Тихий свет Оптиной пустыни

Раньше Оптина пустынь была в словах и моих мечтах. Я даже не знала, в какой области находится Введенский мужской монастырь и как туда добираться. Но хотела попасть туда всей душей.

В течение года, зарегистрировавшись на сайте Оптиной, я получала SMS-сообщения с поучениями старцев. Было такое чувство, что послания сходили прямо с небес. Не доверяя памяти гаджетов, я бережно переписывала муд­рые мысли в тетрадь. Часто истины, подкрепленные временем, совпадали с моими жизненными ситуациями. Впадаешь в уныние, а тут тебе рецепт, как бороться с ним. Накатила лень, а преподобный Амвросий Оптинский в свойственной ему стихотворной форме говорит тебе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе вый­дет скверно». И берешься за дела потихоньку-полегоньку. А когда взгрустнется, другие слова того же святого приходят на память: «Начинать надо с благодарения за все. Начало радости — быть довольным своим положением». И становится как-то легче переживать трудности. Сколько раз жизнь подтверждала эту непреложную истину.

И вот я в Оптиной. Перед глазами величественные соборы, монастырские лавки, трапезная для монахов и паломников, гостиницы, корпуса келий, два завода, мельница, конный и скотный дворы и знаменитая белая оптинская ограда.

С Творцом наедине 

Конечно, лучше такую поездку совершать по Божиему благословению. Все сложилось буквально в один день. До Воронежа доехала на своей машине, а оттуда до Калуги автобусом. От Калужского автовокзала в Козельск, где расположен монастырь, ходят быстрые маршрутки. Ехать минут 15. Сразу скажу о главном: в Оптину лучше ехать одной, а не в составе паломническо-туристической группы. Появится больше времени для того, чтобы почувствовать дух обители. Вы не будете привязаны к программе передвижения и сможете посещать весь круг суточного богослужения или, по крайней мере, сколько вам будет по силам. За неделю проживания я только раз пропустила всенощную и литургию. Ведь мы, мирские люди, не привыкли ежедневно по 5-6 часов молиться. Трижды посещала полунощницу — это немноголюдное таинственное богослужение, как будто сокровенный разговор с Богом и Богородицей. Чтобы попасть на самую раннюю монастырскую службу, нужно проснуться 4.30. В шестом часу, в предрассветном полумраке, начинается чтение утренних правил, прочитывается 17-я кафизма из Псалтири, а затем полунощница плавно перетекает в раннюю утреннюю литургию. После ранней и поздней литургии служат панихиды. В часовне во имя убиенных в 1993 году на Пасху братьев Оптиной пустыни непрестанно молятся о их упокоении. Люди обращаются к новомученикам как к живым, просят помощи себе, сродникам. В 13 часов возле усыпальницы с мощами преподобного Амвросия Оптинского насельники и паломники собираются на молебен с акафистом святому. В 14 часов в храме Преображения Господня, где находятся мощи исповедника Рафаила, начинается водосвятный молебен, который можно заказывать всем святым. Потом люди набирают воду. В 15 часов народ стекается во Владимирский храм, где начинается молебен святым Оптинским старцам. Ну а после его окончания, через четверть часа, — всенощная. День бежит — не замечаешь.

Вечерние службы в Оптиной особенные. Они проходят в полумраке. Теплятся лишь лампадки и свечи. Паникадило возжигают только в дни больших праздников. Из трех-четырех точек придела молитвы поочередно читают чтецы. И ты слышишь каждое слово. По обе стороны алтарных врат два клироса. Поют монахи очень красиво. Это величественное и в то же время светлое пение. Дни моего пребывания благодатно совпали с двумя праздниками — Сретением Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября), престольным праздником, поскольку там есть Владимирский храм, и с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября). Кстати, Владимирский храм — усыпальница, бережно хранящая семь мощей преподобных Оптинских старцев.

Впечатления от праздников были потрясающими. На всенощной 40 раз услышала на греческом «Кирие элейсон», и меня это поразило. Я не понимала, на земле поют монахи или на небе. Когда звучит песнь Пресвятой Богородицы, то тихо начинает бить колокол. И душа откликается на этот тихий звон, который потом звучит во всем твоем существе. Это протяжная чистая нота надолго отзывается в душе легкой печалью. В это время ты чувствуешь, как волна поднимает тебя над миром житейским и небо отверзается, и нет никого рядом: только Создатель и ты.

Наверное, у каждого, посетившего Оптину пустынь, появляется ощущение, что именно здесь Господь ждет от тебя глубокого искреннего покаяния. Душа раскрывается и жаждет очищения. Исповедоваться в монастыре можно неторопливо и обстоятельно и вечером, и утром. На исповедь выходят много монахов. И ты слышишь то главное, которое можешь не услышать нигде.

Попросившись на послушания, я по благословению поселилась в коттедже в сосновом бору. Место необыкновенно красивое и тихое, меньше километра ходьбы от монастыря. В свободное время я гуляла по лесу, ходила к источнику Пафнутия Боровского, где вода необыкновенного чистого вкуса. Хотелось так уставать от служб и послушаний, чтобы в голове не оставалось никаких лишних мыслей. Так и случилось. На несколько дней напрочь отрешилась от земной суеты и житейских забот. 

Тонкая грань миров 

Как обычный человек может ощущать присутствие Духа Божиего? Я ходила по монастырской земле осторожно, с благоговением, боясь ненароком примять траву на многочисленных могилах (их здесь так много у храмов), и плакала слезами радости и очищения. Мне казалась, что вся внутренняя грязь и накипь, копившаяся десятилетиями, смывается этими слезами. С какой-то жадностью я прочитывала и запоминала информацию о тех, кто умер, совершив благие дела для этого святого места, или просто сподобился милости Божией закончить здесь свои дни. «Монах Андрей въ миру генералъ-маiоръ Андрей Андреевичъ Петровский, заслуженный ветеранъ Русской армiи. 1786-23 янв. — 1867 г. 36 лет онъ верно служилъ Отечеству при двухъ царяхъ. Участник 85-ти сраженiй. Особенно отличился в 1812 году при Бородино, въ 1813 году при Лейпцигъ, в 1831 году въ польскую кампанию». И я поневоле представляю этого мужественного человека, умершего за 100 лет до моего рождения, и размышляю о том, почему Андрей Андреевич принял монашество. Устал от сражений и тягот военной жизни, захотелось уединения? Как бы там ни было, прах его покоится между Введенским и Казанским храмом Оптиной.

А вот еще одна надпись на надгробии, полно рассказывающая о главной сути христианской жизни и главном устремлении верующего человека: «На семъ месте покоится тело iеромонаха Герофея, в схимъ Iакова. Скончался в 1876 г. Мая 22 д. Пополудни въ 10 часу под праздник Сошествия Св. Духа на 55 году отъ рождения. Поступилъ в Оптину Пустынь въ 1843 г. Из дворян Смоленской губ.Рославльского уезда по имени Iаков Козьмичъ Саковичъ. Пострижен въ монашество 1856 г. Дек. 2-го, рукоположен во Iеромонаха 1874 г. Сент. 9-го Принял схiму 1876 г. апреля 26 Дня и 22 Мая почил о Господе тихо и в совершенной памяти до последней минуты. Перед смертью сподобился причастия». Здесь же и скромная могилка сестры преподобного Амвросия Оптинского — схимонахини Параскевы, родом из Тамбовской губернии, села Большая Липовица, скончавшейся в 1899 году на 72-м году от рождения. О матушке сказано, что она проводила дни жизни в девстве сначала в миру, а в последнее время — в монастыре. Обходя могилы людей праведных — насельников Оптиной, ты как будто поднимаешься по лестнице в Царство Божие.

Посещению могил и чтению надгробных надписей я посвятила много времени, поражаясь, сколь емко и точно можно рассказать о главном в земной жизни умершего и охарактеризовать его как личность. Мощи под спудом, тяжелые гробницы... Но ты чувствуешь живой свет и получаешь ответы на все свои вопросы. И еще одно открытие: мир иной и этот, залитый солнцем сентября, находятся совсем рядом, разделяемые тонкой гранью. 

Душа боголюбца 

На богомолье в Оптину люди шли всегда. Здесь все было проникнуто благодатным врачующим светом. И не обманывалась душа боголюбца и видела своими очами тех, кого жаждала увидеть. Вот впечатления об Оптиной Н.В. Гоголя: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто у них как живет: их лица сказывали сами все. Сами служки поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше»(Письмо А.П. Толстому, 10 июля 1850 г.).

Об Оптине можно писать бесконечно, потому что что-то особенное происходит с тобой в этом прекрасном уголке земли. Сердце навсегда прикипает к нему. Привязывается не просто к прекрасным удивительным храмам, необыкновенным, интересным людям, населяющим монастырь, а к тому свету, теплу и чистоте, который здесь простирается. Мне было трудно возвращаться в мир, где не творят молитвы перед едой, сквернословят на улицах и забывают о главном — любви и терпении друг к другу. Я не могу передать это словами: но из Оптиной я вернулась другой.

Нина Вострикова.
Липецкая газета от 13.10.16