«Без Милосердия Божия никто не спасется»

 

15 июня 2022 года исполняется 65 лет со дня рождения настоятеля храма апостола и евангелиста Богослова села Пружинки Липецкого района иерея Василия Подвалкова. Мы расспросили Батюшку о действии Промысла Божия на его жизненном пути.

– Батюшка, первый вопрос – о детстве: какой была Ваша семья, ее традиции? Из чего формировалась Ваша личность?

– Родился я в селе Рыбкино Иркутской области, где сейчас находится Братское водохранилище, в трудовой семье. Отец Иван Васильевич воевал, был ранен, дошел до Берлина. Маму зовут Зинаида Даниловна, она была домохозяйкой, работала в совхозе.

Счастливы те священники, у которых бабушки были верующими, мамы верующими. У меня такого не было. Ярыми атеистами мои предки не были, но и исповедниками тоже не были. Отец мой плохого для Церкви не делал, а вот дед – Василий Иванович – принимал участие в разрушении храма в селе Дашково. Он был партийным работником. Бабушка Мария Кондратьевна, его супруга, была верующей. Она говорила мужу, что нельзя так делать, что Бог накажет, но когда разрушали купол, дедушка сказал: «Если я не буду этого делать, меня расстреляют». И так получилось, что его действительно не наказали в то время, но позже он без вести пропал на советско-финской войне.

Мое детство прошло в городе Суровикино Волгоградской области. Храм там был разрушен, из здания сделали кинотеатр. Какая вера была у моих родителей в то время? На Крещение – набрать воды, на Пасху – покрасить яйца, испечь куличи (просто испечь, потому что освящать было негде), на Троицу – ветви деревьев в дом принести. И естественно, родители не могли меня крестить. Но все же, воспитывая меня, они прививали мне чувства доброты, любви, порядочности. И это было очень важно, ведь мы знаем, что когда Господь открывает человеку Себя, Он смотрит на его сердце.

После окончания школы я служил в армии. Окончил техническое училище по специальности «тракторист-машинст широкого профиля». Работал водителем. Я оставался некрещеным до 35 лет, но чувствовал, что надо мной есть какое-то водительство Божие. В жизни были и опасности, но Господь меня хранил. И супругу мне послал из верующей семьи. Зовут ее Фотиния.

Она родом из города города Серафимович, где ранее находилась Усть-Медведицкая станица. Семья матушки жила прямо под Усть-Медведицким Спасо-Преображенским женским монастырем, у нее в роду были монахини.

Супруга моя в своей жизни была свидетельницей многих чудес. В детстве она видела, как Божия Матерь шла по воздуху над монастырем, опустилась над храмом и вошла в него. В другой раз, будучи ребенком, она тяжело заболела – лежала в постели и не ходила. Однажды матери не было дома, а девочке приснился сон: она видела людей в черных облачениях, которые молились. Проснувшись, она вдруг встала и пошла к окну. А мама пришла и чуть не упала в обморок, увидев ее на ногах.

– Матушка повлияла на Ваше воцерковление?

– Да. Она помогла мне прийти в Церковь, подталкивала к тому, чтобы я крестился, постоянно мне об этом говорила, но все время возникали препятствия, связанные с отсутствием храма.

Сама она, хотя и не имела возможности посещать храм, молилась. Например, у нас довольно продолжительно время не было детей. Однажды я услышал, как она шепчет что-то и спросил: «Ты молишься?» - «Да». И думаю, по ее молитвам Господь дал нам дитя, дочь Любовь.

Приближались 90-е годы, когда Церковь восполняла рабов Божиих. В это время я все сильнее стал чувствовать, что в моей жизни нет смысла – мы живем, трудимся, но к чему идем?.. В это время мы переехали в город Краснослободск в Среднеахтубинском районе, где был храм святителя Николая Чудотворца, который не закрывался в советские годы. Мы стали туда ходить и в этом храме я, наконец, принял Святое Крещение в 1992 году.

Крестил меня протоиерей Николай Утемов, всего он прослужил в Церкви 50 лет (Царствие ему Небесное!). До 1997 года мы воцерковлялись, причащались в Никольском храме. А в 1997 году отец Николай строго сказал, чтобы мы обвенчались, вплоть до того, что если этого не сделаем, он отлучит нас от Причастия. Мы испугались и моментально обвенчались, потому что к тому времени не причащаться для нас было очень страшно.

Когда я только познал Господа, духовную жизнь, у меня было ощущение, что я как бы родился заново, обрел смысл жизни. Книги тогда были для меня дорогие, но когда я набирал денег, покупал духовную книгу, то читал ее, бывало, всю ночь, не мог оторваться. Происходило заполнение пустоты, которая во мне была, открывался тот духовный мир, который был всегда рядом, но которого я раньше не видел.

– Такой удивительный дар Божий… Столько всего узнаешь, когда к вере приходишь. А у Вас еще и священство было впереди.

– Да, было так. В конце 90-х годов мы с супругой стали посещать два храма: Николая Чудотворца в Краснослободске и Покрова Божией Матери в поселке Средняя Ахтуба. В это время я обрел духовника – протоиерея Владимира Дунаева, служил он в храме Архангела Михаила в поселке Райгород Светлоярского района. Мы поехали к нему посоветоваться  по поводу дальнейшей учебы дочери и разрешить другие житейские проблемы. К отцу Владимиру ездило много людей. Нас он принял, и во время беседы вдруг сказал мне, что я должен учиться на священника. В тот момент у батюшки находился один майор в отставке, который желал стать священником. Однако ему он ничего не сказал, не благословил идти по этому пути. А мне, наоборот, сказал, хотя я об этом даже не думал. Отец Владимир видел человеческую душу.

Позже матушка напомнила мне, что однажды она видела меня во сне в иерейском облачении, и даже говорила мне об этом, но я тогда не обратил на это внимания.

Наверное, раз дед мой рушил храм, мне нужно было храм восстанавливать. И когда я на этот путь встал, ухватился за это спасительное благословение, жизнь моя изменилась полностью.

О том, что хочу учиться на священника, я сказал благочинному Волжского церковного округа отцу Петру Симоре. Он ответил: «Надо тебя к Владыке подвести – что он скажет?». Это было в 1999 году. 21 мая, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, митрополит Волгоградский и Камышинский Герман служил в Иоанно-Богословском храме города Волжский, в нижнем этаже храма. Людей было очень много, и после службы, когда Владыка уже собирался выходить из храма, а мне нужно было подойти к нему, толпа оттеснила меня, и я оказался далеко от Владыки. Вдруг случилось небольшое чудо – пошел дождь. Владыка остановился на крыльце храма под козырьком, и в это время я успел пробраться сквозь толпу. Отец Петр представил меня Владыке Герману, и он благословил меня: «Учиться, учиться». Тут дождь и закончился. Интересно, что я и сейчас служу в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова…

– А дальше учеба…

– Учился в Волгоградском духовное училище, которое действовало при Царицынском православном университете. Через год обучения, в 2000 году на праздник Казанской иконы Божией Матери я был рукоположен во диакона. После хиротонии служил каждый день, а надо было еще учиться, сдавать экзамены. Но по молитвам старца, я ощущал помощь, все давалось легко, как будто кто-то меня поддерживал, вел. Через год на Успение Божией Матери меня рукоположили в сан священника. Затем направили служить на приход храма Покрова Божией Матери села Покровка.

– Батюшка, что Вы чувствовали при своем рукоположении? Поделитесь с нами немного.

– Конечно, волнение испытывал очень сильное. А после хиротонии такая легкость была, как будто не ходил по земле - летал. И необычайная, неземная радость, неописуемая, которой в жизни я никогда, нигде больше не ощущал и которую до сих пор помню. Как говорят, не знаю, где я находился, на земле или на небе. Потом каждый день я служил сорокоуст, и чувствовал, что сил было много. Когда люди увидели меня после диаконской хиротонии, сказали: «Отец Василий, мы не можем узнать Вас – помолодели на 10 лет». Это впечатление остается на всю жизнь, потому что при рукоположении чувствуется близость Бога.

А когда меня рукополагали во священника, было другое состояние. Такая же радость, но и чувство, будто меня чем-то нагрузили. Потому что диаконское служение состоит в том, чтобы помогать священнику. А священник уже сам должен нести молитвенный груз – молиться за людей, фактически за весь мир, и особо за тех, кого Господь ему вверяет. Быть слугой Божиим и людей.

– Помоги Вам, Господи, нести этот крест, батюшка! Как же начиналось Ваше служение Богу и людям? И как Вы попали на липецкую землю?

– За время служения в Покровском храме я открыл также два молитвенных дома. Один из них – в селе Царев. В 13-15 века в той местности находилась столица Золотой Орды – город Сарай-Берке. Там же была так называемая Сарская (или Сарайская) епархия для русских епископов, ездивших в Орду. На этом месте, по преданию пребывал благоверный князь Александр Невский перед своей смертью. Сейчас там установлен поклонный крест и действует наш молитвенный дом в честь священномученика Серафима (Звездинского).

В то же время в Царев приезжал раб Божий Григорий из села Коммунар, где верующие желали иметь свой храм. Мне хотелось помочь им. В результате в этом селе в здании сельской библиотеки появился молитвенный дом в честь апостола и евангелиста Матфея. Я был там окормляющим священником. А позже и старосту Григория, с которым мы открывали молитвенный дом, рукоположили, сейчас он служит в селе Коммунар.

А в Липецкой епархии я оказался по Промыслу Божию. Я всегда любил приезжать к святителю Тихону Задонскому. Задонский мужской монастырь – это мое любимое святое место. В один из приездов в Задонск в 2004 году, на источнике святителя Тихона, который находится радом с Преображенским женским монастырем (скитом), ко мне подошла одна матушка-схимница, совершенно мне незнакомая, и стала говорить, что мне надо переезжать в эти края и служить здесь. Потом мы встретили другую матушку – монахиню, и тоже обмолвились о том, что любим эти места. А она сказала: «Святитель Тихон вас здесь приютит».

Через 4 года, действительно, моя жизнь изменилась по причине болезни. Мы жили недалеко от Волжского – города с комплексом предприятий химической промышленности. Там нарушилась экология, изменился климат, начались пыльные бури, выгорала трава. У меня появилась аллергия, и врач сказал, что мне необходимо поменять место жительства. Я пошел за советом к духовнику, и он благословил меня переехать. А когда был в Оптиной пустыни, там встретил схиархимандрита Илия (Ноздрина), к которому также обратился за благословением, и он сказал: «Переезжай».

Таким образом, в 2008 году мы с семьей оказались в Липецкой области. Пришли к Владыке Никону (Васину), в то время управлявшему епархией, и он сразу принял меня в клир.

Служил я сначала в Троицком храме в селе Сошки, потом в Казанском храме села Воронец Елецкого района. В Воронце у меня возобновилась аллергия, потому что в алтаре был дуст. Три месяца я там служил, и температура 38 градусов целый месяц у меня не спадала. Владыке сказал: «Значит, тебе нужно оттуда уходить». Наконец, меня назначили в Иоанно-Богословский храм села Пружинки, где я служу уже почти пятнадцать лет.

– Как Вы «влились» в этот приход? Что за эти годы Вашего настоятельства приобрели - для храма, для людей, для себя?

– Начну с того, что к моему приходу туда храм был почти восстановлен. Не было колокольни, утраченной в советские годы. На ее основании была сооружена временная крыша и стоял самодельный крест. Какое-то время я не принимался за восстановление. А однажды приехал и увидел этот крест и крышу на земле. Оказалось, что был сильный ветер, который поднял эту самодельную крышу, которая почти не была закреплена. Рядом были и высоковольтные провода, но чудом ничего не было повреждено. Так я понял, что пришел момент восстанавливать колокольню. Сейчас она полностью восстановлена: мы поставили купол, крест, Владыка Никон освящал новые колокола.

В первое время моего служения люди присматривались ко мне, а потом потихоньку доверились. Чувствуется, что у нас есть коллектив, община, которая понемногу увеличивается. Вместе готовимся к праздникам, убираем, ремонтируем храм. Есть прихожане, которые постоянно исповедуются, причащаются, приводят очень много детей. Кто-то приезжает на Богослужения из Липецка.

Владыка Никон рассказывал мне, что он сам много физически трудился, восстанавливая храмы. И мне многое в храме нужно было делать самому, в частности в алтаре – штукатурка, побелка, плотницкие работы.

Конечно, мы живем в очень сложное время, когда гонение из открытого перешло в скрытое. Храмы мы, конечно, восстанавливаем, они нужны людям. А вот души – как тяжело их привести к вере! Бесы «перехватывают» людей на пути в Церковь. Девяносто процентов людей, собирающихся принять Крещение, ничего не знают о Боге. Побеседуешь с ними, душу всю вложишь, они обещаются жить церковной жизнью. Но проходит время – обещания не исполняются. У всех девиз: «Нет времени». Но это неправда, к сожалению, люди просто духовно ленивые.

Всюду соблазн. Очень сильно влияние «мiра сего». Как говорил Святейший Патриарх Кирилл, люди хотят жить комфортно. Поэтому и женщины ходят в брюках, стыдятся надевать платок. А самое страшное – семьи убивают своих детей. Страшно, что народ, которому открыта вера спасительная, православная, уничтожает сам себя. И все это потому, что против Христа ведется война, а мы, верующие христиане, находимся на «передовой» этой войны.

- Какой из грехов Вы считаете наиболее аморальным, какой наиболее мучает людей в наше время? И напротив, какая из добродетелей для Вас имеет наивысшую ценность?

- Грех, от которого люди сейчас очень страдают – это грех блуда. Он растлевает и уничтожает человека, его душу. Сейчас многие родители не препятствуют детям жить в блуде. Говорят, что не нужно ни венчаться, ни расписываться, а лучше сначала просто пожить и узнать друг друга получше. Блудное сожительство – это страшная болезнь молодого поколения. Меня это очень тревожит, я стараюсь говорить об этом людям, убеждать их в том, что необходимо хотя бы законно зарегистрировать брак. Также в современном мире очень распространены грехи зависти и осуждения, которые часто действуют вместе.

А из добродетелей, думаю, главная – научиться прощать. Даже если у нас не будет чего-то хватать, но мы будем прощать других, за это и Господь может нас простить. Тот, кто прощает, имеет любовь. Если любви мало, он не сможет простить, потому что мы по любви прощаем своих ближних. И Господь через апостола говорил: «Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13: 13).

Я поэтому прихожанам говорю, чтобы они учились прощать и просить прощения. Ведь когда ссорятся, то все ждут, что другой первым попросит прощения. Но если вы начнете первыми, даже если вы будете правы, вам будут от Господа венцы. И будет мир, и лукавый сразу отступит от вас.

- Что Вы делаете, когда кажется, что зашли в тупик?

- Когда бывают тяжелые ситуации, сразу пропадает лень и появляется молитва. Начинаешь усиленно просить Божиего заступничества, помощи Пресвятой Богородицы. А когда все хорошо и гладко, расслабляешься и молитва «отходит».

- Кому Вы особо любите молиться?

- Божией Матери, потому что все главные события моей жизни происходили в Богородичные праздники. Ну и конечно, святителю Тихону Задонскому. Обязательно Евангелие, Псалтирь. Конечно, бывает непостоянство в молитве. Бывают моменты, когда хочется молиться день и ночь. А бывает, что тяжесть нападает, суета обступает. Но это Господь нас так проверяет, учит.

- Батюшка, что Вы скажете Богу на сугубом суде: на что тратили силы, волю, таланты, которые Он Вам дал вместе с жизнью?

- Преподобный Феодор Санаксарский говорил: «Помни час смертный». И я вспоминаю об этом, тем более что годы мои уже немалые. Конечно, страшно предстать пред Богом, потому что ничего и не скажешь Господу в ответ за свою жизнь. Конечно, я надеюсь на милость Божию. «Боже, милостив буди мне грешнику» - скажу, как мытарь. Потому что без Милосердия Божия никто не спасется. Мы только уповаем, что недостаток наших добрых дел Господь покроет Своим Милосердием и даст нам жизнь вечную.

И еще, когда на суд придешь, надежда будет на то, что кто-то помолится за тебя. А если священник будет полагать за людей свою душу, то и они его никогда не забудут. Когда священник отдает людям себя, они к нему идут, они чувствуют духовное питание, которое получают. Священник же молится в алтаре, он должен уметь получить от Бога и перераспределить для людей, как посредник между Богом и человеком.

- Вы можете сказать, что Ваша жизнь интересна?

- Всякая жизнь интересная, это дар Божий. Но в моей жизни только тогда появился смысл, когда я принял Крещение. Тогда она стала глубокой, полной, насыщенной. Я открыл для себя цель. Это было для меня великим вдохновением. Появились огромные силы духовные и даже физические.

Самый счастливый человек – этот тот священник, который литургисает. Если священник литургисает, он без этого жить не может. Литургия – это вся его жизнь. Конечно, и мне хочется, чтобы Господь дал еще силы послужить, я же «поздний» священник.

- Батюшка, мы поздравляем Вас с юбилеем и желаем Вам здоровья духовного и физического и долго-долго еще служить, чтобы успеть как можно больше передать людям, поделиться дарами Божиими.