Духовный выбор человека в условиях глобальных вызовов современности

Преосвященнейший Нестор,

епископ Ялтинский,

кандидат педагогических наук

Духовный выбор человека в условиях глобальных вызовов современности

Мы живем в эпоху, когда в церковной жизни сложилось представление, будто религиозный опыт соответствует скорее служению обществу, чем установлению личных отношений с Богом, переживаемых в церковной общине и выражаемых в вере, надежде, любви. Христианская жизнь это по преимуществу опыт Богообщения.

Совершая тот или иной выбор, мы должны вспомнить Священное Писание. Господь Иисус Христос говорит: Я вас избрал (Ин. 15:16). И если мы всерьез принимаем слова Самого Господа, что Он нас избрал, то мы начинаем отзываться и подтверждать этот выбор, делая нужные шаги. Потому что христианство – это всегда усилие ума и сердца, это некое движение по направлению к Господу Иисусу Христу. Это церковная евангельская отзывчивость, которая подталкивает человека сделать выбор и определиться относительно как временной жизни, так и вечности, и, конечно, относительно самого себя, а также государства, культуры и цивилизации, в которых он живет. Бывает так, что человек делает выбор не в пользу вечности и не в пользу Христа и, как следствие, не в пользу самого себя. Если он выбирает культуру, он становится человеком культуры. Если он выбирает экономику, он становится экономическим человеком. Если выбирает ту или иную политическую партию – становится политическим человеком со всеми выходящими отсюда обстоятельствами. Бывает и так, что человек отзывается на инфернальный мир, демоническую реальность, на мир не человеческий, а подчеловеческий. И сейчас, в эпоху трансгуманизма, мы видим, что это не является чем-то экстравагантным и невозможным. На самом деле иначевозможное в худшем смысле происходит у нас на глазах. В конце концов, совершая выбор, мы невольно задумываемся, кто, как и зачем переходит свой рубикон. Потому что человек, делающий выбор на последней глубине своей личности, в общем-то соединяется с тем, что он выбирает, или с Тем, Кого он выбирает. И если человек с раннего детства выбрал воскресшего Христа, как это сделал преподобный Иларион, подобно другим святым, то он по существу становится православным христианином, человеком Церкви, человеком православной традиции и евангельской правды, который видит свою реализацию в исполнении заповедей Божиих. И этот выбор в конце концов есть выбор самого себя: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). И преподобный Иларион облекся во Христа.

Российская империя, в которой жил преподобный, имела силу и власть, с которой многие себя ассоциируют. Но мы помним, что Церковь традиционно была на стороне тех, кто пострадал от силы и власти. И, как ни странно, прп. Иларион не стал исключением – чиновники начинают его преследовать, квартальный надзиратель с подчиненными пытается его арестовать и настойчиво мешает его подвижничеству, полагая, что наилучшим способом честно исполняет свой долг. По принципиальным соображениям имперских чиновников не устраивает, что преподобный совершил чисто христианский выбор – быть Христовым на всякое время и на всякий час, что, с их точки зрения, неприемлемо, так как вступает в определенный конфликт с силой и властью, с формализмом и авторитаризмом. И вот здесь происходит самое интересное. Если человек хочет жить по Христу, то, как говорит нам Священное Писание, он неизменно будет гоним в этом мире (2Тим. 3:12). Прп. Иларион, как и многие другие святые пережил гонения, преследования, оплевания, оскорбления. И тем самым он проживал Священное Писание. Потому что любой подлинный христианин всегда так или иначе проживает в своей жизни Новый Завет. Но здесь важно подчеркнуть и то, что любой подвижник, аскет, пустынник каким-то образом разрывает целостность
посюстороннего мира, наносит ему некие травмы, делает специфические пробоины, через которые уже виден свет пакибытия. Отрицая беззаконные законы, гордыню житейскую, похоть очей и многое, что есть в этом мире неприемлемого, он не отрицает самого мира, а напротив, своим подвижничеством, молитвой и самим отречением от мира он утверждает этот мир в Божественной славе и оправдании.

Прп. Иларион является таким человеком, который своей личностью и подвижничеством растворял зло. Он встречался с ним лицом к лицу. Противясь злу, он не вступал с ним в лобовой конфликт, но молитвой и смирением разрушал лукавые козни дьявола и человеческие неправды.

Подлинный христианин, тем более подвижник – всегда нонконформист. В настоящее время мы видим: конформизм, жажда комфорта, удобства жизни стали краеугольным камнем для очень многих людей, в том числе и христиан. И жажда удобной, гарантировано безопасной жизни незаметно превратилась в языческий культ успеха, здоровья, богатства и славы. Поселившись в сердцах и умах, эта устремленность властно выходит на поверхность жизни, пропагандируется с голубого экрана и навязывается рекламными роликами. Мы знаем: подвижничество, аскеза, жизнь по заповедям Божиим – это всегда нонконформизм, священное право и власть говорить «нет» соблазнам этого мира. И прп. Иларион – блистательный тому пример. Мы видим, как нонконформизм красной линией проходит через все его житие. Он выбирает неудобные, откровенно трудные места для жизни. Мало ест, мало спит, много молится. Он не соприкасается с духом века сего и не ищет оправдания даже там, где абсолютно прав. Он не соглашается с неправдой этого мира, но его глубинное несогласие было лишено декларативного, демагогического характера; он не судит мир и не осуждает людей, а предлагает свидетельство любви Христовой и всей своей жизнью, ставшей житием, говорит о том, что Христос уже победил этот мир. Во всех войнах и неправдах уже победил воскресший Христос. И в конце концов именно Он отрет всякую слезу униженного и оскорбленного человека. Подчеркну, что христианин – это всегда нонконформист. Желание не слиться с комфортом земного посюстороннего мира в общем-то и делает христианина солью земли и светом мира, показывает иначевозможное для тех, кто только на пути к такому глубинному и серьезному проживанию слов Священного Писания и жизни во Христе. Отшельник всегда дышит Вечностью. Он не дышит вещами, он не дышит миром, его благополучием и удобством. И это дыхание становится благорастворенным для всех, кто с ним встречается и соприкасается.

Еще в древности люди знали, что подобное рождает подобное. С преподобным преподобен будеши, а со строптивым развратишься, говорит Священное Писание (Пс. 17: 26–27). И вот это воздействие на мир, на людей явилось для него очень важным, а для нас – свидетельством. Прп. Иларион явился миротворцем, потому что творил мир в своей душе и в своей жизни, избегая лозунгов и пропагандистских заявлений. И этот мир распространялся на всех, кто его окружал, с кем он соприкасался. Об этом же и говорит прп. Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя».

Человек, который помнит прошлое, старше своего возраста, потому что он как бы присоединяет своей памятью целые поколения, и опыт многих поколений становится его опытом. И в данном случае церковное памятование для нас неопустительно. Человек, помнящий о Вечности, живет уже другим измерением, хотя де-факто во плоти находится еще в этом мире. И такое соединение преходящего и непреходящего, человеческого и Божественного, мерцательного и неизменного является для нас очень важным. Именно здесь, сейчас, в этот день, в этот час, в эту минуту мы можем обратиться к Творцу – Богу  действительному, действующему, милующему и спасающему. И это может происходить не с кем-то, а с нами. И, стало быть, из этой точки мы можем произносить ту молитву, которая будет нас возносить и преображать. Этот внутренний акт сокровенного человека не остается его частным делом, он воздействует не только на окружающих, но и на весь мир – просвещает и осаливает его. И время нашей жизни, как дар Всевышнего, продолжается.

Молитва человека к Богу – это не что иное, как ответ на мольбу Бога к человеку. Потому что даже когда Бог молчит, Он все равно говорит первым. Он «просвещает и освящает всякого человека, грядущего в мир», как говорится в молитве Первого часа. И если человек вслушивается в эту священную исихию, в эту тишину, он понимает, что надо обращаться к Богу, надо молиться и молиться непрестанно, по слову апостола Павла (1Фесс. 5: 17). Неприятие духа этого мира унижает и оскорбляет этот мир. И падший мир, страстный, греховный, горделивый, нехристианский, конечно же, не соглашается с тем, что его отвергают. И природа этого неприятия часто бывает радикальной. «В мире скорбни будете», – говорит Христос, – «но не бойтесь, Я победил мир» (см. Ин. 16: 33).

Я думаю, что актуальность выбора прп. Илариона, его подвига по сегодняшний день только возрастает. Потому что все те противоречия и сложности, та драматургия, которая была в его жизни, а точнее житии, в такой же степени относится и к нам, к каждому христианину, монашествующему или желающему жить по христианской совести в наше время.

С кризиса образа самого себя начинается духовный опыт. Это происходит тогда, когда разбивается вдребезги воображаемое «я», созданное нами в стремлении к собственному идеалу самореализации. Если мы не решимся умереть для самого себя, как это сделал преподобный Иларион, то не воскреснем к новой жизни.

Обстоятельства жизни преподобного Илариона были трудными, как и вся русская жизнь. Но даже изнутри самих страданий, катастроф и болезней христианин может причащаться ангельского веселья, как это делали святые.

Мы должны напрячь свою христианскую память и удерживать в своем внимании духовные маяки – образы и подвиги наших святых. Только благодаря этим светоносным ориентирам мы из своей сумеречной повседневности сподобимся видеть русское небо, взирающее на нас глазами великого сонма святых.

 

Доклад на Межрегиональной научно-церковной конференции,

посвященной 250-летию со дня рождения

преподобного Илариона, затворника Троекуровского
«Земли Липецкой украшение»

11 октября 2024 г.