Основание и возрождение Троекуровской обители

                                               

                                                 Игумения Матрона (Брыксина), настоятельница Свято-Димитриевского Троекуровского Иларионовского женского монастыря                                                   

 

Основание и возрождение Троекуровской обители.

 

Сегодня мы вспоминаем и устремляем свой взор на великого подвижника благочестия преподобного Илариона Троекуровского Затворника, святость которого  пронизывает время с тех дальних времен до наших дней. История обители начала свой отчет с того момента, когда угодник Божий преподобный Иларион, после двух десятилетий подвигов и странничества в 1824 году, принял предложение помещика села Троекурово – недалеко от Лебедяни - Ивана Ивановича Раевского, поселиться в его имении в специально  устроенной для него келии близ Димитриевской церкви. Перед этим событием отцу Илариону в Киеве было видение идти на духовные подвиги в Троекурово. Преподобный рассказывал впоследствии, что путешествуя в Киев, Воронеж, Задонск и Елец, он всегда старался зайти в село Троекурово, и любил отдохнуть там у строившейся Димитриевской церкви под сенью высоких и густых лип и берез. Он говорил: «Тишь такая, кругом зелень, прохлада, словно рай земной, и расстаться, бывало, не хочется, тут бы и умереть».

Здесь старец Иларион в высоких аскетических подвигах провел 39 лет строгого подвижничества. В Троекурово отец Иларион находился в затворе, однако ходил в храм на богослужение и принимал многочисленных посетителей, которых привлекала к нему слава о его подвижнической жизни и огромной духовной силе. С той поры народная молва стала именовать его Троекуровским затворником.

Постепенно вокруг старца Иллариона стали селиться благочестивые девы и вдовицы, желавшие постоянно находиться под духовным руководством старца и пользоваться его наставлениями. С дозволения владельца села Раевского, ими были поставлены несколько келий, а отец  Иларион назначал им послушания: выпечка просфор для храмов  окрестных сел, обустройство многочисленных посетителей.

Сразу по прибытию в Троекурово подвижник горячо пожелал устроить женскую обитель, о чем ясно говорил некоторым лицам. Увеличившееся со временем число послушниц, их строгая подвижническая жизнь под духовным руководством старца подали Преосвященнейшему Арсению, епископу Тамбовскому, мысль  устроить при Димитриевской церкви женскую общину. И эта мысль, высказанная архиереем, могла расцениваться старцем как видимое указание воли Господа на угодность Ему сего дела. Владыка Арсений просил Ивана Ивановича Раевского помочь сему святому и богоугодному делу.

Со стороны казалось немыслимым для слабого телом старца, не имевшего никаких средств и жившего на милостыню благотворителей, устроить иноческую обитель. Но Господь со временем указал ему людей для воплощения в жизнь его замыслов. В конце 1840-х годов было получено благословение Преосвященнейшего Николая, епископа Тамбовского: «Если отыщутся средства, необходимые для устройства общины, устрояйте». Духовно близкая ему Александра Голдобина ходила по присутственным местам и благотворителям, собирая средства. В довольно короткий срок был приобретен участок земли в селе Мочилки, послуживший к основанию женской общины в Троекурово.

Сам подвижник не дожил до счастливого дня открытия женского монастыря. Он скончался 18 ноября по новому стилю 1853 года, и был похоронен при стечении многочисленных своих почитателей, в собственноручно вырытой им пещере. Старец Иларион завещал своим помощницам  окончить дело основания обители.

В 1836 году тамбовский владыка Николай обратился с прошением в Святейший Синод об основании монашеской обители, и 4 мая 1857 года на докладе обер-прокурора Синода, император Александр Николаевич написал резолюцию  «согласен».

Первой настоятельницей Троекуровской общины стала рясофорная монахиня  Тамбовского Вознесенского девичьего монастыря Александра (Зеленева). При ней над могилой затворника Илариона вместо часовни был выстроен деревянный домовый храм  во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Второй настоятельницей стала монахиня Макария (Домогацкая), руководившая  Димитриевской общиной в 1862-1868 годы. Она вновь перестроила деревянный Владимирский  храм и начала возведение вокруг обители каменной ограды.

С 1868 года настоятельницей общины стала казначея Сезеновского монастыря монахиня Анфиса (Придарогина). Новая начальница обратила внимание на благолепие и хозяйство обители – усовершенствовала клиросное пение, ввела изящные рукоделия – вышивание гладью и золотом, тканье ковров, наряжание икон цветами и фольгой. А 7 января 1870 года в Троекуровской общине открылись приют и училище для бедных девиц духовного звания. По ее ходатайству община была переименована в Троекуровский Димитриевский Иларионовский женский монастырь, а 27 июля 1871 года совершилось торжественное открытие монастыря архимандритом Вышинской пустыни Аркадием, благочинным монастырей Тамбовской епархии.

В 1895-1912 годах Троекуровским монастырем управляла игумения Нафанаила (Арнатова), после нее и до 1920 года - игумения Херувима, до этого состоявшая монахиней Знаменского Сухотинского монастыря,  и с 1920 года до самого закрытия  обители в 1930 года –монахиня Херувима (Ермолаева).

Перед  революцией  в Троекуровском монастыре было четыре  каменных храма:  Димитриевская церковь, надвратная церковь с двумя престолами: святого пророка Илии и Покрова Пресвятой Богородицы,  Владимирский собор. Внизу при гробнице старца Илариона был устроен пещерный храм в честь святых покровителей родителей преподобного Илариона – святых Мефодия и Феодосии, а сама гробница старца обновлена и над ней водружена серебряная доска с изображением в полный рост затворника Иллариона. Четвертый теплый храм во имя Архистратига Михаила был освящен в 1913 году. 

К особо  почитаемым святыням  Троекуровской обители  относились  чудотворные образы Владимирской иконы Божией Матери, одна из которых называлась «Явленная».

В начале 20 века Троекуровский монастырь был широко известен, его постоянно посещало немало паломников. В это время в обители было 55 монахинь и около 200 послушниц. День кончины старца Илариона всегда очень почитался не только жителями Лебедянского уезда. К этому дню к месту его погребения собиралось большое число людей из Тамбовской и из соседних губерний.

После революции Троекуровский монастырь постигла судьба всех русских  православных  обителей.  В 1930 году  местные власти  окончательно закрыли монастырь, выгнав последних монахинь и приспособив обитель под завод по переработке плодов и ягод. Монастырские постройки постепенно приходили в ветхость, перестраивались и разрушались.

В годы гонений на Русскую Православную Церковь продолжалось народное почитание затворника Илариона. Его жизнеописания, вошедшие в различные сборники житий подвижников благочестия, способствовали тому, что люди в годы безбожия передавали из уст в уста рассказы о дивных чудесах, совершаемых по молитвам преподобного. По рассказам старожилов, в поминальных книжечках «бабушек в платочках» обязательно был записан о упокоении затворник Иларион. Трепетно сохранялись, передавая по наследству две иконы Владимирской Троекуровской Божией Матери, которые  при открытии монастыря были возвращены в обитель. Не прекращались посещения верующими  святого источника Пресвятой Богородицы близ монастыря, который несколько раз во время безбожного лихолетия пытались власти закрыть- засыпали землей, заливали бетоном. Но каждый раз святая вода пробивала себе путь наверх, к жаждущим исцеления людям.

Начало возрождения Троекуровской обители было положено в 1993 году, когда местные жители создали приходскую общину при Михайло- Архангельском храме.     Тогда же на средства местной агрофирмы «15 лет октября», возглавляемой Николаем Дмитриевичем Еремеевым, ставшим главным попечителем и благотворителем  возрождаемой обители, началось ее восстановление. После открытия прихода возобновились в праздники многолюдные крестные ходы к святому источнику.

После утверждения Святейшим Патриархом Пименом Собора Тамбовских святых в 1988 году, началось почитание старца Илариона как местночтимого святого. 13 июля 1999 года были обретены его мощи, которые теперь почивают в Михаило-Архангельском храме обители, перед ними совершаются молебны. День обретения мощей старца стал вторым днем, в который чтится его память. Написаны иконы прп. Илариона,  издаются его жития, в честь его имени постригают монашествующих.  Преподобный особо почитается в Рязанской и Михайловской епархиях. В кафедральном  Христорождественском соборе г. Рязани пребывает частица мощей прп. Илариона, на иконе «Собор святых в земле Рязанской просиявших» есть изображение и  прп. Илариона. Преподобный Иларион изображен и на иконе «Собор Тамбовских святых», которая находится в кафедральном Преображенском соборе города Тамбова.

В 2003 году, после образования Липецкой и Елецкой епархии, по благословению Преосвященного епископа Никона (Васина), стало готовиться возрождение монастыря. 6 октября 2003 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии в селе Троекурово Лебедянского района Липецкой области Свято-Димитриевского Троекуровского Иларионовского женского монастыря. Духовником  обители указом Владыки Никона был назначен архимандрит Иосиф (Пальчиков), имевший богатый духовный опыт иноческого общежития.  В июле 2004 года Троекуровский монастырь был официально зарегистрирован органами юстиции Липецкой области. Обязанности начальницы обители были возложены на монахиню Митрофанию (Овчинникову).

В 2005 году  была начата реставрация самого древнего храма Троекуровской обители - Димитрия Солунского. В 2006 году обновлен снаружи Михайло-Архангельский храм - на нем восстановлена кровля и купола по первоначальному архитектурному замыслу. С мая 2006 года во главе троекуровских насельниц указом Преосвященного Никона, епископа Липецкого и Елецкого, была поставлена  монахиня Матрона (Брыксина).

В 2007 году были пожертвованы 7 колоколов для звонницы Димитриевской церкви.   2007 год  был ознаменован еще одним значительным событием в жизни монастыря - празднованием 150-летия основания Троекуровской  обители, получившей  в 1857 году статус монашеской общины. Праздничную литургию совершали епископы Липецкий Никон и Тамбовский Феодосий  в сослужении с благочинными и множеством духовенства Липецкой епархии при тысячах верующих паломников. В канун праздника в фондах краеведческого  Елецкого музея был обнаружен пока единственный прижизненный  портрет затворника Илариона, написанный в 1828 году.

В мае 2010 года начались работы  по возрождению четвертого храма обители- Ильинского. Была восстановлена  центральная главка на надвратном храме, и накануне зимы полуразрушенный храм увенчала конструкция большого купола, а в марте 2011 года на куполе Ильинского храма воздвижен крест. Много святынь было возвращено в обитель и отреставрировано. Одной  из главных святынь и достопримечательностей обители, которая была возвращена – это икона Успения Пресвятой Богородицы, обретенная в 2008 году.  Образ этот с 14 - ю частичками мощей преподобных отцов Киево-Печерских, был привезен в с. Троекурово в  19 веке из Киево-Печерской лавры Иваном  Ивановичем Раевским.  Икона была отреставрирована  и приведена в первоначальный вид.

Был построен новый сестринский корпус в центре обители. Но главное - с возрождением обители на монастырской земле полилась молитва. Стали совершаться ежедневные Божественные службы, возродилось  монашеское правило. И к трудам и послушаниям приложилась  молитва сестер обители.

В 2013 году произошло образование Липецкой митрополии, состоящей из двух самостоятельных епархий - Липецкой  и Елецкой. Троекуровский монастырь вошел в состав Елецкой епархии  под управлением Владыки Максима (Дмитриева).

Летом 2013 года заново был устроен колодец на святом Владимирском источнике в 2,5 км от монастыря, трудами прихожан и главы администрации Щербакова Андрея Викторовича и его семьи. Над новым колодцем был устроен деревянный сруб, над ним крыша навес. На праздник Владимирской иконы Божией Матери 3 июня 2014 года, впервые в истории Троекуровского монастыря, крестный ход из обители возглавил правящий архиерей - Владыка Максим в сослужении духовенства и стечении многочисленных верующих. На источнике был совершен праздничный молебен и освящение новоустроенной часовни.

Тщанием и усердием насельниц и духовенства обители, иждивением и попечением благотворителей, Троекуровский женский монастырь обретает все более величественный и благолепный вид. Уже на подьезде к обители душа радуется и ликует при виде ее красоты, прославляющей Господа и его святых угодников.

На родине преподобного Иллариона, в селе Зенкино Чаплыгинского района, существовал колодец с водой, и он в народе назывался Иларионовским. В безбожное время люди ходили к нему за водичкой, особенно в день Крещения Господня, и часто собирались около него на моление о ниспослании дождя, что и сбывалось. Примерно в 70-х годах прошлого столетия он был засыпан и практически уничтожен. Но родник чистой воды пробился ниже уничтоженного колодца. В настоящее время он восстанавливается. Местные жители и приезжие приходят за кристальной чистоты водой и молятся преподобному Илариону.

Возрождение нашей обители продолжается!

 

Доклад на Межрегиональной научно-церковной конференции,

посвященной 250-летию со дня рождения

преподобного Илариона, затворника Троекуровского

«Земли липецкой украшение»

11 октября 2024 года