Когда Ты, Господи, крестился в Иордане…
Крещение Господне – один из двенадцати самых почитаемых (двунадесятых) праздников, отмечается Русской Православной Церковью 6/19 января. В этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос, Сын Божий, принял Крещение в водах реки Иордан от святого Иоанна, которого называют Предтечей и Крестителем Господним.
Слово «предтеча» происходит от славянского «течь» – идти, проходить, предтекать, предшествовать, приходить до кого-либо. О том, что в мире перед пришествием Спасителя будет такой человек, как Иоанн, еще за семь столетий до Рождества Христова предсказал ветхозаветный пророк Исаия: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Исаия 40:3).
Иоанн Креститель пришел прежде всего для проповеди покаяния. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:1 – 2).
Приближение Царства Небесного – это приближение Царства Мессии, а потому пророк призывал всех к «очищению духа и исправлению сердца». Пустынножительством, постом и молитвенным бдением готовился Иоанн Креститель к исполнению своего высокого служения, «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4).
Будучи человеком безупречной жизни и строгой нравственности, аскетом и подвижником, «самым большим из рожденных женами», Иоанн Креститель величием духа и силой слова производил на своих современников необыкновенное впечатление.
Иудейский историк Иосиф Флавий писал, что «народ, восхищенный его учением, стекался к нему в великом множестве… и что власть этого мужа над иудеями была так велика, что они готовы были сделать по его совету все, и что сам Ирод царь боялся этой власти над своими подданными…». Люди всех сословий принимали от него крещение в водах Иордана, и многие таили помышление в сердце своем, «не Христос ли он…» (Лк. 3:15). Но Иоанн Креститель, явившийся в мир, чтобы «приготовить путь Господу», открыто говорил о своем служении: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16).
Слушая Иоанна, народ находился в томительном ожидании. Многие знали, что Мессия долго будет оставаться неузнанным. Слова Иоанна о том, что «Он стоит среди вас» (Ин. 1:26), заставляли учащенно биться сердце каждого в преддверии грядущих свершений. В это самое время на берегу реки среди толпы появился Человек из Назарета, который внешне, казалось, ничем не отличается от любого простолюдина из Галилеи. И единственным из всех собравшихся на Иордане, кто «познал Его и познал истинно», был Иоанн Креститель, который, указуя перстом на Иисуса, изрек: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Этими словами он выразил великое смирение и послушание Господа Иисуса Христа, Который Своей любовью и Своей жертвой взял на Себя «грех мира». Иоанн сам хотел просить у Него крещения, но Христос сказал ему: «Оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).
Иоанн со страхом крестил своего Господа, и Иисус сразу же после Крещения вышел из воды, поскольку не имел грехов и Ему не нужно было задерживаться в воде для исповеди. В момент Крещения Иисуса Христа «отверзлось небо» и Дух Святый, в виде голубя, «нисшел на Него» и «…был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22).
Так при Крещении Иисуса Христа на реке Иордан явилась миру Святая Троица: Бог Отец говорил, Бог Сын крестился, Бог Дух Святый сходил в виде голубя. Вот почему праздник Крещения называют еще и праздником Богоявления. Бог открыл людям тайну, которая до этого времени была сокрыта от мира. Бог один, но имеет три лица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый.
Подобно тому, как воды реки Иордан приняли в себя Святое Тело Спасителя и освятились от Него, так и все воды земли, по нашей вере, освящаются в этот день. По давней традиции в Крещенский сочельник (18 января) в храме, а в самый день праздника на реке, у источника, Церковь совершает освящение воды особым Великим чином. Торжественное шествие на реку в день Крещения называют крестным ходом на Иордан. Крещенскую или Богоявленскую воду – ее именуют еще великой агиасмой, что в переводе с греческого означает «великая святыня», – православные люди хранят дома в святом углу, используя как целебную и для окропления жилища и вещей. Вода эта не утрачивает своих свойств, хранится годами, являя тем самым неоскудевающую силу и благодать Божию.
Тамара Романова. Из книги "Возвращение".
Благочиние48