Животворящий Крест

Уникальная святыня – Годеновский Крест, – чудесным образом обретённая много веков назад на ярославской земле, сохранилась для нас Божией милостью в храме. Узнав о том, что липецкие паломники отправляются приложиться ко Кресту, поехала с ними по маршруту Годеново – Николо-Сольбинский монастырь – святыни Ярославля.

В поездке нас окормлял иерей Андрей Мерещенко, настоятель Михаило-Архангельского храма села Грачёвка Усманского благочиния. Сопровождала группу руководитель паломнической службы Липецкой епархии Надежда Латышева. Выехали вечером, после молебна о путешествующих в Никольском храме Липецка.

…В шесть утра в автобусе уже никто не спал, помолились и стали любоваться видами, мелькавшими за окнами. Природа Золотого кольца отличается от нашей. Вдоль дороги высоченным зелёным забором тянутся девственные хвойные леса, хочется заглянуть за них, как за занавес. Невольно думается о непроходимых зарослях и болотах, вспоминаются грибы, клюква и брусника (кстати, на обратной дороге мы разжились у местных жителей замечательной ягодой). В сёлах и деревнях, которые мы проезжали, – милые сердцу деревянные домики с резными наличниками.

 

Гостеприимные объятия Ярославля

 

Ярославль встретил невероятно дружеской городской атмосферой, широкой Волгой-матушкой, золочёными праздничными куполами белокаменных церквей. Мы не могли сдержать возгласов восхищения, сердца наполнились ликованием. Исторический центр города великолепно сохранился и находится под охраной ЮНЕСКО. Достаточно много построек датируется XVII веком, временем, когда и была выработана уникальная архитектура города, вобравшая в себя традиции русского храмостроительства, элементы итальянского и среднеазиатского зодчества… Ярославль заслуженно претендует на право называться столицей Золотого кольца.

На литургии в Казанском храме Казанского женского монастыря приложились к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери (список XIX века) и мощам священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского. Наш батюшка, отец Андрей, исповедовал желающих причаститься. В этот день православная Церковь праздновала память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В нашей группе оказалось несколько паломниц, названных в честь небесных покровительниц, включая руководителя группы и восьмилетнюю дочку батюшки, именинницы и многие другие причастились.

Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы возвышается над волжским берегом белокаменным столпом непоколебимости христианской веры. И трудно представить, что его строительство, начавшееся на месте взорванного во времена безбожия прежнего собора, продолжалось всего лишь четыре года. Снаружи, в традициях ярославских мастеров, собор богато украшен поливными полихромными изразцами. Сияет золотом торжественный иконостас.

Ярославские храмы отличаются от наших. Со стен смотрят писанные на золоте лики высотой более метра, деревянные киоты и серебряные оклады изготовлены искусными мастерами. Многие – без стекла, и от этого – особая теплота. В какой бы части храма ты ни стоял, святые взгляды устремлены на тебя.

В соборе находятся мощи благоверных князей Василия и Константина, святых благоверных князей ярославских Феодора и чад его Давида и Константина, чтимый список Ярославской иконы Божией Матери. Мы с благоговением приложились к святыне. И после познавательной экскурсии по городу вы­ехали в Годеново.

 

«Спаси, Господи, люди Твоя»

 

В моём доме хранится деревянное распятие – уменьшенная копия Годеновского Креста. Уже много лет он оберегает и защищает меня, и всё это время я мечтала побывать в храме святителя Иоанна Златоуста на подворье Переславского Никольского монастыря неподалёку от города Переславль-Залесский и приложиться к Животворящему Кресту.

В начале XVIII века священник храма записал свидетельства жителей тех мест, хранимые в памяти нескольких поколений. По их словам, Крест был обретён на глухом болоте, недалеко от Ростова Великого, в 1423 году. Последующие за этим события – падение через 30 лет Константинополя и Византии, переход византийского герба на Русь после женитьбы Иоанна III на Софии Палеолог – указывают на то, что нерукотворный Животворящий Крест явил собой важный символ: Русь станет преемницей Византии во всемирном служении Православию.

Сказание повествует, что в тот день пастухи, пасшие скот неподалёку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста, увидели на востоке неизречённый свет, изливающийся во всей своей силе с неба на землю.

Когда они добрались до места чудесного явления, то с трепетом лицезрели стоящий на воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – образ чудотворца Николая со Святым Евангелием. По повелению Божиему здесь была поставлена церковь во имя святителя Николая, а в ней установлен Животворящий Крест, прославившийся многими чудесами исцелений.

За прошедшие со времени обретения Креста почти шесть столетий он уцелел в самых невероятных ситуациях: в пламени, когда сгорела старая деревянная церковь; в начале 30-х годов безбожного прошлого века, когда его жгли, рубили топором, пилили пилой… Но Крест оставался невредим, являя собой Божию силу. Тогда святыню бросили в болото. Под покровом ночи жители Годенова, прихожане Златоустовского храма, перенесли Животворящий Крест в свой храм.

Назидательна судьба особо ретивых богоборцев. Житель деревни Лапнево топором отрубил частицу от мизинца Божественной стопы и похвалялся этим перед односельчанами. В тот же вечер при колке дров он поранил себе мизинец на ноге и через три дня в муках скончался от гангрены. Учитель соседней с Годеново Захаровской школы решил передать Крест как произведение искусства в Ростовский музей. Его парализовало в тот же вечер, когда он вернулся домой. Учитель тяжко болел и умер через год.

…Поток паломников со всех концов России к Иоанно-Златоустовскому храму нескончаем. Так что пришлось постоять в очереди, чтобы приложиться к святыне и заказать требы. Пока понемногу приближались к Кресту и становился виден Его лик, я вспомнила о том, что читала о Божием чуде. Годеновский Крест, как и всемирно чтимая Туринская плащаница, правдиво изображает искалеченное тело Христа и Его страдания, будто Крест «создал» очевидец казни Господа. В исследованиях, посвящённых сравнению двух святынь, сделан вывод: это две «копии» реально страдающего за нас Богочеловека.

Крест защищён прозрачным стеклом. Внизу на уровне Божественных голеней и стоп – небольшое окошко, через которое можно к Нему приложиться…

Что я ощутила? Особую тишину в себе и вокруг. Теплоту Его ножек и стоп. Некую остановку во времени – там, где оставляет Свой след Господь, всё с этим связанное выходит за границы привычного мышления. Вышла из храма, чтобы задержать благодатные ощущения, прислушаться к себе. Побродила несколько минут, не удержалась, вернулась и, пока не все паломники собрались у автобуса, вновь встала в очередь, ещё раз подошла ко Кресту. Позже я узнала, что почти вся группа поступила так же.

Уезжать не хотелось. 

 

Сила Божия в немощи совершается

 

О Николо-Сольбинском монастыре я впервые услышала, посмотрев по телевизору фильм «Сольба». Соль, Сольба… «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям. Вы – свет мира…» (Мф. 5: 13-14).

Помню, как понравилась по фильму природа тех мест, светящиеся любовью и доб­ротой лица монахинь, заинтересовали кадры о детском приюте и музыкальных занятиях с маленькими воспитанницами. Ещё тогда подумала: «Хорошо бы там побывать». Но только оказавшись в паломническом автобусе и повторно посмотрев тот же фильм с диска на экране, поняла, что мы едем именно туда – у Господа всё не случайно!

В дороге Надежда Латышева предложила оказать приюту благотворительную помощь, кто сколько может. Паломники откликнулись, и конверт отправился по рукам. Руководитель группы созвонилась с матерью-экономкой монастыря, и та рассказала, в чём есть потребности. Мы заехали в супермаркет и купили необходимое.

Приехали в монастырь незадолго до вечерней службы. Разместились на ночлег – в необычном «вагонном городке», специально созданном для паломников и трудников.

Матушки провели для нас экскурсию. Основной храм, где чаще всего совершаются богослужения, – Успенский. Здесь же хранятся главные святыни монастыря: икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей, башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, Почаевская икона Божией Матери с частицами мощей Иова и Амфилохия Почаевских, частицы мощей святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, ковчег с частицами мощей преподобных Глинских старцев.

Успенский храм был построен в начале XVIII века и единственный из нынешних многочисленных церквей сохранился для восстановления. Все остальные – Никольский, корпус с храмом святой блаженной Ксении Петербургской, преподобного Сергия Радонежского, святителя Спиридона Тримифунтского, пещерный храм в честь основателей русского монашества преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских – отстроены заново. Невозможно поверить, что все эти храмы, Божией милостию, молитвами и трудами настоятельницы игумении Еротииды (Гажу), сестёр и благотворителей, возведены всего лишь… за 10-12 лет! А ведь в монастыре не более сорока насельниц! Воистину, как сказал Гос­подь: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).

Монастырский храм святителя Спиридона Тримифунтского построен в стиле псевдорусской архитектуры, многочисленные декоративные элементы выточены из кирпича вручную, а луковичные купола напоминают главы собора Василия Блаженного (Покрова Пресвятой Богородицы) в Москве. Этот храм, как и все другие церкви монастыря, потрясает своим великолепием и богатым убранством.

История его строительства необычна. Настоятельница монастыря приехала к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Кириллу, чтобы получить благословение на строительство. А владыка в ответ рассказал ей свою историю. В день памяти святителя Спиридона, когда он ещё был на Тульской кафедре, будущий архиерей попал в автоаварию и молился святому об исцелении. Он дал обет: если поправится, то построит святителю храм. Владыка исцелился, вскоре его перевели на Ярославскую кафедру и возвели в сан архиепископа. Архиерей внёс первый вклад в строительство храма и принял деятельное участие в завершении работ.

Перед аналойной иконой святителя Спиридона установлен маленький ящичек, в него опускают записочки скоропомощнику. Помолившись, мы так и сделали. Надеюсь, моя просьба тоже будет услышана.

Деревянный храм преподобного Сергия Радонежского исполнен в стиле северного зодчества, как на известной картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», где изображён будущий преподобный. В монастыре два строящихся храма: великомученицы Варвары со смотровой башней и Пресвятой Троицы. Сестры надеются на помощь благотворителей для их завершения. Дивным образом столь разные по стилю церкви образуют органичный архитектурный ансамбль. При этом создаётся впечатление, что все они старинной постройки и стоят здесь как минимум сотню лет.

Ещё в автобусе, по дороге, батюшка исповедовал желающих причаститься на литургии в Успенском храме после молебна. Те, кто не успел, исповедовались священникам монастыря на вечерней или утренней службе.

Трудно передать особую атмосферу богослужений Сольбинского монастыря, украшенных присутствием и молитвами юных воспитанниц. Впервые мы их увидели на вечерней службе. Девочки со светлыми лицами, в сарафанах и белых блузках, с выбивающимися из-под хлопковых береток косичками, исповедовались своему духовнику и славо­словили Господа. А самая младшая, двухлетняя, сидя на руках у молодой монахини… самостоятельно тянулась приложиться к иконам и зажигала церковные свечи!

Перед литургией, помолившись, мы отправились на святой источник и встретили ежедневный крестный ход монашествующих. Матушки, обходя с иконами стены обители, благословили и нас. Обод­рённые этим событием, под пение сопаломниц «Богородице Дево, радуйся», мы легко окунулись в купель. Набрали святой воды и отправились в храм.

На литургии пели два хора: монашествующие во главе с настоятельницей и ангельскими голосами – девочки, которыми управляла юная воспитанница. Отец Андрей, окормляющий нашу поездку, сослужал в алтаре.

Традиционно по воскресеньям здесь служат праздничный молебен с крестным ходом и кроплением водой. Вслед за духовенством, монашествущими и детками мы шли с песнопениями и несли перед собой иконы Годеновского Креста, привезённые из храма святителя Иоанна Златоуста.

Передав наши дары на нужды монастыря и воспитанниц, Надежда Латышева пообщалась с руководителем пресс-службы, послушницей Татианой.

– В монастыре вот уже десять лет действуют приют для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и общеобразовательная «Добрая школа на Сольбе» с музыкальным уклоном, – рассказала она. – Для девушек работает регентская школа, их также обучают вышивке и шитью. Сейчас в приюте и школе более шестидесяти детей разных возрастов, из них десять – мальчики. Не все ребята сироты, есть из многодетных и малообеспеченных семей, некоторые родители работают трудниками на ферме и на полях. Воспитанницы поют на клиросе в храме, учатся играть на фортепиано и скрипке, хор «Сольбинка» участвует в фестивалях и конкурсах. В монастыре, окружённые любовью и заботой сестёр, дети исцеляются физически и духовно – через Таинства Церкви.

Попадая в благословенные места, отчётливо осознаёшь, насколько ты в них нуждался. Среди информационной и материальной избыточности, на бегу, душа вопиет, а мы даже не слышим. Здесь, в тишине, хотя бы на время оторвавшись от суеты мира, впитываешь Божие Слово как живительную родниковую влагу и ярче видишь дивные дела Его. Путешествуя от епархиальной паломнической службы, а не от туристических фирм – на автобусе «Задонский паломник», с молитвой, в окружении верующих единомышленников во главе с батюшкой, заранее настраиваешься на то, что ждёт впереди. Так было и на сей раз. Конечно, поездка оказалась непростой: недосыпали, молились, но ведь когда-то во славу Господа и ради своей души надо выйти из «зоны комфорта» и совершить над собой некие усилия? Делая это, мы чувствовали поддержку друг друга и, как могли, подтягивали в славословиях ко Господу нашему батюшке…

Слава Богу за всё!

 

Татьяна Щеглова,
фото автора и Надежды ЩАЦКОЙ