Дорогами русской истории: Владимир – Суздаль – Боголюбово

Милостью Божьей в мае 2016 года группа липчан совершила паломничество к святыням владимирской земли, организованное паломническим отделом Липецкой епархии, побывав во Владимире, Суздале и Боголюбово.

В этих краях святой благоверный князь Андрей Боголюбский, задавшись целью создать на берегах Клязьмы новую столицу Руси, подобную Киеву, Константинополю и Иерусалиму, всего лишь за семь лет, с 1157 по 1165 годы, построил во Владимире и его окрестностях восемь каменных храмов, поражающих своей красотой и великолепием.

Самый известный из них – храм Покрова Пресвятой Богородицы при слиянии Нерли и Клязьмы, со знакомства с которым начался первый день нашей поездки. Храм был построен в 1165 году в полутора километрах от Боголюбовского замка – резиденции Андрея Боголюбского. 

В это трудно поверить, но храм Покрова на Нерли с помощью Божьей был поставлен всего лишь …за один год. В летописи читаем: «…оную церковь ЕДИНЫМ ЛЕТОМ соверши и обитель монашествующим при ней содела». Единым летом, значит, за год! Это первый храм в России, освященный в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, установленного Русской Церковью в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской.

Церковь Покрова на Нерли стоит среди заливных лугов. Для того, чтобы храм не пострадал во время половодья, превышавшего в иные годы четыре метра, его поставили на насыпном холме и мощном фундаменте. При археологических раскопках историки установили, что сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной более полутора метров, до слоя материковой глины. Затем на фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесаного, плотно пригнанного камня, высотой без малого четыре метра. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, пять с половиной метров – это и по меркам сегодняшнего дня выдающееся инженерное сооружение, на протяжении многих веков успешно противостоящее ежегодным паводкам.

В 1784 году Россия чуть было не лишилась своего сокровища: настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. По милости Божией, этого не произошло и храм во всем своем великолепии сохранился до наших дней.

Каждый паломник ощущает здесь присутствие особой благодати Божией. Молчаливая гладь полей, плавный изгиб русла реки Нерли, высокое небо. Перед глазами оживают страницы истории: сколько страждущих молилось в стенах древнего храма со времен Древней Руси и до наших дней, сколько их еще придет …

В те далекие годы устье Нерли было своеобразными речными воротами Владимирской земли на оживленном торговом пути, пролегавшем по Клязьме, впадавшей в Оку и далее по Волге. Издалека храм кажется совсем небольшим, создается даже впечатление, что он теряется на широких просторах пойменного луга. И лишь подойдя к нему ближе, видишь, насколько он велик и грандиозен. Несложно представить, какое впечатление храм производил на людей, проплывавших мимо по Клязьме, которая в те года, протекала в непосредственной близости от его стен.

Храм Покрова на Нерли был первым из триады чудесных храмов, поставленных святым князем Андреем Боголюбским вдоль русла Клязьмы с целью прославить Бога и произвести максимальное духовное впечатление на иноземных послов, путешественников и купцов, проплывавших по реке в сторону Владимира. Восхитившись красотой Покровского храма, они вскоре видели еще большее чудо — белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово, в котором нам также посчастливилось побывать.

Но буквально через две-три версты их ждало куда более сильное впечатление от величественного Успенского собора, возвышавшегося на горе за крутым поворотом Клязьмы, ставшего духовным центром Владимира, а с перенесением митрополичьей кафедры из Киева – и всей Руси. 

Владимир – первая столица Северо-Восточной Руси. Не без оснований Владимир называют «старшим братом Москвы», ведь правители Руси веками носили титул Великих князей Владимирских, прежде чем стали именоваться московскими государями. 

Князь Андрей Боголюбский, вернувшись в свой удел, с великой заботой и мудростью взялся за его устроение. В 1158 году он обнёс город валом, а в 1164 году построил пять входных ворот – Медные, Иринины, Серебряные, Волжские. Пятыми стали Золотые ворота, выстроенные по подобию тех, что были в Царьграде. Они сохранились до наших дней, и сегодня считаются главным символом города.

Створы Золотых ворот примыкали к арочной перемычке, по верху которой был устроен деревянный настил, служащий боевой площадкой. С этой площадки защитники города обстреливали неприятеля. Сегодня от настила сохранились лишь большие квадратные гнёзда, в которые входили мощные деревянные балки.

Но главная особенность уникальных строений Владимира – в его соответствии духовно-символическому смыслу, с учетом которого строились все христианские столицы мира и города – он должен был уподобиться Граду Небесному, стать Новым Иерусалимом. Все правители того времени стремились для сохранения своих столиц возводить крепость с башнями и воротами, подобными виденным в откровении святым апостолом Иоанном Богословом. Главными из ворот были – Золотые, которые вели в город, напоминая верующим о высшем Граде – Небесном, которого чает всякая верующая душа. 
Во времена Андрея Боголюбского Золотые ворота служили парадным въездом в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Дубовые створы ворот, которых сейчас, к сожалению, нет, были окованы листами золочёной меди, ярко блестевшей на солнце, подтверждая само название Золотых ворот. 

Существует предание, что в конце строительства ворот, когда леса были разобраны, своды ворот внезапно обрушились и погребли под собой двенадцать человек. Никто из очевидцев не сомневался, что люди погибли под тяжестью камней, но святой князь Андрей приказал принести чудотворную икону Божией Матери и обратился к Небесной Покровительнице с молитвой о несчастных. Завал расчистили и нашли лежащих под ним людей живыми и невредимыми. В честь случившегося чуда Андрей Боголюбский повелел устроить над Золотыми воротами небольшую белокаменную часовню Положения Риз Богоматери.

Духовным же центром Владимира является великолепный Успенский собор, расположенный в самом центре города, на Соборной площади, в котором паломники из Липецка провели несколько часов. Он был возведен еще до набегов монголо-татар всего лишь за два года, в 1158—1160 годах – это удивительно короткие сроки по понятиям и тех, и наших времен. В стенах Успенского собора Владимира более трех веков венчались на княжение владимирские и московские князья, пока митрополичья кафедра не была перенесена в Москву. В Успенском соборе пребывает величайшая святыня – чудотворный список Владимирской иконы Божьей Матери XVII века, первообраз которой, написанный, по преданию, святым апостолом Лукой, хранится сегодня в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

В Успенском соборе мы полюбовались фресками, принадлежащими кисти самого Андрея Рублева, поклонились мощам святого боголюбивого и благочестивого князя Андрея Боголюбского, погибшего в 1174 году от рук своих приближенных, причисленного к лику святых в 1702 году.В некрополе Успенского собора также покоятся мощи великих князей Всеволода Большое Гнездо и Юрия Всеволодовича. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир.

Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, в частности, для Успенского собора Московского Кремля.Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Для его украшения князем были приглашены ювелиры, иконописцы и золотильщики из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров. Великолепие Успенского собора было выше всех оценок: летописцы, восхищённые такой красотой, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир. Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его двором. Они предпочли плену мученическую смерть и задохнулись от дыма, после того как татары, обложив собор брёвнами, подожгли здание…

Здесь же, на Соборной площади мы посетили расположенный по соседству Димитриевский собор, выстроенный в 1194 – 1197 годах тщанием князя Всеволода Большое гнездо, при котором Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего могущества. В ознаменование расцвета Владимирской земли Всеволод решил построить на княжеском дворе, в сотне метров от Успенского собора, свой придворный храм.

Димитриевский храм богато украшен белокаменной резьбой и освящен в честь небесного покровителя князя — Димитрия Солунского. В те времена князья носили два имени: княжеское, являвшееся родовым, и христианское, получаемое при крещении. Всеволода крестили с именем Димитрий, а за многодетность он получил прозвище «Большое Гнездо». Ко времени строительства храма у князя также родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь святого покровителя семейства.

В третьем веке, будучи в Фессалониках, где закончилась земная жизнь великомученика, римский император Константин Великий заложил на месте казни великомученика церковь, в которой и по сей день хранятся мощи Димитрия Солунского. Спустя восемь веков Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, лично отправился в Фессалоники, чтобы привезти оттуда святыни в память о великомученике: икону, написанную, по преданию, на гробовой доске великомученика Димитрия, и частицу одежды, пропитанной кровью святого.

Из летописи известно, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники. Из-за красоты белокаменной резьбы – 556 резных камней покрывают стены храма и барабан купола – Дмитриевский собор называют «поэмой в камне».

На ночлег мы остановилась в храме Архангела Михаила, расположенном на Студеной Горе. Наутро наш путь лежал дальше – в Суздаль.

В прошлом Суздаль – столица Ростово-Суздальского княжества. Город продолжал сохранять свое главенствующее значение и после того, как Андрей Боголюбский перенес административный центр во Владимир. Именно в этом городе, сегодня довольно провинциальном, рождается чувство, что на дворе не XXI век, а временна раннего средневековья.

Дело в том, что Суздаль Промыслом Божиим был в советское время признан одним из немногих городов, имеющих статус города-музея, все объекты которого – храмы, площади, целые улицы, и даже частные дома – являются музейными экспонатами, что сохранило его от печальной участи, постигшей другие города России. Сегодня в этом маленьком городке насчитывается более двухсот памятников зодчества. 10 августа 2024 года город – музей Суздаль отпразднует 1000-летний юбилей.

Вырос этот старинный город на месте одного из древнейших поселений Северо-Восточной Руси, где проживали выходцы из новгородских земель, искавшие плодородные земли и «широкое раздолье». Впервые город упоминается в повести летописца Нестора в 1024 году.

В первый век своего существования Суздаль был уделом киевских князей, затем переяславских; городом правили наместники Великого князя. В 1125 году, после раздела Руси между сыновьями Владимира Мономаха, Суздаль получил в удел Юрий Долгорукий и объявил его стольным градом Ростово-Суздальского княжества. После смерти Юрия его сын святой князь Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир, и Суздаль утратил свое значение правительственного центра, а в 1392 году был присоединён к московским владениям.

Центральным событием паломнической программы второго дня поездки липецких паломников стало посещение Суздальского Кремля и Спасо- Евфимиевого монастыря.

Суздальский кремль – древнейшая часть города. Именно на этом месте в XII веке и начинал возводиться город. Здесь, в излучине реки Каменки, соорудили первые крепостные валы и земляные насыпи, преграждающие путь врагу, построили первый городской собор. С севера Кремль окружала Каменка, а с востока, юга и запада крепость защищали рвы-канавы, наполненные водой.

На территории Кремля сохранился собор Рождества Богородицы – самый древний храм Суздаля, выстроенный «каменным зданием». Поскольку храм был построен из известняка, верхняя часть постройки не сохранилась. Ее восстанавливали тремя веками позже, уже из кирпича. Но вся нижняя часть постройки с рельефными изображениями и орнаментами дошла до наших дней без изменений. Сегодня Рождественский собор является действующим храмом, в котором милостью Божьей совершаются богослужения.

Помимо сохранившихся с момента постройки фресок, паломники были поражены «златыми вратами» собора Рождества Богородицы с изображениями и древними письменами, которые можно буквально читать, как книгу. А как красива колокольня XVII века, украшенная часами-курантами, на которых вместо привычных для нас цифр – буквы славянского алфавита!

Побывали мы и в Спасо - Евфимиевском монастыре, где погребен в родовой усыпальнице великий патриот русской земли князь Дмитрий Михайлович Пожарский, возглавивший Второе народное ополчение в смутном 1612 году, освободившее Москву от польских интервентов.
Прикоснувшись к святыням Древней Руси, липецкие паломники были воодушевлены духовно, и выразили пожелание посетить эти благодатные места вновь.