, привыкая к храму, к богослужению, прихожане имеют опасность потери благоговения к святыне, утрачивают чувство страха Божьего, переступая церковный порог. Храм для таких людей становится просто средой обитания, местом встречи со знакомыми, своеобразным времяпровождением, но не молитвенным стоянием пред Богом. Наблюдать такое очень печально. 

– Как можно бороться с подобными проблемами приходской жизни?

– Просвещать прихожан, общаться с ними, искать особый подход к каждой возрастной категории. Конечно, наш приход по большей части состоит из пожилых людей – современная особенность сельской глубинки. Тем не менее нам, по милости Божией, удалось организовать детскую воскресную школу, главная цель которой научить юных прихожан любить храм, любить богослужение – сердцевину духовной жизни и духовного становления человека.

Воспитанники воскресной школы храма на архиерейском богослужении, 2016 г.

– Дети охотно откликнулись?

– Если сегодня взрослому церковная дисциплина зачастую трудно дается, то что говорить о детях, которым в силу возраста хочется побегать, порезвиться. 

– Моя бабушка в начале прошлого века, будучи еще маленькой девочкой ходила пешком из Воронежа в Киево-Печерскую Лавру. И она рассказывала, что священник их сельского храма за выученные молитвы угощал детей шанежками. На вашем приходе такой подход к детям не пробовали?

– Сейчас не те времена, шанежками никого не удивишь – у детворы другие увлечения. Но подход к детям мы, конечно, ищем. Вот во дворе батут поставили, и я сказал детям, что если хотите прыгать на нем, то сначала выучите «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», или другую хотя бы краткую православную молитву. И что же? Дети заинтересовались. Приходили, рассказывали и с радостью бежали получить обещанный доступ до батута. 

– Но получается, ребенок просто механически зазубрил молитву, чтобы попрыгать?

– Не совсем. Он понял, что прежде, чем поиграть, что-то хорошее получить, надо немножко духовно потрудиться. А слова молитвы, попав в чистую детскую душу, непременно дадут добрые всходы, оставшись с человеком на всю жизнь. 

– С детьми понятно, а как со взрослыми прихожанами?

– Со взрослыми надо больше говорить, пояснять. Лучше это делать в неформальной обстановке. У нас например заведена традиция устраивать каждое воскресенье совместные чаепития, за которым мы проводили беседы по Новому Завету и порядку богослужений.

– Батюшка, Панинский храм почти не закрывался. Сторожилы находят какие-то отличия приходской жизни в нынешние времена от советского периода?

– Конечно, несмотря на обрушившиеся гонения на Церковь, люди веровали более истово, а когда началась война, разруха, то люди буквально бежали в храм. Верующих, может, было меньше, но искренности у них было больше. Ведь они постоянно рисковали ради веры своей жизнью, работой.

Очень непросто было исповедовать веру в условиях, когда опасно даже перекреститься на улице, проходя мимо храма. А они это делали и не говорили, что «бог у меня в душе, зачем какие-то внешние атрибуты».

Как тут не вспомнить слова святителя – мученика Серафима Чичагова, который говорил: «Дети мои, что вы так сетуете, негодуете на советскую власть? Она нас, не желающих спасаться, вталкивает во врата Царствия Божия». 

От старожилов известно, что сами комиссары и партийные работники, которые днем в Липецке «шили» дела верующим, ночью приезжали сюда, в Панинский храм, с просьбой тайно крестить своих детей и внуков.

Сейчас же, во времена таких благоприятных возможностей для церковной жизни, люди перестают ее ценить, развращенные вседозволенностью и тотальной доступностью материальных благ. Все больше становится людей, которых уместнее назвать не прихожанами, а «захожанами». Вся их духовная жизнь ограничивается причащением раз в год, освящением кулича и яиц на Пасху; а самые, так сказать «знающие» набирают еще на Крещение воду, и в августе освящают яблоки и мед.

К сожалению, не все понимают, как милует нас Господь, что сегодня мы можем прийти помолиться в любой храм, не опасаясь того, что тебя вызовут на партийное собрание или выгонят с работы. 

– Отец Олег, как вы пришли к священству? Что стало отправным моментом в принятии такого ответственного решения? 

– Мне в жизни довелось многое испытать: и голод, и холод, и отчаяние – я совсем не понаслышке знаю, что такое интернат. Хотя мне всего двадцать семь лет, жизнь потрепала меня изрядно. А вот какого-то отправного момента, о котором вы спросили, я припомнить не могу. Дело в том, что я с самого раннего детства, наверное, лет с пяти начал ходить в храм и уже тогда говорил себе, что непременно стану священником. И впоследствии у меня даже мысли не было свернуть с этого пути и избрать какую-то иную профессию.

На богослужении в проестольный праздник храма, 2016 г.

Среди моих родственников мало верующих, но среди тех людей, которые воспитали меня духовно, было много больших молитвенников, священников, монахов. Я всегда чувствовал помощь Божию, что Господь ведет меня по волнам житейского моря, бережет. В моей жизни было немало ситуаций, когда она буквально висела на волоске. И только чудом я оставался жив.

Однажды в детстве, когда я жил еще на Алтае и учился в пятом классе, мы на перемене выбежали из школы, чтобы поиграть на школьном стадионе. В это время снегоуборщик собирал там снег для большой общегородской горки. А я настолько заигрался, что попал в массу снега, которую машина перемалывала огромными ножами. Буквально плывя в этом снегу, я каким-то чудом выбрался из-под ножей в самый последний момент. Еще секунда – и меня бы перемололо, затащив в бункер снегоуборщика. Уверен, что все благополучно завершилось по Божьему произволению, впрочем, как и все остальное в моей жизни – и хорошее, и плохое. 

– Батюшка, когда в жизни случается хорошее – это понятно. А плохое?

– Господь попускает скорби, чтобы испытать нашу веру и устремленность к Нему, открыть нам, насколько мы искренни с Ним. Ведь, когда все хорошо складывается, мы не можем познать настоящее состояние своей души, а вот когда жизнь "прижмет", тогда и познается подлинный человек: одни нервничают и раздражаются, другие начинают неадекватно себя вести, а иные благодарят Бога за посланные испытания и уповают на Его святую волю. 

Скорби помогают ответить нам на вопрос – где наше сердце: с Господом, или с жизненным комфортом; ищем ли мы Царствия Божия, очищения сердца, или – как удобнее устроиться в этой жизни, требуя от Всемогущего Бога исполнения наших желаний, вместо того, чтобы смиренно постараться исполнить Его волю о нас хранением Его заповедей, стараясь в каждый момент жизни поступать, как должно православному человеку. 

– Отец Олег, многие ваши прихожане отмечают, что приход – это одна большая семья. Что помогает сплачивать прихожан?

– Что может сплотить верующих лучше, чем соборная молитва за богослужением в храме!? Помогают почувствовать себя единым целым и паломнические поездки по святым местам. 

Мы уже побывали в Задонске, в Сезеновском монастыре, в Вышенском женском монастыре. Польза от этих поездок огромная – можно приложиться к мощам святых угодников, помолиться им об укреплении веры, обратиться за советом к более опытным в духовной жизни – монашествующим. 

– Не раз приходилось слышать мнение, что паломнические поездки – это своеобразный православный туризм: проветриться, увидеть новые места, а заодно и Богу помолиться. 

– Это от человека зависит, с каким настроем он в паломничество едет. Все же я считаю, что если возможность поехать предоставляется, то обязательно надо ехать. Если же такой возможности нет, то тоже не унывать. Сейчас повсюду открыты храмы. А что может быть желаннее дома Божьего?! И не имеет значения, есть ли там мощи святых или иные святыни, когда в каждом православном храме Дух Господень пребывает. Что может быть выше?

Но святые места посещать надо – они воодушевляют искренне верующего человека на большие подвиги любви, смирения, молитвы, окрыляют духовно лицезрением плодов святой жизни. У меня до сих пор живы детские воспоминания, как я с папой приехал к мощам Преподобного Сергия Радонежского. 

Мне, ребенку, честно говоря, было даже страшновато подходить к мощам Преподобного – накануне поездки я посмотрел фильм о Троице-Сергиевой Лавре, в котором были показаны сцены того, как одержимых нечистой силой отбрасывает от мощей метров на десять – пятнадцать. Я безумно боялся приближаться к раке – вдруг и мне так же «наподдаст»?! И как же я был потрясен, когда приложившись к святым мощам, испытал необыкновенно благостное чувство, не покидающее меня и по сей день. 

Такие благодатные чувства, которые можно испытать в паломнической поездке, очень нужны верующим, и ими надо дорожить. Но все же я уверен, что более великой святыни, чем храм Божий, не существует. Поездки – прекрасно, но о храме, где православный приобретает силу веры, силу духа, забывать нельзя. 

– С какими основными сложностями вам приходиться сталкиваться как настоятелю прихода?

– До Панино я служил в одном из храмов Рязани, где закончил духовную семинарию и был рукоположен. Когда переехал в Липецк, у меня был выбор: служить третьим священником в городском храме или быть настоятелем на сельском приходе. Я выбрал второе, о чем нисколько не жалею – мне здесь очень нравится.

Да, сложности есть – а где их нет? Надо отметить, что средний возраст большинства прихожан приближается к семидесяти годам, и отношение ко мне, как настоятелю поначалу было довольно настороженное: «Уж больно молод!» Со временем отношения с прихожанами, слава Богу, наладились. 

 

Другая проблема – финансовая. Храм старинный, большой. Требуется много затрат на ремонт, отопление и пр. Временами бывает очень тяжело найти необходимые средства, но с Божьей помощью мы и эти проблемы решаем. Тем более, как я уже говорил, проблемы даны нам в качестве испытания нашей веры и устремленности к Господу. Удается ли мне преодолевать сложности? Об этом лучше спросить прихожан, но мне кажется, что удается. На одном месте не топчемся, движемся вперед, по милости Божией. 

– Отец Олег, что бы вы пожелали нашим читателям? 

– Помощи Божией на нашем нелегком жизненном пути! Желания и стремления быть с Господом. Без Бога страшно жить, а с Богом – хорошо, легко и спокойно. У нас сегодня такие благоприятные возможности спасаться: никто не гонит верующих, не угрожает за то, что мы осеняем себя крестом, проходя мимо храма. 

Надо дорожить этим и помнить, чем ближе мы к Богу, тем ярче проявляется в нашей жизни Его благодать и помощь. Надо всей душой стремиться к Господу, понуждать себя на молитву, на регулярное посещение богослужений в храме, приучать к этому своих детей с самого раннего возраста, когда они особенно восприимчивы к принятию Божественной благодати.

Господь каждого призывает ко спасению. Он стоит у дверей нашего сердца и стучит (ср. Откр 3:20), чтобы мы позволили Ему – Творцу – войти в наше грешное сердце и принести туда радость и красоту жизни.

Спешите ответить на призыв любви Божией. Не надо дожидаться, пока наше сердце настолько окаменеет, что достучаться до него можно будет только большими скорбями и испытаниями, после которых чаще всего и приходят люди в храм.

Очень прискорбно наблюдать ситуацию, когда в церковь приходят по двум случаям – на собственные крестины и на отпевание, свое собственное или своих родственников. Господь Своей крестной смертью открыл человеку двери рая, а он прошел мимо. И уже ничего не сможет поправить, когда воочию убедиться, что за дверями смерть стоит вечность – блаженная для подвизавшихся в земной жизни ради спасения души и горькая и страшная – для нерадивых. 

К великому несчастью даже сейчас, когда открыты храмы, возрождены монастыри, доступно столько духовной литературы, мало, очень мало людей задумываются о том, что в любой момент Господь может прекратить наш земной путь. И с чем мы предстанем пред Ним, если не успеем принести покаяние? Поэтому мы должны стараться ежеминутно помнить о Боге. Конечно, мирскому человеку это нелегко, но возможно и необходимо. Надо только начать. 

Приближаться к Богу, быть с Ним, жить по Его заповедям – вот мое пожелание вашим читателям.

«Я В МОЛОДОСТИ СИЛЬНО ЗАБОЛЕЛА, НО ГОСПОДЬ МЕНЯ ИСЦЕЛИЛ». ПРИХОЖАНКА ЕКАТЕРИНА ТИМОФЕЕВНА БИРЮКОВА

– Екатерина Тимофеевна, расскажите, как вы пришли в храм? 

– В храме я сызмальства. Сама я из верующей семьи. Моя мама здесь шестьдесят лет пела на клиросе, шутка ли?! Бабушка тоже очень верующая была. Ее племянник, отец Михаил, мой крестный, служил долгое время здесь, в Панино, а потом в Христо-Рождественском храме, что на Арктической улице в Липецке.

Он нас, совсем еще маленьких, по-своему приучал в церковь ходить – раздавал нам сдобные калачики, говоря: «Вот «Богородицу» выучите, прочитаете мне, тогда еще по калачику вам принесу». Ну, мы и старались учить молитвы, очень уж нам батюшкины калачики нравились.

А чуть позже, когда я немного подросла, мама стала меня с собой в храм брать – она на спевку, и я с ней. А теперь моя дочка поет со мной – не прерывается традиция. В последние годы выполняю обязанности уставщицы(Уставщик – заведующий порядком чтения и пения в церкви, согласно с церковным уставом. Ред.), присматриваю за дисциплиной и порядком. Весь наш род до седьмого колена верующий. 

– Можете вспомнить случаи особого Промысла Божия из приходской жизни?

– Господь, возможно, и посылал чудеса, но ведь это не до каждого ума дойдет – надо обладать духовным зрением, чтобы их видеть в потоке обыденных событий, а это не каждому дано. Впрочем, не так давно было чудо, которое увидели все. Вскоре после того, как к нам пришел отец Олег, случился невероятной силы ураган – с нашей церкви снесло кровлю, и ком мятого кровельного железа понесло прямо на батюшку, который в этот момент по церковному двору проходил. Еще секунда – и его накрыло бы! Но в последний момент, прямо перед батюшкой, этот железный рваный ком резко свернул в сторону, а наш батюшка остался цел и невредим. 

Вот такое чудо произошло – верно, Господь сберег его, чтобы он и дальше восстанавливал храм. 

– Ваш храм в Панино освящен во имя святого пророка Ильи. А местная молодежь знает об этом пророке, чем он был славен?

 

– Те молодые люди, что из верующих семей, конечно, знают, а так даже не все старики знают, какой ревностный был пророк Илья, как радел о славе Господней.

Тех, кто знает, становится все меньше и меньше. Молодежи, к сожалению, маловато – придут один раз в Великий пост причаститься и больше не видно. Хотя батюшка наш старается их всеми силами в храм привести. Иные приходят, а большинство всякие развлечения предпочитает. Некоторые даже стариков своих не отпевают, о чем тут говорить? Дремучий народ пошел. 

– Екатерина Тимофеевна, а вы помните, как проходили службы в Ильинском храме во времена вашего детства?

– А как же! В пятидесятых годах на службах людей было битом! Храм был всегда переполнен. Когда был вынос Плащаницы, помню, стать даже было негде. Сейчас куда меньше – в соседних селах храмы открыли, да и поумирало немало православного люда нашего возраста. Со старостью не поспоришь… Хор у нас тогда был огромный, мужчин-певчих в нем много было. Даже два хора было – на левом и на правом клиросе, по 15 – 20 клирошан в каждом. При отце Владимире Вылуске в Панино издалека приезжали, даже из других областей. Храмы-то везде были закрыты, и к нам ехали из Малого Хомутца, Каликина, Доброго, Замартынья, Махонова, Филатовки. В иные дни Великого поста причастников было до шестисот человек, можете себе представить? 

– Это сколько же Чаш надо? 

– Батюшка с Божьей помощью из одной Чаши всех причащал, партиями – человек по сто-сто пятьдесят, управлялся как-то.

– Екатерина Тимофеевна, как, на ваш взгляд, можно вернуть народ в храм? Что мешает? Или чего-то не достает? 

– В том-то и беда, что всего хватает, ни в чем недостатка нет. Одного не хватает – веры! Тут убеждать и призывать сложно. Главное – родители, примеру которых следуют дети. Только вот таких боголюбивых родителей становится все меньше. А так, кого надо – Господь Сам в храм приведет. Чаще всего Господь приводит человека в храм разными скорбями: болезнями, потерей близких. Да что там говорить! Я сама в молодости сильно заболела, почти смертельно, но Господь меня исцелил. 

Как сейчас помню, незадолго до болезни отец Владимир мне, наверное, раз десять говорил: «Становись-ка ты, Екатерина, на хор, пора уже тебе». А я все отнекивалась: «Да нет, батюшка, я и без того храм исправно посещаю. И без меня есть, кому петь!». Господь-то меня голосом и слухом не обделил, а я все отнекивалась. Вот и заболела ни с того, ни с сего!

Поехали с мамой по врачам, лечимся – лечимся, а толку нет, все хуже становится. Однажды снится мне сон: я иду по Панино, а навстречу мне батюшка идет, но лицо его скрыто, и говорит: «Надо-бы тебе, Катерина, за твою болячку хорошенько попеться!». Я иду за ним следом и говорю: «Батюшка, если мне завтра с утра хоть немного полегчает, обязательно пойду в храм!». 

Наутро маме о своем сне рассказала, и она меня под руку повела в храм, хоть мне и очень худо было. Встала с хором, через силу начала петь и уже к вечеру того же дня мне стало помаленьку легчать. Вот так! Потом, глядя на меня, и мои дети, а их у меня трое, тоже пришли к вере. И все они ходят в храм, особенно дочери стараются – ни одной службы не пропускают. Понимают, что с Богом не пропадешь.

«КТО К БОГУ, К ТОМУ И БОГ». ПРИХОЖАНКА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА ЧЕРНЫХ

- Я служу в Ильинском храме очень давно, практически всю жизнь, обихаживаю канун (церковный стол для свечей с небольшим распятием в центре. На него ставят свечи для поминовения усопших. Ред.) – это уже много лет моя главная обязанность.

В наш храм я ходила с мамой с малолетства. Поначалу больше бывала в церкви в теплое время года – зимней обувки у меня в детстве не было. Чуть позже родители мне валенки сваляли на вырост. Так я в них храм и зимой стала ходить. Мама соломы в них натолкает, стельки потолще положит, я и иду в них, совсем как большая. А дорога-то не самая близкая, мы тогда в Малом Хомутце жили.

Потом, когда замуж вышла и дети пошли, было непросто каждый день в храм ходить – девять детишек все-таки на руках. Да к ним еще скотина, и огород в придачу. Разве выберешься?! А вот последние десять лет хожу постоянно, без храма уже жизнь себе и не представляю. 

 А дети ваши в храм ходили?

– Ходили, как же! Сама-то готовишь, стираешь, скотину кормишь, хлопочешь с утра до ночи, а детвору в храм отправляешь, чтобы по улице без толку не бегали. Они и сейчас в храм ходят, не забывают – с детства приучены. Дочери, правда, лучше ходят и чаще, чем сыновья – те бывает ленятся. В мужа моего видать пошли. Он все подсмеивался надо мной: «Совсем ты уж замолилась, монашка!» Но главное, что дочки внуков моих к храму приохотили. Взять, к примеру, внучку Настю – та хоть и маленькая, только в четвертый класс пойдет, но уже знает, как святым молиться, куда свечку поставить, как исповедоваться. Мать не нарадуется на нее, а уж как я рада и не сказать! С Богом-то оно надежнее. 

Раньше это все понимали, каждый старался быть к Нему поближе. Мой прадед рассказывал маме, что в стародавние времена никто даже и не думал, чтобы не пойти на воскресную службу из-за того, что работы в огороде много. А сейчас? В воскресенье с самого утра сорняки тяпать начинают, а о Боге забывают! Ведь раньше как-то управлялись одними только руками. Техники такой, как сейчас, всяких мотоблоков, тогда и в помине не было. Хорошо, отец Олег у нас батюшка очень строгий, хоть и молодой. Но и он достучаться до всех не может – многие так и не ходят в храм по воскресеньям. 

– Мария Михайловна, как же молодежь к церкви приохотить? 

– Тяжелое это дело. Взять хоть моих сыновей – уж я и толкую с ними, понукаю, твержу, что если бы не Господь, то у нас ничего бы не было – все от Бога зависит. «А Васька слушает, да ест»! Ребята, конечно, соглашаются со мной, но в храм идти ленятся: «Ты, мам, ходишь в храм, молишься, и слава Богу. Помолись там и за нас, грешных». 

Вот и весь их сказ. Работают они, конечно, много, хотя в праздники я им не разрешаю трудиться – такие дни надо Господу посвящать, бывать на службе в церкви, тем более, что машины у всех есть и даже пешком можно не ходить. Говорю им, что Господь, как только войдете в храм, сразу же вас увидит – даже быстрее, чем я с кануна. Более того, втолковываю им, Он вас еще на дороге увидит, когда вы в храм едете, да что там! – только вы подумаете о том, что надо в храм пойти, Господь в то же мгновение узнает об этом. Господь все видит, все слышит. Кто к Богу, к тому и Бог.

ПАНЯ ИЗ ПАНИНО. ПРИХОЖАНКА ПРАСКОВЬЯ НИКОЛАЕВНА КОРАБЕЛЬНИКОВА

Паня из Панино, поэтесса и живая достопримечательность села – так называют ее односельчане.

– Сама я с 1942 года, родилась в Панино, прожила тут всю жизнь, здесь, наверное, и помру, – рассказывает Прасковья Николаевна. – Жизнь меня не баловала, но я рук никогда не опускаю, без дела не сижу и еще другим пример подаю. Бабушка и моя мать всю жизнь ходили в храм, и я с ними, а мой дед в войну прислуживал в Ильинском храме, благодаря которому Панино стало известно на всю область. 

– А что вы можете сказать про сегодняшнего настоятеля?

- За три года настоятельства отца Олега наш храм изменился до неузнаваемости, стал красив, как в прежние годы. И хотя нашему батюшке всего лишь 27 лет, он вложит тебе в голову больше, чем иной старец. 

Мало того, что храм отремонтировал, он еще отучил наших прихожанок в храме разговоры вести, а то раньше в церкви шумно было, как в клубе. Строгий он у нас, – с одобрением в голосе продолжила Прасковья Николаевна, – оно и поделом, ведь с нашим братом иначе нельзя. Я даже одно из стихотворений в своем последнем сборнике «Мои года – мое богатство» посвятила нашему батюшке. Оно так и называется «Отцу Олегу». Вот, послушайте:

«Скромный храм, не царские ворота
Но с утра спешит сюда народ
И все тот же батюшка, Олег наш,
Послушанье Господу несет...»

Впрочем, нашему храму везло с настоятелями. Пожилые прихожане до сих пор с теплотой вспоминают протоиереев Владимира Вылуска и Геннадия Куксова. При них много чужесельских прихожан к нам в храм приезжало, народа всегда битма было. 

Отец Владимир был как рентген: каждого прихожанина видел насквозь, знал всю его подноготную, помогал советом. В шестидесятых годах его в Елец перевели, где он позже и отошел ко Господу, его могилка за алтарем Вознесенского собора находится. 

И отца Геннадия очень уважали прихожане – он был лучшим примером благочестивой жизни. Дети его строго говели все посты, даже от леденцов отказывались. Все сыновья, как и отец, пошли по духовной стезе, при Святейшем Патриархе Кирилле служат, а дочери замужем за священниками. 

Архиерейское богослужение в Ильинском храме, 2016 г.

Видно, что Господь Ильинский храм не оставляет, заботится о нем – вот послал нам теперь отца Олега, при котором ноги сами в храм идут. Он хоть в сыновья почти всем прихожанам годится, но вразумляет нас, грешных, как отец. Однажды я на престольный праздник святой великомученицы Параскевы собралась в Доброе, где меня должны были награждать за успехи в художественной самодеятельности. 

Подошла к батюшке, попросить благословение за наградой ехать. А он мне отвечает: «Это какую же такую награду, Прасковья Николаевна, ты рассчитываешь получить в райцентре? Самая большая для тебя награда – причастие Святых Христовых Тайн. Ты же напротив храма живешь! Тебе для этого никуда и ехать не надо – только дорогу перейти. Большей награды в Добром тебе никто не даст. Здесь твоя награда, в храме!»

И я, большая грешница, на всю жизнь его урок запомнила. Вот такой у нас мудрый батюшка!

«КОГДА СПАСИТЕЛЬ СОЕДИНЯЕТ НАС В ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ С СОБОЙ И ДРУГ С ДРУГОМ, МЫ СТАНОВИМСЯ ЦЕРКОВЬЮ И НАРОДОМ БОЖИИМ». ПРИХОЖАНКА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА РЯЖЕНОВА

Елена Владимировна Ряженова, дизайнер одного из липецких издательств, преподает в приходской воскресной школе Ильинского храма.

– Елена Владимировна поделитесь, пожалуйста, в чем состоит специфика работы в воскресной школе сельского прихода. 

– Начну, наверное, с того, что приходская жизнь на селе вообще очень отличается от жизни городского прихода. Если большая часть прихожан, живущих в городе, за пределами храма общается довольно редко, то мы, селяне, прекрасно знаем друг друга, соседствуем огородами, совместными усилиями решаем всевозможные хозяйственные проблемы, и для нас приходская жизнь является естественным продолжением соседского сосуществования.

Тем не менее, все приходы, как городские, так и сельские, становятся настоящим приходом только тогда, когда мы все вместе собираемся у Чаши Христовой. Именно в этот момент, когда Спаситель соединяет нас с Собой и друг с другом, мы становимся Церковью и народом Божиим. 

Воспитанники воскресной школы храма готовятся поздравлять митрополита Никона с престольным праздником, 2016 г.

Что же касается работы нашей воскресной школы, – продолжила Елена Владимировна, – то одной из основных трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться, является значительный возрастной разрыв учеников, а также их малочисленность. К нам приходят как пятилетние детишки, так и восемнадцатилетние юноши и девушки, развести которых по разным классам нет никакой возможности. Поэтому мы вынуждены продвигаться в учебной программе во многом интуитивно, чтобы найти подходящий объем материала и такой способ его подачи, при котором он был одинаково доступен и интересен, как малышам, так и более взрослым воспитанникам. 

– Какой объем материала удается усвоить вашим ученикам за период обучения в воскресной школе? 

– Думаю, что главные показатели в нашем деле доолжны быть все-таки не количественные, а качественные. Наша задача не вложить в головы отроков и отроковиц максимально возможное количество единиц духовной информации, а помочь им полюбить церковь, открыть для них красоту православной жизни, – воспитать их в духовном значении этого слова. 

Сладкие подарки юным прихожанам из рук Архипастыря, 2016 г.

Ведь термин «воспитание» в Православии имеет существенное отличие от его светского понимания, беря свое происхождение от глагола «питать» в значении «вскармливать». А что мы вскармливаем? Прежде всего, душу человека, сотворенную по образу Божию и призванную уподобиться своему Создателю. 

Ребенок, получивший подлинно православное воспитание, воцерковляется естественным образом в процессе формирования гармоничного – основанного на православных нравственных принципах – мировоззрения. А, становясь на истинный путь Христов, он приобретает иммунитет к негативным воздействиям внешней среды, становится полноценным и совестливым прихожанином и гражданином своей Родины. Поэтому воскресную школу следует рассматривать органичной частью приходской жизни и возможностью для детей избежать многих жизненных разочарований и ошибок. 

– Как бы вы определили главную цель жизни православного человека? 

– Не буду тратить слова впустую. Лучше преподобного Серафима Саровского на этот вопрос ответить, пожалуй, невозможно. Цель нашей христианской жизни в том, чтобы стяжать Дух Святой, – улыбнулась в ответ Елена Владимировна, напомнив слова великого старца.

Крестный ход в престольный праздник, 2016 г.