К празднованию обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского, имя которого входит в Собор Липецких святых

2 июня Православная Церковь празднует обретение мощей великого светильника Русской земли - святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. Родился святитель в знатной боярской семье в начале XIV столетия в Москве и получил имя Симеона (Елевферия). Это была эпоха татарского ига, положение усугублялось междоусобицами удельных князей. В это тяжелое время единственной силой, скреплявшей русский народ, была Православная Церковь. Из недр ее возникали великие светильники, которые своим высоким духом и примером жизни подавали соотечественникам надежду на возможность освобождения и воодушевляли их на борьбу с жестокими поработителями. Одним из них был святитель Алексий.

Будущий святитель в раннем возрасте «изучися всей грамоте» и в юности «всем книгам извыче». Несмотря на богатство и влиятельное положение родных, он с малых лет мечтал о монашеской жизни. Предание повествуечто еще в отрочестве Господь открыл ему его высокое предназначение. В 20 лет он стал подвизаться в Московском Богоявленском монастыре, где принял постриг с именем Алексий. Монашеские послушания он проходил под руководством старца Геронтия, был связан глубокой духовной дружбой с иноком Стефаном, старшим братом преподобного Сергия Радонежского, «игумена земли Русской».

Спустя два десятилетия он был поставлен митрополичьим наместником, а в 1354 году был избран митрополитом Московским и всея Руси. За годы архипастырского служения он много потрудился для умиротворения смут и междоусобиц между князьями. Не миновала святителя Алексия и тяжелая необходимость налаживать отношения и с ордынскими ханами. Ему не раз удавалось отвратить опасность татарских набегов на Русь и получить ханский ярлык с подтверждением прав и свобод Русской Церкви.

Многогранная и многополезная деятельность митрополита Алексия благоприятно отразилась и на жизни Липецкого края. Путь святителя в Орду для исцеления ханской жены Тайдулы пролегал через территорию современной Липецкой области. Как повествует предание, в конце августа 1357 года он был в Ельце, который представлял собой тогда жалкое пепелище от набегов и монголо-татарского разорения. Несмотря на бедственное состояние разрушенного города, митрополит Алексий его благословил и предсказал ему в будущем «довольство и богатство». Ельчане просили его указать им место, где бы они могли построить новый город. Предание гласит, что святитель Алексий, взглянув на гору, в то время покрытую дубовым лесом, указал то место, где над деревьями в ту минуту много голубей. В память этого события на левом берегу реки Сосны, где останавливался путешественник-святитель, была построена часовня с образом святителя Алексия, в которой в дни памяти святителя духовенством и народом совершались крестные ходы и служились молебны святителю. Впоследствии на месте, указанном митрополитом Алексием, был возрожден из пепелищ новый город со многими храмами и монастырями. Таким образом, духовное возрождение Липецкого края обязано собирателю земли Русской святителю Алексию, митрополиту Московскому.

После смерти великого князя Иоанна Иоанновича, митрополит Алексий стал духовным наставником десятилетнего отрока благоверного князя Димитрия – наследника великокняжеского престола. Он был руководителем, первым вдохновителем и помощником великого князя в его борьбе за централизаци Русского государства.

Деятельность святителя на митрополичьей кафедре способствовала повсеместному распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С именем подвижника связано создание и возобновление ряда обителей. Митрополит нередко посещал своего духовного друга преподобного Сергия Радонежского и совещался с ним обо всем, что касалось церковных дел.

Перед смертью владыка Алексий завещал похоронить себя в Чудовом монастыре, за алтарем храма, однако князь Димитрий Донской, почитавший святителя, велел положить его тело около алтаря. В 1431 году свод храма обрушился из-за ветхости, а во время строительства нового храма были обретены мощи святителя. Прославление святителя Алексия совершилось 20 мая 1431 года. В настоящее время мощи святителя почивают в Богоявленском соборе в Москве, где еженедельно по воскресеньям читается акафист святителю.

Одним из источников письменного наследия святителя Алексия является «Поучения христианам нижегородских и городецких пределов», которое предлагаем вниманию читателей. «Митрополита всея Руси игуменам и попам и диаконам и всем правоверным христианам , христоименитым людям, пребывающим в правоверии, всей области Нижегородской и Городецкой: благодать вам и мир от Бога свыше. Милостью Божией и благодатью Святого Духа, данною мне от Бога, хотя и не по достоинству моему, но по великой милости Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (я сподоблен святительства). И потому, дети, я должен вам всегда напоминать душеполезное и спасительное, чтобы вы не сказали в страшный день суда Спасова: мы не слышали поучения о спасении душ наших от митрополита Алексия.

Для этого, дети, пишу вам и побуждаю вас на благое, игуменов, священников, диаконов и всех правоверных христиан, чтобы вы последовали Спасову Евангелию, апостольской проповеди, святых Отцов установлению. Ибо сказал Христос своим апостолам: вы есть соль земли, вы ест свет мира, да видят люди добрые дела ваши, просветится свет ваш пред людьми, и прославят Отца вашего, который есть на небесах. Так и великий Апостол Павел пишет к своему ученику Тимофею: чадо, Тимофее, научи, умоли, запрет благовременное и безвременное. Таким же образом вы, дети, игумены, иереи учите своих детей духовных страху Божию, и исповеданию грехов, милостыни, по силе, не бойтесь лица сильных и запрещайте им, да не обидят меньших. (Поучайте), чтобы христиане имели между собой мир, любовь и правду, не устами и не языком, но сердцем чистым и душою правою.

Смотрите, дети, какой мятеж (у вас) восстал в это время! От чего нам все это приключается? От нашей неисправности перед Богом, как пишет великий Григорий Богослов: от чего бывают удары на города, то есть казни или неприятельские нашествия, голод, мор или пожары? Все это бывает по нашему прегрешению пред Богом. Сегодня, дети, сколько возможно по силе вашей, как сами живите в страхе Божием и чистоте, так и детей своих (духовных) учите страху Божию и чистоте. Имейте, дети, всегда перед очами память смерти и воскресение, и суд Спасителя и воздаяние каждому по делам его. Поучайте детей своих, чтобы они были причастниками телу и Крови Христовой, с чистотою телесной и душевной и со страхом Божиим, по слову Спасителя, как Он сказал в Своем Евангелии: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот.

Еще, дети, пишу вам и о том, чтобы вы отсекли от себя корень зла, возбуждающий всякое беззаконие, то есть пьянство: оно во - первых губит душу, отнимает зрение очей, тело делает бессильным, сокращает жизнь телесную, истребляет в человеке страх Божий, отдаляет его от Бога и доводит его до нищеты душевной и телесной. Смотрите же, дети, сколько зла в пьянстве!

Знайте, дети, игумены и священники, вожди слепых, наставники заблудших, врачи болящих, (знайте ваш долг), что если кто не знает закона Божия, того наводите на путь закона, наставляйте его на всякую истину, врачуйте болящих душой и будьте подобны соли. Ибо свойство соли таково, что она очерствевшее умягчает, а слабое укрепляет: так и вы, если кто будет упруг к поучению, такого умягчайте словом Божиим законным, а кто будет слаб, такого укрепляйте Словом Божиим законным, как пишет светлый наш учитель, Апостол Павел: да будет слово ваше солью растворено.

Пасите словесных овец стада Христова со страхом и боязнью, чтобы они не заблудили по горам и по пустыням, то есть, не блуждали бы без закона Божия, и не сделались бы пищей волков, то есть, добычей дьявола. Помните слово спасителя, которое Он сказал к верховному Своему апостолу Петру после святого Своего трехдневного воскресения: если Петр любишь Меня, паси овец Моих. И это сказал ему не один раз, но трижды. И Петр Апостол, как обещал, так и сделал, и душу свою положил за овец Христовых. Смотрите же, дети, какое великое надо иметь попечение о словесных овцах стада Христова. Впрочем, и пишу это не одним игуменам и иереям, но и князьям, и боярам, и мужам, и женам, и всем правоверным христианам, чтобы вы дети, имели почтение, покорность и послушание к отцам вашим духовным, поскольку они учат вас душеполезному и спасительному.

Наконец, дети, живите в мире и здравии душевном и телесном. Также, дети, поминайте в молитвах своих и наше смирение, чтобы Христос Бог нас сохранил от неприязни в этом веке, а в будущем сподобил нас Христос стать перед Его лицом и сказать с дерзновением: Господи, се аз и дети мои, яже ми дал еси. И если вы, дети, так исполните то, что я вам писал душеполезное и спасительное, для вашего спасения: то Бог мира да будет с вами и милость Богородицы и молитва святых Отцов и нашего смирения благословение. Богу нашему слава во веки. Аминь».

Комиссия по канонизации святых Липецкой митрополии