Традиции празднования Пасхи в дореволюционной России

Традиции празднования Пасхи на Руси уходят к временам принятия православной веры. Это всегда был праздник соборный, очень радостный, совпадающий с началом весны, когда все оживает и ликует. Христос Воскресе! – что может быть еще более светлым и обнадеживающим для христианина? Помимо богослужебного смысла этот праздник имел красивые и нарядные бытовые традиции. 

С утра все шли на службу, после чего весь народ выходил на улицу христосоваться – и цари, и городовые, и служащие, и простой люд. Для христосования заранее готовили яйца. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи народу на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Яйца были как натуральные – куриные, лебединые, гусиные, голубиные, утиные, так и искусственные – из дерева, кости, чугуна, бисера, стекла, камня, в том числе из драгоценных и полудрагоценных камней, а также драгоценных металлов, в зависимости от статуса того, кому яйцо предназначалось. Их украшала резьба или роспись на евангельские темы, изображения храмов и монастырей. 

Для росписи деревянных яиц в Москву специально приглашались мастера-иконописцы. Краски делали из трав, серебра и золота. Порой получались настоящие шедевры. В 1874 году для высоких особ мастера Тюлины изготовили яйца, состоящие из двух половинок, которые изнутри были позолочены и украшены орнаментом, а снаружи покрашены малиновой краской, яйца были весьма изящными, легкими и отполированными, как зеркало. Мастерам выплатили очень приличные по тем временам деньги: 25 рублей за большое яйцо и 15 – за малое. 

С развитием прогресса возникла целая промышленная индустрия пасхальных яиц. Так на Петергофской гранильной фабрике изготавливались яйца из полудрагоценных камней яшмы, малахита, лазурита, агата, порфира. С появлением в России фарфоровой фабрики в 1744 году вошли в моду яйца из фарфора. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года Дмитрием Виноградовым, изобретателем русского фарфора. 

Обычно Императорский фарфоровый завод получал очень большие заказы на изготовление фарфоровых яиц, которые выпускал вплоть до революции, часто это были яйца с отверстиями для банта, которые можно было подвешивать под киоты с иконами. К Пасхе 1793 г. в комнаты императрицы Екатерины II принесли шесть ажурных корзин и шесть ваз с поддонами, наполненных 373 фарфоровыми яйцами разных размеров, украшенных росписью с изображением пейзажей, фигур и арабесок, которыми она одаривала гостей. В середине XIX в. ко двору было представлено уже более 5000 фарфоровых и 7000 стеклянных яиц для раздачи при христосовании. 

В 1885 году Александр III решил преподнести супруге Марии Федоровне ювелирное пасхальное яйцо, которое заказал у Карла Фаберже. Подарок так понравился, что Александр III назначил ювелира главным поставщиком императорского двора. Всего было изготовлено около 50 царских пасхальных яиц. Они были шедеврами не только ювелирного искусства, но и механики. Каждое яйцо содержало в себе какой-нибудь миниатюрный сюрприз, когда его открывали, звучала красивая музыкальная мелодия.

Не так давно были обнаружены сделанные Фаберже фрагменты яйца, которое Николай II планировал преподнести своей супруге на Пасху 1917 года, но этому было не суждено случиться. После революции большая часть царских пасхальных яиц Фаберже была продана за границу.

Помимо подарков к празднику Пасхи готовилось и праздничное угощение. После длительного 40-дневного Великого Поста все разговлялись, есть разрешалось всё, стол украшали не только мясные деликатесы, но и особые пасхальные блюда – крашеные луковой шелухой, капустными листьями, травами, цветными нитями яйца, сдобные ароматные куличи, приготовленная из творога пасха. Пекли из теста фигурки птичек. Готовить все начинали в Великий Четверг или Великую Пятницу. 

К этому времени в домах наводили чистоту, украшали иконы особыми праздничными лампадками, цветочными букетами. Ставили цветы и на стол. Особо популярными были нарциссы, гиацинты, впрочем, для людей победнее годились и любые первые лесные цветы. Из проросших семян злаковых, рассыпанных на сукне, натянутом на специальную форму в виде горки, делалась пасхальная горка из зеленых ростков, которая оживляла стол. Ее готовили заранее, обильно поливая семена. Вокруг нее обычно укладывали цветные крашеные яйца. 

Все это создавало праздничную атмосферу и ликующее настроение. Особо украшались и храмы, где проходили особо торжественные церковные службы. Плащаницу обычно украшали белыми цветами в знак чистоты Спасителя, делали пасхальные деревья из веток и плодов, все в цветах были выносные кресты и свечи. 

Общее торжество разделяла и царская семья. Особым благочестием отличался Государь Алексей Михайлович Романов. Неизменно он со всею свитою присутствовал на всех богослужениях Светлой седмицы.

Среди блестящих выходов и великолепных обрядов Царь не забывал явить и свое милосердие. В первый же день Пасхи, а иногда в промежуток между утреней и обедней, он ходил в тюрьмы и, сказав преступникам: «Христос Воскрес и для вас», дарил им одежды и на разговенье. В первый же день Государь давал у себя стол на нищую братию.

С первого же дня у Государя начинались торжественные приемы духовных и светских лиц и праздничные посещения московских монастырей, больниц и богаделен, и праздник проходил среди общей радости и самых торжественных служений.

Во времена Екатерины II было принято особо кульминационные моменты пасхального богослужения сопровождать залпами пушек из Петропавловской и Адмиралтейских крепостей. Об окончании Литургии сообщали тоже пушки – 101 выстрел. Тишину Святой ночи наполняли благовесты многочисленных колоколов. 

Отдыхали всю Светлую Седмицу. Проводилось много благотворительных мероприятий. Многолюдные светские праздничные мероприятия было принято начинать со второго дня Пасхи. Сюда входили и концерты, и балы, и приемы, и праздничные обеды, и народные гуляния. 

Торжество, благолепие, молитвенное усердие и утешение – вот черты, которыми можно охарактеризовать этот поистине всенародный праздник православной Руси.