«Обновися Русская земля Святым Крестом». Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник святой равноапостольной великой княгини Ольги

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем память равноапостольной великой княгини Ольги, в святом крещении Елены.

Сегодня за Литургией мы слышали евангельское чтение о женщине, омывшей слезами ноги Спасителя. Она отерла их своими волосами и умастила драгоценным миром. Наблюдая, как она возливает миро на ноги Учителя, которое стоило по тем временам целое состояние, фарисеи начали роптать в себе, как Христос мог допустить, чтобы к Нему прикоснулась рука грешной женщины. На их тайные помышления Господь Сердцеведец ответил, что ее многие грехи прощены за ее большую любовь (ср.: Лк 7:47).  

К этим словам впоследствии обратится апостол Павел в послании к Римлянам: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20). Разумеется, это не означает:  чем человек больше грешит, тем больше он получит благодати. Нет. Здесь речь идет о другом:  чем глубже человек начинает сознавать свою греховность, прилагать усилия к исправлению жизни, тем большую благодать подает ему Господь, отвечая на покаянное расположение его сердца и укрепляя на пути спасения.

Евангельское повествование о покаявшейся грешнице имеет прямое отношение и к жизни равноапостольной великой княгини Ольги. Выросшая в языческом нечестии, окруженная им и после замужества, она, потеряв супруга, с невероятной жестокостью взяла в свои руки бразды правления княжеством. Но вскоре мудрая княгиня осознала, что языческая вера не может утолить ее духовной жажды, не может стать и надежным оплотом для развития ее земель. Тогда она обратила свой взор к Византии. Не раз русские князья ходили военными походами на Царьград и возвращались с богатой добычей. Многие другие соседи с завистью смотрели на христианское государство. Но никто не мог поколебать ни его могущества, ни верности его народа Христу. 

Византийская империя стала для Ольги тем историческим примером, которому она решила следовать в управлении своей страной. Узнав же более глубоко о христианской вере, великая  княгиня возжелала предать Христу не только государственную жизнь, но и свою личную – послужить Истинному Богу всем сердцем и всем помышлением.

Принятие Таинства Крещения в Царьграде было непростым решением. Несмотря на свой высокий статус, великой княгине пришлось претерпеть отчуждение и непонимание со стороны своего ближайшего окружения. Но особенно болело сердце княгини за своего сына Святослава, не пожелавшего оставить языческую веру  – эту безнравственную религию вседозволенности и поклонения ложным богам.

Наблюдая жестокое сопротивление языческого окружения христианской вере, богомудрая Ольга понимала, что не увидит при своей жизни духовного преображения русского общества. Но, уповая на милость Божию, она старалась посеять добрые семена веры в своих внуках. И со временем они дали прекрасный плод. Уже в зрелом возрасте великий князь Владимир принимает историческое решение для нашего государства: привести ко Христу свой народ. В 988 году Киевская Русь была крещена. За этим судьбоносным событием стояло твердое и искреннее исповедничество веры великой княгини Ольги, нравственное превосходство которой признавали самые закоренелые язычники великокняжеского двора. Не разделяя ее убеждений, они, тем не менее, уважали Ольгу как сильную личность и мудрейшую из жен. Об этот свидетельствует и тот факт, что ее сын Святополк не посмел нарушить завещание матери и похоронил ее согласно христианскому обычаю.

Пример равноапостольной княгини Ольги сегодня особенно важен для нас, когда условия нашей жизни становятся все более схожими с ее эпохой. Еще тридцать лет назад мало бы кто мог подумать, что современным христианам в скором времени придется отстаивать свои духовно-нравственные принципы не перед лицом богоборческого режима, а перед «гуманным» и «веротерпимым» обществом, ставшим во многом по сути языческим.    

В советские годы верующие потихоньку вздыхали: «В Европе храмы не рушат…» А тем временем там произошло нечто более страшное:  христианские храмы опустели, потому что с искажением христианского вероучения и погоней за земным «раем» опустели человеческие души.  Сегодня мы с сожалением наблюдаем, как европейские народы пытаются строить жизнь по очень странным критериям толерантности – терпимости ко всякому греху. Европейцы все меньше стесняются содомских пороков, но все больше стыдятся прослыть приверженцами христианской нравственности. Это усугубляется тем,  что исповедание христианской веры, ношение нательного креста может послужить преследованиям со стороны начальства, потере высокооплачиваемой работы и, что самое «страшное», – объявлению такого человека «не толерантным».

Содомский грех, настолько ненавистный Господу, что за него Он истребил целые города – Содом и Гоморру, – повсеместно возводится в ранг добродетели. В его поддержку и пропаганду устраиваются целые шествия. И то, что раньше медики изучали в разделе психиатрии как разновидности психических расстройств и заболеваний, становится в современном мире предметом гордости и критерием самовыражения; навязывается как норма поведения, свобода личности. Конечно, в таком массовом безумии, христианские ценности, отрезвляющие человека, становятся предметом высмеивания и поругания. Служителями пороков прилагаются все усилия, чтобы люди навсегда забыли о Боге. Но о Нем можно забыть здесь, в земной, временной жизни, но невозможно будет избегнуть суда Божия в вечности. А она наступит для каждого… И вспомнят все творившие беззакония грозное упреждение Слова Божия, которым они самонадеянно пренебрегли: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк 6:25).

Эти слова приводила богомудрая Ольга и своему сыну Святославу. Но не послушал он матери. Храбрый воин оказался пленником языческих предрассудков. Бесславен был конец его жизни. Святослав погиб от руки печенежского князя, который, похваляясь удачей, сделал кубок из черепа великого князя и пил из него вино на пиршествах.

Так и европейское общество, стремительно погружаясь в пучину греха, пытается увлечь в этот омут и нас, чтобы истощить до основания и наши души, и богатства нашей страны.

К сожалению, сегодня приходится признать, что мы по многим параметрам терпим поражение. Можем ли мы вспомнить, чтобы когда-либо в нашей истории между поколениями вырастала такая пропасть взаимного непонимания, когда зачастую мы говорим с детьми на разных языках – цивилизационно разных языках. Многие из молодежи живут не просто безнравственно с точки зрения православной веры. Они погружаются с головой в виртуальную реальность, где исчезают как личности, утрачивают смысл и радость жизнь. И сегодня эта потусторонняя реальность влияет на становление их мировоззрения гораздо больше, чем молоко матери.

Недавно ко мне подошла женщина с великой скорбью. Она не знает, как помочь своей внучке, которая заявивла, что не хочет больше жить. Причиной такому страшному состоянию, совершенно несвойственному юности, стало посещение этой девочкой группы в социальных сетях, где якобы ее сверстники пропагандируют самоубийство. Эти несчастные дети – посетители подобных страниц – даже не подозревают, что за так называемыми «молодежными группами» стоят взрослые люди, которые вполне отдают себе отчет, на какой страшный грех толкают неокрепшие души. Эти служители диавола, по-другому их не назовешь, пытаются полностью дезориентировать молодежь, лишить ее созидательных жизненных сил. И, конечно, они люто ненавидят христианство, которое одно может помешать их планам, уча человека мыслить собственной головой на пользу своей душе.

Идет очень тонкая и профессиональная обработка умов наших детей, чтобы лишить их радости и цели в жизни. Вспоминаю, как однажды мы проходили с бабушкой мимо кладбища. Меня заинтересовало, почему некоторые могилы были расположены за его оградой. На мой вопрос бабушка пояснила: «Здесь похоронены самоубийцы». Мне стало жутко: лишиться жизни таким страшным путем и после смерти оказаться вне церковной ограды, вне вечного упокоения души. Захоронение самоубийц за пределами христианского кладбища не являлось проявлением нетерпимости к этим несчастным людям, отвергнувшим надежду на милосердие Божие, но было упреждением другим против ужасной вечной участи.

Но не будем отчаиваться. Как Господь просветил светом истинной веры языческие славянские народы, так и сегодня может развеять как прах все богомерзкие усилия служителей порока. Не будем боязливыми и малодушными – к нам обращен сладчайший глас Господа нашего Иисуса Христа: «Не бойся, малое стадо» (Лк 12:32). 

Действительно, сегодня мы вновь, как в первые века христианства, – малое стадо. Достаточно посмотреть, что две крупнейшие по народонаселению страны – Китай и Индия – исповедуют по сути языческие веры: конфуцианство, буддизм и индуизм. Эти восточные религии все больше проникают и в Европу. Да и среди тех, кто относит себя к христианам, многие ли стараются жить в соответствии с заповедями Божиими? К сожалению большинство из нас начинает молиться Отцу Небесному лишь с приходом тяжелой жизненной скорби, как давно подметили в народе: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Дорогие, имея перед глазами жизнь равноапостольной Ольги, будем исповедовать себя христианами и словами, и поступками, ведь от свободного выбора каждого из нас зависит не только наша вечная участь, но и дальнейшее развитие человеческой истории. Вспомните, что великая княгиня Ольга приняла христианство, когда ничто не предвещало возможности Крещения Руси, но Константинопольский Патриарх вручил ей распятие, вырезанное из цельного куска Животворящего Древа Господня с пророческой надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Будем же и мы так молиться за наших близких, за свою Родину, как молилась святая Ольга, всецело вверяя жизнь в руки Всеблагого Промысла Божия. Ее же молитвами, да просветится каждая душа светом Истины. Аминь.