О почитании Владимирской иконы Божией Матери в Задонском мужском монастыре

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Литография XIX века

Точная дата основания Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, расположенного на берегу Дона у устья реки Тешевка (отсюда и старинное название его – Тешевский), неизвестна, так как пожар в 1692 году уничтожил все акты. Но, основываясь на известных данных рубежа XVI–XVII веков, достаточно уверенно периодом возникновения монастыря можно считать 1606–1610 годы.

На страницах письменных источников будущий Задонский монастырь (именуемый Тешевским) впервые появляется в 1615 году. Вот что сообщает запись в платежных книгах Засосенского стана Елецкого уезда от 7123 (1615) года: «Монастырь Тешевской на берегу реки Дону, усть речки Тешевки. За монастырем, под Тешевским лесом, слободка Тешевская на речке Тешевке на верхах». То есть, в 1615 году монастырь не только существовал, но и имел приписанную к нему слободку с крестьянами [1].

Основанию Тешевского Богородицкого монастыря в здешнем крае, по всей вероятности, послужили две главные исторические причины. Первая – воспоминание о благодатном, чудесном заступлении Царицы Небесной от Темир-Аксака (Тамерлана), предпринявшего походы с этих берегов Дона на Москву и грозившего совершенным разорением нашего Отечества в 1392 году, а затем в 1395 году. Вторая причина – это смуты, происходившие от поляков внутри Москвы в 1610–1613 годах (в период «междуцарствия»: от низложения царя Василия Шуйского до избрания Михаила Романова). Это также могло многих вынудить против воли оставлять удрученную Москву и селиться там, где было более или менее безопасно.

Активизацию заселения южных окраин Руси в определенной степени стимулировало и страшное бедствие, обрушившееся на Россию в первые годы XVII века – невиданный доселе голод, особенно тяжело ударивший по северным и центральным территориям. Неизвестный современник так описал тяжелую годину: «Лета 7110 году 7111 (1601–1603) глад бысть по всей земли и по всему царству Московскому… и вымерла треть царства Московского голодною смертью». Многие из тех, кто был еще в силах, бежали на юг в надежде найти там пропитание.

Все эти события, а также удобство местности, могли послужить поводом для решения об исходе из Московского Сретенского монастыря старцев-монахов – основателей новой обители у слияния рек Тешевки и Дона.

Старцы Ммсковского Сретенского монастыря с Владимирской иконой.
Фреска Вознесенского (трапезного) храма Задонского мужского монастыря

Согласно преданию, двух старцев Московского Сретенского монастыря, основавших Тешевский монастырь, звали Кирилл и Герасим. Они прибыли сюда – в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы, – имея при себе твердую охранительницу, драгоценное сокровище – копию чудотворной иконы Богоматери Владимирской.


Копия чтимой храмовой иконы Божией Матери "Владимирская"

На полях этой иконы изображены образы святых: слева – Царевича Димитрия, канонизированного в 1606 году. Справа – святителя Василия Великого, который являлся небесным покровителем Царя Василия Иоанновича Шуйского, в правлении которого состоялось обретение мощей Царевича Димитрия. Царствовал Василий Шуйский с 1606 по 1610 год. Этот период и признается за время основания монастыря.

+++

Предание повествует о том, что чудотворная икона Богоматери Владимирская написана была еще при жизни Богородицы святым апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство. Эта замечательная икона до середины V века оставалась в Иерусалиме, а затем, при византийском императоре Феодосии Младшем (годы царствования: 401–405), ее перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг послал специальный список с этой иконы в дар Великому князю Киевскому Юрию Долгорукому, поставившему ее в Вышгородском девичьем монастыре близ Киева. Сын его Андрей, именуемый Боголюбским, переходя на княжение во Владимир, перенес с собой и икону Богоматери. Пребывая во Владимире в течение двух с половиной веков, икона стала именоваться Владимирской. Она прославилась множеством чудотворений и в бесчисленных списках разошлась по стране, окруженная всеобщим почитанием. Празднования Владимирской иконе установлено по поводу троекратного избавления Москвы от разгрома монголо-татарами и в память свержения монгольского ига.

Так, 26 августа по старому стилю (8 сентября – по новому) икона Владимирской Богоматери чествуется в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. Вторичное празднование иконе совершается 23 июня, в память свержения татарского ига при Иоанне III и избавления Москвы в 1480 году от нашествия хана Золотой Орды – Ахмата. Третьим празднованием, 21 мая, вспоминается избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Впоследствии все важнейшие государственные акты совершались перед этим прославленным образом: пред ним приносили присягу на верность России, перед ним молились, выступая в военные походы, перед ним совершали избрание Всероссийских Митрополитов, а впоследствии, и Патриархов всея Руси. К Владимирской иконе Божией Матери притекал с молитвой весь русский народ и в нужде, и в радости. От нее изливалась благодать Божия на всю верующую Россию. Слава иконы вызвала появление многочисленных ее списков. Нет, пожалуй, ни одного русского храма, где бы не было этой иконы.

Оригинал чудотворной иконы до революции 1917 года хранился в Москве, в Кремлевском Успенском соборе. Икона была богато украшена. В ее окладе, сделанном еще при Андрее Боголюбском, было 15 фунтов золота, много жемчуга, драгоценных камней, серебра. В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

+++

Большему почитанию храмовой Владимирской иконы Задонской обители послужил следующий случай.  В 1692 году монастырь весь и деревянная его церковь сгорели, но скоро все было возобновлено по-прежнему «деревянным строением, ибо храмовая Богородичная икона Владимирская, принесенная Кириллом и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденною. Это обнаружение чудодейственной силы благодатной от честныя Владимирския иконы Богоматери, еще более усилило веру в молящихся пред Нею».

В летописи сохранилось также описание чудесной помощи Пресвятой Богородицы во время холеры.

От честной иконы Богородицы Владимирской монастырь получал и самые существенныя средства содержания, поскольку притекающие к ней во множестве усердствующие поклонники оставляли свои посильные лепты на благоустройство честной обители.

После разграбления монастыря в безбожное лихолетье прошлого века, икона была утеряна. С возрождением Задонской обители в начале 90-х годов XX века была изготовлена копия почитаемой храмовой иконы согласно сохранившемуся ее описанию. В знак особого почитания и благоговения перед Владимирской иконой в монастыре ежедневно совершается акафист.

В честь Владимирской иконы освящен главный алтарь собора. Архиерейские Богослужения в дни престольных праздников Владимирского собора совершаются неизменно при большом стечении верующих.


Надвратная Владимирская икона Божией Матери
Задонского мужского монастыря

 По материалам книги "Задонский Рождество-Богородцкий монастырь. Летопись"