К памяти святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского, имя которого входит в Собор Липецких святых

7 июня Церковь празднует память святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, имя которого входит в Собор Липецких святых. Будущий святитель родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисовича Борисова и при крещении был назван Иоанном.

Образование получил в Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, которую окончил магистром богословия. В 1823 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий. Благодаря своим выдающимся способностям, он вскоре получил степень доктора богословия и должность профессора богословия в Петербургской духовной академии. В 1830 году он стал ректором Киевской духовной академии, в 1836 году возведен в сан епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1848 года до кончины в 1857 году – архиепископ Херсонский и Таврический.

За годы своего служения он проявил себя как выдающийся педагог и церковный ученый. В годы Крымской войны, как истинный пастырь Христов, окормлял русских солдат под огнем неприятеля. Взойдя на епископскую кафедру, он приложил много усилий для восстановления древних святынь Тавриды.

За необыкновенный проповеднический талант святителя Иннокентия современники называли «Русским Златоустом». Научно-богословские сочинения святителя Иннокентия – это золотой фонд русской религиозно-богословской мысли. Его проповеди переведены на греческий, французский, немецкий, сербский, армянский, польский языки.

Приведем несколько изречений из его письменного наследия: «Христианин, помни смерть своего Господа, за тебя принятую, и не изменяй Ему своей жизнью; ищи во всем славы Отца Небесного; трудись неотступно для блага ближних; сражайся с пороком и нечестием; переноси мужественно испытания и бедствия; будь готов из любви к истине и правде нести крест и, если нужно, идти на крест. Это глагол Тела и Крови Христовой!»

« Вся сила в деятельном христианстве – в жизни по учению веры. Одна сия жизнь производит в нас истинное участие в Таинствах нашего спасения и делает для нас действительно важными и радостными все праздники Божии. Без сего можно иметь вид радости, можно предаваться шуму и веселью мирскому, но истинной христианской радости иметь нельзя».

«Скорбь, как говорят психологи, сжимает сердце. Да, скорбь сжимает чувственность, сжимает самолюбие. В счастье по-видимому человек велик, ибо надменен собою, горд; а в самом деле – мал, ибо ограничен собою, удален от всего истинно великого. В несчастье же человек по-видимому мал, но если он растворяет несчастье верою, то среди сей внешней малости он внутри себя бывает гораздо больше. Не в скорби ли человек устремляется мыслью к Богу, к концу своей жизни, всего мира? Не в скорби ли человек холоден ко всему миру, отделяется от него, становится вне времени и пространства? Не в скорби ли человек способен решиться на самые трудные подвиги, лишения, пожертвования? Вообще в скорби и несчастье с духом нашим бывает то, что с веществами, когда их кладут в огонь: они мягчают, расплавляются и испаряются. Если душа добрая, то с нею бывает то же, что с благовонным веществом: аромат смирения, преданности несется далеко. А если душа нечистая, злая, безверная, то от нее, как от зловонного вещества, несется ропот хулы, ожесточение и гнев».

«Мы ежедневно омываем лицо и руки, почитаем за необходимое чистить платье, обувь и внутренность домов наших – как же хотя раз в год не омыть души и сердца слезами покаяния? Не очистить совести исповедью? Но покаяние действительно тогда только, когда оно сопровождается истинным раскаянием во грехах; исповедь сильна тогда только, когда мы не возвращаемся паки на те грехи, в которых прияли отпущение. Итак, стараетесь ли избегать тех мрачных и скользких стремнин, куда падала и где сокрушалась ваша добродетель? Принимаете ли все меры к тому, чтобы нежный росток невинности, возникающий в Таинстве Покаяния, был огражден и храним от новых бурь, от новой засухи и ожестения греховного, от нового наводнения потоками чувственности? Без этого вы будете восставать токмо для того, чтобы упасть снова и еще глубже, доколе не погрузитесь в ту глубину зол и нечестия, откуда нет исхода».

«Благо тому, кто живет так, что всегда готов окончить жизнь и предстать на Суд Божий! Но горе тому, кто потерял из виду последнюю цель бытия своего, кто поработил себя похоти и страстям, кто, имея еще возможность принести покаяние во грехах своих и очистить их верой и слезами, не спешит воспользоваться средствами к спасению грешной души своей! Пройдет драгоценное время милосердия – и двери затворятся! Начнет плакать и вопиять – и никто не услышит! Да не постигнет сия страшная участь никого из вас!»

Комиссия по канонизации святых Липецкой митрополии