Святитель Иннокентий Херсонский как ректор и духовный наставник святителя Феофана Затворника
Иерей Евгений Малых,
магистр богословия,
председатель епархиальной комиссии
по миссионерской и антисектантской деятельности,
клирик Вознесенского кафедрального собора города Ельца
Святитель Иннокентий Херсонский
как ректор и духовный наставник святителя Феофана Затворника
Святитель Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Ныне это село Чернава Измалковского района Липецкой области, которое расположено в 40 километрах от Ельца.
В детстве святитель Феофан часто бывал с отцом в Ельце, где жили родители святителя Иннокентия. И позже с Ельцом имел самую близкую связь. Его родственники служили в Вознесенском соборе, во Введенском храме. В Знаменском монастыре жила его духовная дочь схимонахиня Магдалина (Иванова). Любовь к Ельцу питал и святитель Иннокентий Херсонский, который с 1830 года по 1839 год был ректором Киевской Духовной академии.
В этой академии будущий святитель Феофан учился с 1837 года по 1841 год. То есть непосредственное общение двух будущих святителей происходило в течение двух лет — на первом и втором курсе.
Архимандрит Иннокентий (Борисов), будущий херсонский святитель, уже в то время был знаменитым церковным проповедником. Он читал в академии лекции по энциклопедии богословских наук. Как ректор он обладал необычайной способностью неотразимо воздействовать на своих воспитанников и поднимать их дух. Он увлекал и восторгал слушателей. Каждая лекция его, каждая проповедь были целым событием, пробуждавшим работу мысли и поднимавшим духовный настрой в студенческой семье. От природы живой и энергичный, он внимательно следил за занятиями студентов и постоянно заботился прежде всего о более основательном философско–богословском их образовании, обращал внимание на развитие в них любви к проповедничеству и писательству.
Человек всесторонне образованный, архимандрит Иннокентий желал, чтобы и студенты академии расширяли свое образование посредством знакомства с лучшими трудами по различным отраслям знаний: астрономии, гражданской истории и другим, а не ограничивались кругом наук, преподаваемых в академии. Он собственным примером побуждал своих питомцев к трудолюбию. «Я удивляюсь, – сказал он однажды студентам при обычном посещении их комнат, – как вы не дорожите временем и мало делаете! В прошлую сырную и первую неделю Великого поста я написал около 80 листов». То есть в среднем это получается примерно 6 листов в день, причём, в самые загруженные дни церковного года, с очень продолжительными ежедневными службами и заботами по академии. Для святителя Феофана он стал выдающимся примером для подражания.
Архимандрит Иннокентий приучал студентов говорить проповеди экспромтом и воспитывал в них любовь к этому великому делу. «Особенное внимание, – пишет профессор Корсунский, – обращал он на способность студента быстро схватывать умом предмет, ясно, речисто излагать свои о нем мысли, на уменье скоро и вместе толково, обстоятельно решить данный вопрос, менее давая цены трудолюбию и кропотливости в учебной работе, нежели этим качествам. Поэтому и на экзаменах, едва скажет студент два–три слова из билета, он тотчас начинает ему делать возражения, давать разного рода вопросы, переходя от одного предмета к другому по соприкосновенности их между собою. И относительно домашних занятий студентов: ректор иногда вдруг посылал своего келейника в студенческие комнаты с темами для сочинения или проповеди и с требованием по возможности скорее выполнить работу. Выигрывал в оценке своей успешности при этом тот, кто скорее и лучше выполнял работу. Это, без сомнения, весьма сильно способствовало развитию умственных дарований, быстроты соображения и дара слова, поощряло даровитых, держало всех студентов в постоянном умственном напряжении и, так сказать, наэлектризовывало их, особенно ввиду живого и блестящего примера всего этого в самом ректоре, пред умом, красноречием и другими необыкновенными способностями которого невольно преклонялись не только студенты, но и сами наставники академии».
Святитель Иннокентий особое внимание уделял своему земляку Георгию Говорову. Их разговоры друг с другом, воспоминания о родных для них обоих краях воспитали в святителе Феофане особую любовь к Родине. Позже это проявится во время затвора. Уйдя в затвор после многих лет ректорства в Санкт-Петербургской академии и епископства, святитель Феофан в Вышенской пустыни первое время выписывал православные журналы. Но затем отказался от них и полностью предался молитве, написанию книг (по примеру святителя Иннокентия) и переписке с духовными чадами. И только один раз, по любви к Родине, он нарушил заведённые правила. И этот момент очень важен для нас как пример в наше время, во время специальной военной операции.
Православные люди имеют обыкновение в трудные времена смотреть на советы святых отцов, как поступить в данной ситуации. И, казалось бы, для нас сейчас этот метод мало применим. Ведь СВО идёт только сейчас, как святые прошлых веков могли об этом что-то говорить? Однако, такой прецедент есть.
В 1877 году, когда святитель Феофан уже 10 лет прожил в затворе, началась Русско-Турецкая война. Она была очень похожа на СВО. Вначале турки притесняли славян на Балканах, им противостояли ополченцы Боснии и Герцеговины. Затем Российская Империя начала засылать туда добровольческие русские отряды на помощь (что-то наподобие частных военных компаний). Но когда уже они не могли справиться и нависла угроза геноцида славян, император Александр III ввёл войска и встал на тропу войны. Очень похожая ситуация, защита братьев славян, не связанная с прямым нападением на нашу страну.
И происходят удивительные вещи. Святитель Феофан просит игумена Аркадия ежедневно (!) открывать его келью и приносить свежие газеты и карты продвижения русских войск. Они вместе молятся, обсуждают каждый шаг и каждый этап войны. И святитель Феофан пишет краткое послание об участии Российской Империи в этом своего роде аналоге СВО. Вот текст этого послания:
«Охватывающее нас воодушевление не есть ли Божие в нас действие? И, сознавая это, не должны ли мы вместе сознать, что этим движением Бог говорит нам: вам поручено освободить этих страждущих? Мы можем отказаться! Бог никого не нудит. Но будем ли мы безвинны, не вняв Божиим мановениям? Бог найдет и без нас исполнителей Его воли. А нам стыд, если еще не более что. Оставляющий брата сам будет оставлен в час нужный. Все такие мысли прямо ведут к решению вопроса: хочешь не хочешь, – а ступай воевать, мать Русь православная».
Когда позже уже в северных морях потонул военный корабль «Русалка», святитель Феофан написал замечательные слова о тех, кто погибает защитником православного Отечества. Вот его слова:
«Скончавшиеся по причине крушения «Русалки» должны быть причислены к сонму мучеников. Я, не колеблясь (!), решаю, что как разбойник со креста прямо в рай поступил, так и они. Я желал бы, чтоб все матери и отцы, братья и сестры и жены умерших тогда прочитали сии строки, поверили истине их и утешились. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знаемыми. – Да упокоит Господь души их в Царствии Небесном!!!».
Таким образом, святитель Иннокентий Херсонский поспособствовал зарождению в святителе Феофане основных качеств, необходимых архипастырю, миссионеру. Он привил ему любовь к проповедям, усердие в написании книг и любовь к Родине, патриотизм, который в русском народе всегда воспринимался как один из наиболее совершенных путей к исполнению заповеди о любви к ближнему.
Пусть молитвами этих двух великих святых — святителя Иннокентия Херсонского и святителя Феофана Затворника — Господь поможет нашей стране и всему нашему народу пройти через все испытания, стать сильнее, сохранить и укрепить нашу веру и продолжать быть устроителями и защитниками нашего великого Отечества и верными чадами нашей Святой Матери Церкви!
Доклад прочитан на Межрегиональной духовно-просветительской конференции, посвященной 200-летию начала педагогической и просветительской деятельности святителя Иннокентия, епископа Херсонского «Вся сила в деятельном христианстве» в ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. И. Бунина»
22 декабря 2023 года