Евангельское чтение праздника Преображения Господня. Краткое толкование

Краткое толкование на Мф 17:1-9 русского православного духовного писателя и педагога протоиерея Иоанна Бухарева (1836–1912).

Преображение Господне. Фреска трапезного храма Задонского мужского монастыря

Какое евангелие Преображения Господня?

О событии Преображения. Матф. 17, 1–9, Зач. 70.

1 Взял Иисус Петра, Иоакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних.

2 И преобразился пред ними: просияло лице Его как солнце, одежды же сделались Его белыми, как снег.

3 И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4 При сем Петр сказал Иисусу; Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5 Когда Он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий; Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте.

6 И услышав, ученики упали на лица свои; и очень испугались.

7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8 Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых.

Ст. 1. Для чего Иисус Христос преобразился пред троими из своих апостолов.

Это для того, что по закону Моисееву полагались два или три свидетеля, для удостоверения в истинности чего-либо. При преображении были не другие апостолы, а Петр, Иаков и Иоанн, потому что были лучшие из учеников и потому более способные видеть славу Христову.

Ст. 3. Почему во время преображения Господня явились Моисей и Илия и беседовали о предстоящей крестной смерти Иисуса Христа?

Явления Моисея и Илии при преображении возвещало ученикам, что Иисус Христос именно есть тот самый Мессия, о котором Моисей писал в законе и предвозвестили пророки, коих представитель здесь Илия. Беседа была о крестной смерти Христовой для того, чтобы апостолы нисколько не соблазнялись такою смертью Его: она не недостойна Божественного лица Спасителя и вполне сообразна с законом и пророчествами.

Ст. 4. Как понимать слова ап. Петра: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии?

Апостол говорил как бы таким образом: зачем оставлять такое прекрасное место, чтобы идти во Иерусалим на крест? Лучше здесь устроить жилище для всех, и никто не узнает, что мы здесь, и здесь в уединении будем наслаждаться блаженством.

Ст. 9. Почему Иисус Христос запретил апостолам рассказывать о своем преображении до времени своего воскресения?

Это потому, что чем больше стали бы рассказывать о Иисусе Христе чудесного, тем больше стали бы сомневаться в смерти Его на кресте. По воскресении же Иисуса Христа, лучше могли понять самое преображение, т. е. явление Его в божественном виде.

Источник: Азбука веры