Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме…

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Липецкого и Задонского Никона на Евангельское чтение об исцелении слепорожденного (Ин 9:1-41).

«Силоамом да будут мне слезы мои, Владыка Господи,
чтобы и мне омыть очи сердца и умственно созерцать Тебя, Свет предвечный»

(Великий канон, песнь 5)

На пути Своем Господь увидел человека слепого от рождения. «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:2-3). Господь пришел в мир, чтобы мы уверовали, и устремились к Свету Истины, и, отрекаясь земного, полюбили Небесное: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12), – сказал Спаситель. Чего же можно было еще желать? Но человечество разделилось…

Множество людей, оставив свои дела и дома, последовало за Ним, чтобы услышать Его Слово, чтобы научиться смотреть на мир Его Глазами, чтобы напитаться Светом Его Любви. Они откликнулись на призыв, потому что образ Божий, которым от века наделено сердце каждого человека, почувствовал и распознал во Христе долгожданную Божественную Истину. Люди оставили всё и, невзирая на тернистый путь, последовали за Ним – лишь бы только быть поближе к Богу.

Но были и другие – те, которые, соблюдая внешнее благочестие и повиновение букве закона, не хотели смиряться с проповедью Христа, которой Он призывал к перемене внутреннего человека. Они, книжники и фарисеи, негодовали и злобствовали, всячески стараясь «закрыть глаза» себе и людям, чтобы не признать, не увидеть в Нем Спасителя мира: «Сего же не знаем, откуда Он» (Ин 9:29). Все их усилия были направлены к тому, чтобы найти в делах Спасителя хоть один изъян или грех, «уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» (Лк 11:54), – так тьма боролась за власть в сердцах человеческих.

И вновь была суббота… Господь же, повстречав слепорожденного, сказал: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин 9:5), – и, сделав брение, отверз страдальцу очи, чтобы явилась на нем Слава Божия. «Ты веруешь ли в Сына Божия?» – спросил прозревшего Иисус. Тот отвечал: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин 9:35-38).

Но уверовали ли в Сына Божия свидетели этого истинного чуда? – И, хотя от века прежде никто не знал такого, чтобы кто-либо отверз очи слепорожденному, между людьми продолжились распри: «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса?» (Ин 9:16).

Исцеление слепого. Фреска трапезной Задонского мужского монастыря

С тех пор минуло два тысячелетия, но человечество так и не преодолело ни распри, ни сомнения. А Господь все еще ждет – как и прежде, ждет нашей любви: «Уверуй в Меня, и ты будешь со Мною едино, и наследуешь жизнь вечную». Читая Евангелие и погружаясь во времена земной жизни Христа, мы начинаем понимать, что тогда многие смотрели на Сына Божия, слушали Его живое слово, но, продолжая доверять лишь голосу своего разума, всячески противились Его учению.

А чем отличаются те, кто тогда равнодушно взирал на Живого Христа, от нас сегодняшних, безразлично держащих в руках Евангелие – Живое Слово Божие? – В отличие от нас, они не ведали ни о Крестной Жертве, ни о Воскресении Христа, ни о том Божественном Свете, которым в сонме святых просияли все те, кто делами своей земной жизни прославили Господа. Мы-то знаем, что Свет Христова Воскресения окончательно победил власть тьмы диавольской, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме (ср. Ин 12:46).

Дорогие, давайте задумаемся: ведь не было во всей истории человечества никого чище, безгрешнее, совершеннее, милосерднее Христа! Никто не учил так, как Он; никто не исцелял и не воскрешал так, как Он; ни в ком и никогда не было той мудрости, милосердия, любви и жертвенности… Никто не умел так долготерпеть и прощать. Никто, кроме Него, не в силах вместить в себя боль всего мира, не в силах возлюбить каждого человека так, чтобы добровольно умереть даже за смущенных, предающих и отрицающих – за каждого из тех, кто равнодушно наблюдал и по сей день наблюдает за Его Крестным Путем…

Так почему мы не можем быть благодарными и ответно возлюбить Христа: избрать, уверовать и последовать за Ним? Если изначально каждая душа имеет в себе образ Божий, то она должна бы откликнуться на Божественный призыв. Ведь и сегодня минуту за минутой мы проживаем в присутствии Живого Бога! А как много до сего времени людей, которые, подобно евангельским – слепорожденному, расслабленному, кровоточивой, – в ответ на веру и покаяние получают вечные милости, обетование спасения и исцеление от Бога. Но мы остаемся равнодушны, как и прежде…

Сам Господь никого не неволит, потому что более всех начал почитает в человеке его свободную волю. А мы имеем склонность симпатизировать «героям» времени и мирскому духу, погружаться в комфортное, расслабленное, безответственное существование. Поэтому когда душа, не имеющая понимания об истинных ценностях, вдруг начинает неуверенно обретать смысл своего существования, на этом пути ей непременно встретится диавол, чтобы смутить, не допустить, отвратить ее от Истины, заставить ее уничижать и вновь предавать Бога своим выбором, грехом, сомнением, неверием… А когда наш ум и совесть заражаются страстями, человек слепнет и, сам того не понимая, все дальше удаляется от пути истинного. Его ослепленная душа начинает считать ложь истиной, а истину – ложью, порок – добродетелью, а добродетель – слабостью…

Поэтому доводы поврежденного грехом разума не позволяют нам прозреть, чтобы увидеть Свет и найти Бога. Мы выискиваем другие идеалы, другие ценности, другие законы, находим иные объекты для поклонения. Мы думаем, что обретем другой «свет» по своему вкусу и устроению, более удобный и комфортный, который не обличит наши дела,  убаюкает совесть и не потревожит наше «процветание» в «лучах» собственного «достоинства»… Так мы добровольно погружаемся в царство лжи, сохраняя уверенность в том, что ходим в «свете истины».

А ведь мы знаем, что там, где физически нет солнечного света, наступает кромешная тьма. И когда солнце освещает землю, мы не найдем на ее поверхности даже следов тьмы – она обречена отступать перед светом. Вот так и наша жизнь проходит или в Свете Божественной Истины, или во тьме – царстве диавольской лжи и порока. Поэтому те, кто не любит солнечных лучей, будут избегать их, скрываться в подвалах и подземельях, где можно обойтись электричеством или просто зажмуриться, чтобы даже не думать о небесном светиле… «У нас есть иной свет – более удобный и понятный», – скажут они. Но: «…смотри, – предупреждает Господь, – свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк 11:35).

Мне вспоминается, как в 90-х годах монахи одного из афонских монастырей говорили: «Сейчас в Болгарии не поклоняются Христу – там покланяются Ванге». Страшно представить, какое множество людей прельстилось тогда ее «пророчествами» и «дарованиями»! Ее боготворили, забыв о Христе. И только с годами всем открылось, что она была руководима силой диавольской. Но удивительно, с какой легкостью люди доверялись и поклонялись ей! Так и сейчас все более популярными «героями» нашего времени – кумирами наших страстей – становятся те, кто противопоставлет себя Богу и делами своей жизни прославляет диавола. А мы их выбираем и следуем за ними, безрассудно меняя Свет на тьму… Об этом нам и говорит Священное Писание: «...свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин 3:19). Вы скажете: «Но я не делаю никакого зла!» – но делающим злое Господь называет всякого, кто «ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его» (Ин 3:20).

Все это говорит о том, что, пренебрегая Светом Божественной Истины, а значит, услаждаясь греховной жизнью, мы умножаем в мире тьму. А дела тьмы – всегда злы. Тем, кто, блуждая во тьме, не желает перемениться и отстать от своих эгоистичных навыков и устремлений, – тем просто ненавистен Свет веры, Свет Божественной Истины. Многие отрицают Его или даже идут против него войной, лишь бы не открылась в этом Свете страшная картина: вся глубина нравственного падения наших сердец, недостоинство наших дел, чтобы не откликнулся на зов этого Света обличающий голос нашей совести, требуя переменить весь образ давно привычной жизни…

Почитая грех добродетелью, мы начинаем насмехаться и уничижать заповеди Христовы, потому что они обличают наши дела. Мы доходим до брани и ненависти, находясь рядом с благочестивыми христианами, мы томимся и раздражаемся, когда наши ближние проводят время в молитве, – потому что их служение Богу обличает нашу совесть. Мы хулим монахов, священников и всю Церковь Христову, пытаясь, подобно книжникам и фарисеям, высмотреть в них хоть какой-то изъян, какой-то грех или несовершенство, уничижая и осмеивая их жизнь, их стремление к внутреннему благочестию и чистоте…

Но давайте задумаемся о том, что предлагаем миру мы и какую «роль» в судьбе человечества играет гордое, безбожное и порочное житие? – Ответ непригляден, но прост: делами такой жизни мы приумножаем тьму – становимся частью той силы, которая непрестанно воюет не только против наших ближних, но и против Самого Бога. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Помнить надо всегда, что Бог, как и наша душа, суть мысленные духовные существа: и мыслями и сердцами нашими мы или приближаемся к Богу, бываем один дух с Ним, или удаляемся от Него и делаемся одним духом с диаволом и споспешной его силой».

Вот об этом-то мы совершенно не задумываемся. А злоба диавольская – это не метафора, это реальность. Диавол – человекоубийца, он непрестанно трудится, чтобы погубить наши души для вечности – навсегда увлечь их в геенну огненную. Поэтому бывает даже так, что люди приходят к Богу, как говорят, «от противного» – осознав злобу и ненависть диавола. Был такой случай – одного очень ревностного христианина, ставшего на путь монашеский, спросили: «А как ты уверовал во Христа и почему желаешь стать монахом?» Он ответил: «Я сын жреца и однажды из любопытства пошел за отцом посмотреть, что он делает в своем капище. Посреди этого капища среди полчища бесов я увидел сатану, который требовал от них отчета о «проделанной работе». И вот один из бесов говорит:

– Я вселил в сердца людей вражду, злобу и ненависть. Я столкнул народ с народом. Поддавшись безумию, они начали убивать друг друга. Погибло очень много людей, пролиты реки крови...

Сатана спрашивает:

– Сколько времени тебе потребовалось на это?

– Тридцать дней…

– За тридцать дней ты сделал слишком мало! – сказал сатана и ударил этого беса.

Другой говорит:

– За двадцать дней я потопил в море целый флот…

– Ты мало сделал за двадцать дней! – и этого избил.

Третий отчитывается:

– Я всех рассорил на свадьбе, и в страшных побоищах погиб жених. Сколько горя они претерпели!

– А сколько дней ты готовил их к этому?

– Десять…

– Мало!

Вышел следующий и говорит:

– Я довел старца-монаха до грехопадения. Сорок лет я с ним непрестанно боролся и наконец-то поборол!

Услышав такую новость, сатана возрадовался, снял с себя корону, одел на беса-искусителя, усадил его рядом… И тогда я понял: как же сильно вся эта тьма ненавидит людей, а особо – монашествующих и тех, кто следует за Христом. Поэтому я стал монахом, чтобы посвятить свою жизнь Богу и этим ударить по тьме диавольской».

Да, дорогие, сердце каждого человека – это поле битвы добра и зла, Света и тьмы. Мы помним призыв Спасителя, поэтому все предупреждены. И нет оправдательных причин, по которым мы можем сложить с себя ответственность пред Богом. Ведь одно дело, когда слепой не видит солнечных лучей и говорит: «Солнца нет!» – другое же дело, когда зрячий закрывает глаза, чтобы не видеть Солнце, и начинает упорствовать, отрицая его существование. А потому за все беды, которые происходят в нашей жизни: войны, природные катаклизмы, террористические акты, эпидемии и т.д., – несет ответственность каждый из нас. Не надо винить в этом Бога! Потому что там, где люди отворачиваются от Света, наступает тьма. И тьма берет власть не только над умами человеческими, но и над природой, направляя ее наперекор Божественному замыслу. Подумать только: изначально Господь сотворил так, что весь животный мир поклонялся Адаму. Наш праотец был наделен властью нарекать имена всем живым существам – они же слушались его. Тогда даже среди животных не было зла, не было агрессии – никто не уничтожал друг друга. Гармонию Божественного замысла начал разрушать сам человек, когда в угоду диаволу пошел против Бога… Так что причиной всех трагических событий и катаклизмов в мире является наша греховность. Конечно, сложно представить, каких пределов сегодня достигла степень нашего падения, если даже мельчайшие букашки стали смертоносными и своим ядом могут убить человека.

Да, по грехам нашим весь мир восстал против Бога, Церковь Христову пытаются разорвать на части разные секты, общественные движения – приверженцы лжеучений, увлекающие за собой все в ту же тьму многие души. Поэтому когда мы видим, что, открыто попирая заповеди Божии, человечество хулит Господа, мы должны понимать: эта хула не пройдет бесследно ни для нас, ни для наших детей – не противоборствуя ей, мы даем право злу совершаться в нашей жизни. А когда приходит стихийное бедствие или война, погибают и те, кто не хотел воевать, и даже те, кто мал возрастом и ростом…

Дорогие мои, проходят времена, сменяются поколения, а война за наши души не прекращается ни на минуту, несмотря на то, хотим мы участвовать в этой борьбе или нет. И сколько бы мы не закрывали глаза на свое блуждание во тьме – факт остается фактом: от нашей жизни в мире не становится светлее. Потому что цель и суть нашего существования далеко отстоит от Божественной Истины. Об этом говорит апостол Иоанн Богослов: «…Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:5-8).

Мы обманываем себя, потому что слепы. Мы по-прежнему оспариваем Истину, тем самым безмерно оскорбляя Бога и умаляя Божественное достоинство земной жизни. Мы не понимаем, что наши дела определят и наше место в Вечности. И если бы очи наших сердец до сих пор не оставались бы слепы, мы бы знали, каким путем нужно идти, как отречься от лживого и сладострастного духа этого мира и как в Духе Любви Христовой спасать свою душу.

А для этого у нас есть все: Господь указал нам путь, Он даровал нам ум, совесть, способность рассуждать, – чтобы мы были способны различать добро и зло, осуществлять правильный выбор. Нам не хватает только собственного желания полюбить Бога и в этой любви изменить свою жизнь. Святые отцы говорят, что стремление человека жить в Боге и для Бога, стремление через наибольшее раскрытие в себе Божественного начала приблизиться к Господу и есть любовь.

Но даже соглашаясь с Богом, мы не спешим следовать за Ним. Борьба со своими страстями – дело нелегкое. Поэтому мы склонны безрассудно отступать, если кто-то предлагает: «Да хватит говорить о Боге! Отдохни ты от этого напряжения: от молитв, поста, поклонов – расслабься, поспи, отдохни на природе…» – а вот времени на расслабление у нас-то и нет. Тот, кто останавливается на духовном пути, не стоит на месте, но, сам того не понимая, «сползает» назад во тьму.

Мы живем, как будто пишем черновик, безответственно надеясь, что «я еще успею – вот придет завтра, и я откажусь от своих греховных привычек, и, быть может, вспомню о Боге… А пока мне так сладостно жить во грехе». Но часики отбивают не только срок нашей жизни, но и срок существования нашей планеты: секунды, минуты, часы… Драгоценные минуты нашей жизни уходят безвозвратно, и повернуть время вспять – не в нашей власти. Что прошло – того уже не вернешь. Близится час, когда каждый из нас даст ответ пред Богом за то, как распорядился Его драгоценными дарами – жизнью, свободой, разумом, временем; к чему склонилось его сердце, уверовал ли он в Него, последовал ли Ему, поблагодарил ли, преумножил ли в мире добро и любовь… Что мы скажем Ему? Нам кажется, что земная жизнь бесконечна. Господь все еще терпит наши беззакония, давая нам время на покаяние, чтобы мы могли приготовить свою душу к переходу в вечность – нам же, памятуя о приближении этого момента, нельзя терять ни минуты.

На Афоне есть такая традиция: спустя несколько лет после погребения монахов гробницы вскрывают, а черепа и кости ушедших в Вечность жителей земли складывают в специально отведенные для этого хранилища – костницы. В одном из таких хранилищ каждый входящий видит надпись: «Мы были такие как вы, а вы будете такими как мы». Атмосфера этого места напоминает нам, что таков «венец» земной жизни каждой плоти, чья похоть порой определяет образ нашего существования. А вот душа остается в Вечности навсегда, но, переступая ее порог, она наследует лишь то, что в свете евангельской Истины заслужит по делам своим. И станет ли душа сопричастницей Свету Христова Воскресения в Вечности, будет во многом зависеть от того, успела ли она в земной жизни зажечь лампаду своего сердца от Любви Христовой… Поэтому давайте не будем терять времени, но помнить, что наследником вечной жизни человек становится с того момента, когда он начинает здесь, на земле, пребывать в любви и исполнять заповеди Божии, приобретая от Него качества истинно светлые.

Будем, дорогие мои, стремиться жить с Богом и не забывать, что только Господь – наш истинный Свет на все времена. Когда мы приходим к Богу, то чувствуем, как Он озаряет нас Своей любовью, Своей благодатью, помогая нам познавать каждый шаг, каждое движение сердца, чтобы различать добро и зло. Священное Писание говорит, что, именно в силу веры в Господа, человек не будет пребывать во тьме, ибо живет в нем Сам Христос, а потому есть в нем и свет жизни (ср. Ин 12:46, Еф 5:8, Кол 1:13). Поэтому жить во свете может лишь тот, кто любовью дышит к Богу и людям, источая ее лучи из глубин своего сердца. И это, безусловно, скажется и на жизни наших ближних, т.к. передать другому мы можем лишь то, чем наполнено наше сердце.

Давайте же возблагодарим «Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол 1:12-14) – ведь и ныне вновь Христос воскрес, чтобы отверзлись наши духовные очи, ибо все мы рождены, чтобы делами своей жизни прославить Бога. Аминь.

Опубликовано в журнале "Задонский паломник" № 96