«Отец, Отчество, Отечество в контексте современной действительности»
Иерей Алексей Шумаков,
руководитель отдела по вопросам семьи, защиты материнства и детства Липецкой епархии (Россия, г. Липецк).
«Отец, Отчество, Отечество в контексте современной действительности»
Есть время разбрасывать камни, есть время – собирать. Мы слишком долго и далеко разбрасывали. Поэтому так трудно собирать. Пришло такое время. Сами виноваты: не ценили, не защищали, пренебрегали тем духовным наследием, которое веками созидали наши предки.
Среди наших утрат не только огромные территории великой Российской Империи, среди утрат -- многие нравственные понятия, которые определяли менталитет русского человека. Наша задача самим вспомнить их, «отмыть от ложных смыслов» и суметь передать своим детям и внукам.
Сегодня или уже никогда мы должны сделать так, чтобы с прежне силой зазвучали в нашей жизни слова «отец», «отчество», «Отечество».
Обратимся к толкованию этих слов.
«Отец» – Родитель по отношению к своим детям. Это понятно. Обращение к священнику. Основополагатель какого-либо направления в науке или технике Предшествующее поколение мы тоже зовём «отцами».
«Отчество». Часть родового имени по отцу. В нашей национальной культуре это необходимо. Это дань уважения, а также ответственность перед отцом за то, как ты живешь. Языковеды А.В. Суслова и А.В. Суперанская в книге «О русских именах» утверждают: «У русских традиционное наименование по отечеству включает элемент уважения к человеку, а обращение без отчества воспринимается как фамильярное, свойское или неуважительное». В западной культуре этого нет. Обращаться к старшему по отчеству они, вероятно, считают недемократичным. Наша молодежь, да и мы, взрослые люди, уже давно попали под агрессивную наступательную культурную политику Запада. И у нас теперь до седых волос модно быть Сашей, Дашей или, в крайнем случае, Иваном. Без отчества.
Из истории отчества.
Отчества появились в 11 веке у бояр. Крестьяне без отчества. Только за великие заслуги. Так Кузьма Минин стал Миничем за заслуги перед Отечеством. Зваться по отчеству – большая честь и уважение.
«Отечество». Есть 2 великих и дорогих для нас слова: РОДИНА И ОТЕЧЕСТВО. Если бы не было оттенка в значении, наш народ оставил бы одно.
Родина, это твое личное, где ты родился и рос. Родина, род, народ, родня. Родина – мать. А Отечество – это твое наследие, страна твоих отцов и дедов не по крови, а по вере, духу. Это твоя история побед и поражений России, её герои, битвы, открытия. Это знания и память. Рассмотрим более подробно смысл и значение данного термина на примере жизни и творческого пути великого русского поэта А.С Пушкина.
Жизнь и творчество Пушкина – подтверждение высокого смысла евангельской притчи о блудном сыне. Наделенный от Бога великим талантом, Пушкин в юности «покинул отчий дом». Мысленно, но покинул.
Воспитание. Традиционное дворянское. Русские няньки до 3 лет, а потом месье и мадам. Фетиш французской культуры. Язык –французский, библиотека-французская, мода – французская, кухня французская, этикет - французский. Философия атеиста Вольтера – и фактически ничего русского. В лицее образование по европейскому образцу. Александра его товарищи называли «Француз», кличка по образу мыслей, мировоззрению, отношению к национальному…
После окончания Лицея Пушкин в Петербурге. Служит в Коллегии иностранных дел. Бредит Западом и сетует, что ему с его умом и талантом суждено прозябать в «этой стране». Нас, русских, называет «недоевропейцами». Пишет и распространяет в рукописном виде антиправительственные и атеистические стихотворения. Пример – ода «Вольность», «К Чаадаеву». «… Россия встанет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена». 1818 год
За такое творчество его отправляют служить из столицы в провинцию – в Одессу. Но его революционное мировоззрение только укрепляется. Принято решение изолировать молодого человека в его родовой деревне Михайловское под Псковом, ввести против него, как модно сейчас говорить, «санкции», посадить на самоизоляцию, на карантин. 1820 год. Отцу Пушкина поручено отвечать за благонадежность сына. Это привело к большому семейному конфликту. Пушкин переживает кризис. Он в полной изоляции, переписка запрещена, получение корреспонденции и общение – только под тотальным надзором. Молодой человек впадает в отчаяние. Разрабатывает план побега из страны. Именно в этот момент он встречает свою давнюю знакомую – Арину Родионовну Яковлеву. Няню. Всем известно стихотворение «Зимний вечер». 1825 г. «… Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…». Пушкин пишет в письме другу, что общение с няней исправляет недостатки его воспитания. Да, в лице русской крепостной крестьянки Пушкин впервые по-настоящему познакомился со своей родиной. Поэт посещает деревенские праздники, изучает фольклор, культуру, православные традиции, а самое главное – ему не с кем разговаривать по- французски. Основным языком общения становится родной – русский язык. Он удивлен и ненасытен. В контексте данного явления мы можем применить фразу «Как можно любить то, чего не знаешь?». А теперь – узнает и начинает любить. Начинает ценить то, что не замечал. Эти 3 года можно назвать фольклорной экспедицией. Столько материала он собрал из истории русского фольклора.
После восстания декабристов 1825 года Пушкин уверен, что ему предстоит уже настоящая ссылка - в Сибирь, так как он знал организаторов восстания, и его стихи были найдены при обысках у государственных преступников.
Новый царь, Николай Первый, лично беседовал с поэтом. Никто не знает, о чем был разговор, но эта встреча круто изменила судьбу поэта. Он получил свободу жить, где пожелает, творить, зарабатывать деньги, при условии, что применит свой талант на службе Родине.
Еще момент. Современником и личным другом Пушкина был историк Н. М. Карамзин. В те годы том за томом появлялась «История Государства Российского». Пушкин с интересом изучал сей труд. История России становится основным интересом поэта. После смерти Карамзина Пушкину предложена служба историографа. Поэт стал профессиональным историком. В эти годы появляются его исторические очерки об эпохе Петра Первого. Пушкин- историк находит в архивах сведения о своих славных предках: Пушиных и Ганнибалах, которые служили России и преумножили ее славу. Потом «История Пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» в 1836 году. Пушкин созрел как православный гражданин, как православный сын, муж и отец.
В доказательство можно использовать цитату из письма Пушкина к Чаадаеву: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал.
Вернемся к первому толкованию слова: «отец» – родитель по отношению к своим детям. На мой взгляд, данное толкование требует особого внимания, так как весь 20 век нашей истории поколения русских семей подвергались такому давлению, что традиционное понимание места отца, его обязанности и права были было утрачено или фальсифицировано. Напомним, что Гражданская война в России. вспыхнувшая после революции, – это, по сути, не только классовая борьба, но и борьба поколений. В сознании сыновей и дочерей умышленно формировалась идея, что история мира вот только сейчас начинается, что отцы и деды отстали от современности, что они не авторитет, а отживший , никому не нужный, балласт, который только мешает. «Чти отца своего»…Зачем? В 30 –е годы отец вообще мог стать помехой в жизни, в карьере. Никого не удивляли публичные запротоколированные отречения сыновей и дочерей от отцов, если у отца было « неправильное» происхождение или заслуги перед дореволюционным государством. Сколько отцов погибло в Гражданскую, в годы репрессий, а сыновей жизнь вынуждала забыть их, отречься даже от фамилии.
Великая Отечественная заставила государство признать свою ошибку в деле уничтожения традиционных семейных ценностей. Казалось бы, память о героизме и мужестве отцов и дедов восстановлена навсегда. Оказывается, это очень важно для победы – пример отцов и дедов. К сожалению, через десятилетия опять все было забыто или фальсифицировано.
В горячей войне мы победили. Отец, вернувшийся с войны – глава семьи. У него авторитет. С его словом считается сын. Сын гордится отцом. Но это продолжалось недолго. Мы победили в горячей войне, но в холодной войне, войне умов и понятий мы в конце 20 века проиграли. Ситуацию в нашей послевоенной жизни можно сравнить с Троянским конем.
В 90-е годы после развала Союза многие отцы остались без работы. Главной заботой большинства семейных мужчин стала возможность хотя бы прокормить семью. Многие матери вынужденно переориентировались с воспитания детей на зарабатывание денег. Нарушилась семейная иерархия: муж и жена теперь равноправные партнеры. При этом стоит отметить, что не каждая семья выдержала искушение «равноправных партнеров». Авторитет отца упал еще ниже. И хотя экономическая ситуация уже давно выправилась, тенденция, что главное дело родителей – заработать деньги осталась. Воспитательная функция отца в многих российских семьях так и не восстановилась. Это мы говорим о семьях, в которых есть отец. А мы же прекрасно знаем, что почти половина семей растят детей или вообще без отцов или с отцом номинальным, только выплачивающим алименты.
Свято место пусто не бывает и сознание, а души и умы наших детей – это то самое «свято место». Чем оно заполняется, вы сами знаете. Это грязь интернета.
И в заключение. Это замечательно, что сегодня с новой силой зазвучали такие важные в жизни каждого человека слова: «отец», «отчество», «Отечество». Главное, чтобы данные понятия не были обесценены, а приобретали все большую актуальность в условиях современной действительности.