Исторические и духовные условия воспитания и становления преподобного Илариона и основания Троекуровской обители

Преосвященнейший Гавриил,

епископ Набережночелнинский и Елабужский,

доктор богословия  

Исторические и духовные условия воспитания и становления преподобного Илариона и основания Троекуровской обители

Для того чтобы говорить об исторических и духовных условиях воспитания преподобного Илариона Троекуровского, нам необходимо обратиться к началу 18 века. Это время правления императора Петра I, период, когда его отношение к Церкви и монашеству окончательно сформировалось. Время возникновения Монастырского Приказа, в ведении которого оказались все патриаршии, архиерейские, монастырские и церковные вотчины. Теперь лишь малая часть доходов от церковных земель шла на содержание архиерейских домов, монастырей и приходов. Это время перереформирования монастырей, в результате которого 175 из них были закрыты или исчезли. Это время отмены Патриаршества. Император Петр I проводит политику, которую иначе как антицерковной и антимонашеской трудно назвать. Ужас в том, что эти действия совершались против собственной Церкви в масштабах государства.

После кончины Петра I и до царствования Анны Иоанновны в положении монастырей не происходит существенных перемен. Но период «бироновщины» (1730 -1740 г) подвергает монастыри новым испытаниям. На настоятелей теперь возлагается обязанность фискалов, им необходимо было доносить в Синод о малейших проступках насельников монастыря. Виновных отдавали в солдаты или ссылали на каторгу. Настоятелей периодически вызывались в Тайную канцелярию и подвергали допросам. Иноки, подозревавшиеся в политической неблагонадежности, изгонялись из обителей и ссылались на каторжные работы.

В это время постриг в монашество разрешается только вдовым священнослужителям. Указом 1734 года за незаконный постриг на епархиального архиерея налагается штраф в 500 рублей. Настоятель монастыря, в котором этот постриг состоялся, осуждался на пожизненную ссылку, а сам новопостриженный инок лишался монашеского звания и подвергался телесному наказанию. В результате число монашествующих сокращается почти вдвое: если в 1724 году в монастырях насчитывалось более 25 тысяч монахов и монахинь, то к 1740 году в них осталось лишь около 14 тысяч насельников.

В 1740 году, после смерти императрицы Анны Иоанновны, Синод докладывает регентше, что одни монастыри стоят совсем пустые, а в других остались только дряхлые старики и некому совершать богослужение, что множество настоятелей взято под стражу и управление монастырское в плачевном состоянии, что вся жизнь монастырей в крайнем расстройстве. Только в царствование императрицы Елизаветы Петровны с монастырей была снята правительственная опала.

Чрезвычайно важным рубежом в истории монастырей явилась секуляризация церковных вотчин, проведенная в 1764 году уже при императрице Екатерине II. Передача земельных владений Церкви в государственную казну лишила монастыри основного материального источника существования. Содержать монастыри обязалось само государство. Были составлены монастырские штаты, по которым все монастыри разделялись на три класса, содержание каждому назначалось в зависимости от класса. В эти штаты вошло 225 монастырей. Более 500 обителей было упразднено. Число монашествующих вновь сократилось, теперь уже до 5 тысяч насельников. Закрытые монастыри обращались в казармы, госпитали, в дома сумасшедших. Дом сумасшедших был устроен в корпусах Максаковского монастыря на Черниговщине. В Симоновом монастыре целый год располагались казармы.

Суммы, выдававшиеся государством штатным монастырям, были крайне скудными. В итоге храмы монастырей, братские келии, хозяйственные постройки из года в год ветшали и разрушались, а настоятели не решались доносить об этом Синоду, потому что боялись, что монастырь в этом случае будет просто упразднен.

Предсказуемым результатом перечисленных указов петровской эпохи, бироновщины, секуляризации церковного имущества стало падение духовной и нравственной жизни во всех слоях общества, в том числе и в монастырях. В работе Никольского «Монашество на Дону» мы находим этому вопиющие примеры: пьянство, разврат, драки становятся чуть ли не обычным явлением в монастырях Придонья. И, как следствие этого - падение авторитета служителей Церкви в глазах народа.

В качестве иллюстрации, мы можем вспомнить несколько случаев из жизнеописания святителя Тихона Задонского. Первый произошел, когда святитель был правящим архиереем Воронежской епархии. Он торопился на погребение помещика. Ему потребовалась перемена лошадей. На счастье, перед святителем лежало село Хлевное, в котором в наличии всегда было большое количество лошадей. Святитель предлагает местным ямщикам положенную плату с лихвой и просит переменить лошадей поскорее. В ответ он слышит резкий отказ, со словами, что ты, мол, не губернатор наш, чтоб тебе быстро собрать лошадей. Огорченный святитель Тихон увещевает ямщиков: «Да я ведь пастырь ваш, послужите мне, как вашему пастырю». «Ты пастырь над попами, да над дьяками», - отвечают ему.

Другой случай произошел, когда святитель жил на покое в Задонском монастыре. Он проходит через монастырский двор, а крестьяне, которые тут находились в качестве работников, кидают в след ему поленья со словами: «Вон наш ханжа идет, все ханжит». Как поясняет автор записок о святом Тихоне: «Насмехаясь над смиренным, не вельможным образом жизни святителя».

Можно вспомнить и пощечину, которую святитель получил, так же будучи на покое, от помещика Иосифа Кожина, к которому приехал, услышав о жестоком обращении помещика с крестьянами. Разгневанный увещаниями святителя Кожин ударил святителя по щеке.

Таким образом, 18 век для Русской Православной Церкви оценивается в исторической науке как крайне неблагоприятный. Его можно назвать и трагичным. Но это также и начало качественного изменения монашеской жизни, его преображения, начало возрождения в монастырях аскетического подвижничества. Святитель Тихон был одним из тех, кто самим образом своей жизни возрождал монашество.

Говоря о возрождении духовной жизни, необходимо также вспомнить митрополита Гавриила (Петрова), преподобного Паисия Величковского и его учеников. Митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил (Петров) родился в Москве в 1730 году, в семье синодального иподиакона и образование получил в Московской Академии. В 1763 году состоялась его хиротония во епископа Тверского, а через 7 лет он был переведён на Петербургскую кафедру и назначен членом Синода. В 1783 году святитель Гавриил возведен в сан митрополита Новгородского и Петербургского.

Главной заботой архипастыря было возрождение духовной жизни в монастырях, разоренных реформами. В монастырях своей епархии митрополит Гавриил вводит общежительный устав. Взяв за образец устав Афона, святитель сам составляет его текст. Также он содействует введению и укоренению в монастырях старчества. Митрополит Гавриил щедро одаривал монастыри духовной литературой  особенно аскетическими творениями святых отцов. Он состоял в переписке со старцем Паисием (Величковским) и способствовал ему в печатании перевода «Добротолюбия».

Преподобный Паисий Величковский прошел невероятно сложный жизненный путь. С детства склонный к монашеству, он подвизался во многих монастырях в поисках аскетического делания и внутренней молитвы. Эти поиски привели его на Афон, где вокруг него сложилось братство.

По независящим от него причинам, старцу Паисию вместе со своими учениками Афон пришлось покинуть. Их приютили молдавские монастыри Секульский и Нямецкий. Слава о старце разнеслась по всей Молдавии и достигла России. К нему отовсюду стекались монахи, искавшие подвижнического жития. Под его руководством в Секульском монастыре подвизалось более 100 монахов, а в Нямецком - около 400.  В течение последних 20 лет своей жизни преподобный Паисий занимался литературными трудами. Он перевел с греческого языка на славянский творения святых отцов, составил аскетический сборник «Добротолюбие».

После кончины преподобного Паисия, его ученики вернулись в Россию. Под их духовным руководством аскетическое подвижничество возрождается в Саровской, Оптиной, Глинской и Санаксарской пустынях, в Валаамском, Новоезерском и Николо-Бабаевском монастырях. Здесь укореняется старчество, которое оказало благодатное воздействие на жизнь всех слоев русского общества.

Преподобный Иларион Троекуровский, живя на пересечении эпох 18 и 19 века, в сложное, трагичное время, в полной мере столкнулся как с проявлениями духовного обнищания, так и с духовным возрождением общества.

 

Доклад на Межрегиональной научно-церковной конференции,

посвященной 250-летию со дня рождения

преподобного Илариона, затворника Троекуровского

«Земли липецкой украшение»

11 октября 2024 года