Когда Ты, Господи, крестился в Иордане…

Кре­ще­ние Гос­под­не – один из две­на­дца­ти са­мых по­чи­та­е­мых (дву­на­де­ся­тых) празд­ни­ков, от­ме­ча­ет­ся Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 6/19 ян­ва­ря. В этот день Цер­ковь вспо­ми­на­ет, как Иисус Хри­стос, Сын Бо­жий, при­нял Кре­ще­ние в во­дах ре­ки Иор­дан от свя­то­го Иоан­на, ко­то­ро­го на­зы­ва­ют Пред­те­чей и Кре­сти­те­лем Гос­под­ним.

Сло­во «пред­те­ча» про­ис­хо­дит от сла­вян­ско­го «течь» – ид­ти, про­хо­дить, пред­те­кать, пред­ше­ство­вать, при­хо­дить до ко­го-ли­бо. О том, что в ми­ре пе­ред при­ше­стви­ем Спа­си­те­ля бу­дет та­кой че­ло­век, как Иоанн, еще за семь сто­ле­тий до Рож­де­ства Хри­сто­ва пред­ска­зал вет­хо­за­вет­ный про­рок Ис­а­ия: «Глас во­пи­ю­ще­го в пу­сты­не: при­го­товь­те путь Гос­по­ду, пря­мы­ми сде­лай­те в сте­пи сте­зи Бо­гу на­ше­му» (Ис­а­ия 40:3).

Иоанн Кре­сти­тель при­шел преж­де все­го для про­по­ве­ди по­ка­я­ния. «В те дни при­хо­дит Иоанн Кре­сти­тель и про­по­ве­ду­ет в пу­сты­не Иудей­ской и го­во­рит: по­кай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Не­бес­ное» (Мф. 3:1 – 2).

При­бли­же­ние Цар­ства Не­бес­но­го – это при­бли­же­ние Цар­ства Мес­сии, а по­то­му про­рок при­зы­вал всех к «очи­ще­нию ду­ха и ис­прав­ле­нию серд­ца». Пу­стын­но­жи­тель­ством, по­стом и мо­лит­вен­ным бде­ни­ем го­то­вил­ся Иоанн Кре­сти­тель к ис­пол­не­нию сво­е­го вы­со­ко­го слу­же­ния, «имел одеж­ду из вер­блю­жье­го во­ло­са и по­яс ко­жа­ный на чре­с­лах сво­их, а пи­щею его бы­ли ак­ри­ды и ди­кий мед» (Мф. 3:4).

Бу­дучи че­ло­ве­ком без­упреч­ной жиз­ни и стро­гой нрав­ствен­но­сти, ас­ке­том и по­движ­ни­ком, «са­мым боль­шим из рож­ден­ных же­на­ми», Иоанн Кре­сти­тель ве­ли­чи­ем ду­ха и си­лой сло­ва про­из­во­дил на сво­их со­вре­мен­ни­ков не­обык­но­вен­ное впе­чат­ле­ние.

Иудей­ский ис­то­рик Иосиф Фла­вий пи­сал, что «на­род, вос­хи­щен­ный его уче­ни­ем, сте­кал­ся к не­му в ве­ли­ком мно­же­стве… и что власть это­го му­жа над иуде­я­ми бы­ла так ве­ли­ка, что они го­то­вы бы­ли сде­лать по его со­ве­ту все, и что сам Ирод царь бо­ял­ся этой вла­сти над сво­и­ми под­дан­ны­ми…». Лю­ди всех со­сло­вий при­ни­ма­ли от не­го кре­ще­ние в во­дах Иор­да­на, и мно­гие та­и­ли по­мыш­ле­ние в серд­це сво­ем, «не Хри­стос ли он…» (Лк. 3:15). Но Иоанн Кре­сти­тель, явив­ший­ся в мир, что­бы «при­го­то­вить путь Гос­по­ду», от­кры­то го­во­рил о сво­ем слу­же­нии: «Я кре­щу вас во­дою, но идет Силь­ней­ший ме­ня, у ко­то­ро­го я не­до­сто­ин раз­вя­зать ре­мень обу­ви; Он бу­дет кре­стить вас Ду­хом Свя­тым и ог­нем» (Лк. 3:16).

Слу­шая Иоан­на, на­род на­хо­дил­ся в то­ми­тель­ном ожи­да­нии. Мно­гие зна­ли, что Мес­сия дол­го бу­дет оста­вать­ся не­узнан­ным. Сло­ва Иоан­на о том, что «Он сто­ит сре­ди вас» (Ин. 1:26), за­став­ля­ли уча­щен­но бить­ся серд­це каж­до­го в пред­две­рии гря­ду­щих свер­ше­ний. В это са­мое вре­мя на бе­ре­гу ре­ки сре­ди тол­пы по­явил­ся Че­ло­век из На­за­ре­та, ко­то­рый внеш­не, ка­за­лось, ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от лю­бо­го про­сто­лю­ди­на из Га­ли­леи. И един­ствен­ным из всех со­брав­ших­ся на Иор­да­не, кто «по­знал Его и по­знал ис­тин­но», был Иоанн Кре­сти­тель, ко­то­рый, ука­зуя пер­стом на Иису­са, из­рек: «Вот Аг­нец Бо­жий, Ко­то­рый бе­рет на Се­бя грех ми­ра» (Ин. 1:29). Эти­ми сло­ва­ми он вы­ра­зил ве­ли­кое сми­ре­ние и по­слу­ша­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый Сво­ей лю­бо­вью и Сво­ей жерт­вой взял на Се­бя «грех ми­ра». Иоанн сам хо­тел про­сить у Не­го кре­ще­ния, но Хри­стос ска­зал ему: «Оставь те­перь, ибо так нам над­ле­жит ис­пол­нить вся­кую прав­ду» (Мф. 3:15).

Иоанн со стра­хом кре­стил сво­е­го Гос­по­да, и Иисус сра­зу же по­сле Кре­ще­ния вы­шел из во­ды, по­сколь­ку не имел гре­хов и Ему не нуж­но бы­ло за­дер­жи­вать­ся в во­де для ис­по­ве­ди. В мо­мент Кре­ще­ния Иису­са Хри­ста «от­верз­лось не­бо» и Дух Свя­тый, в ви­де го­лу­бя, «нис­шел на Не­го» и «…был глас с не­бес, гла­го­лю­щий: Ты Сын Мой Воз­люб­лен­ный; в Те­бе Мое бла­го­во­ле­ние!» (Лк. 3:22).

Так при Кре­ще­нии Иису­са Хри­ста на ре­ке Иор­дан яви­лась ми­ру Свя­тая Тро­и­ца: Бог Отец го­во­рил, Бог Сын кре­стил­ся, Бог Дух Свя­тый схо­дил в ви­де го­лу­бя. Вот по­че­му празд­ник Кре­ще­ния на­зы­ва­ют еще и празд­ни­ком Бо­го­яв­ле­ния. Бог от­крыл лю­дям тай­ну, ко­то­рая до это­го вре­ме­ни бы­ла со­кры­та от ми­ра. Бог один, но име­ет три ли­ца: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Свя­тый.

По­доб­но то­му, как во­ды ре­ки Иор­дан при­ня­ли в се­бя Свя­тое Те­ло Спа­си­те­ля и освя­ти­лись от Не­го, так и все во­ды зем­ли, по на­шей ве­ре, освя­ща­ют­ся в этот день. По дав­ней тра­ди­ции в Кре­щен­ский со­чель­ник (18 ян­ва­ря) в хра­ме, а в са­мый день празд­ни­ка на ре­ке, у ис­точ­ни­ка, Цер­ковь со­вер­ша­ет освя­ще­ние во­ды осо­бым Ве­ли­ким чи­ном. Тор­же­ствен­ное ше­ствие на ре­ку в день Кре­ще­ния на­зы­ва­ют крест­ным хо­дом на Иор­дан. Кре­щен­скую или Бо­го­яв­лен­скую во­ду – ее име­ну­ют еще ве­ли­кой аги­асмой, что в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го озна­ча­ет «ве­ли­кая свя­ты­ня», – пра­во­слав­ные лю­ди хра­нят до­ма в свя­том уг­лу, ис­поль­зуя как це­леб­ную и для окроп­ле­ния жи­ли­ща и ве­щей. Во­да эта не утра­чи­ва­ет сво­их свойств, хра­нит­ся го­да­ми, яв­ляя тем са­мым не­оску­де­ва­ю­щую си­лу и бла­го­дать Бо­жию.

Тамара Романова. Из книги "Возвращение".
Благочиние48