«Пострадавший за Христа» ко дню памяти священномученика Михаила Исаева

2 ноября (20 октября по старому стилю) отмечается память святого из Собора Липецких святых – священномученика Михаила Исаева.
Он родился 11 января 1875 года в семье крестьян в селе Крыловка Чембарского уезда Пензенской губернии.
После окончания Пензенской учительской семинарии Михаила Васильевича назначили земским учителем в школе Липецкого уезда,
в селе Большой Самовец. 

По словам местных жителей, школа располагалась в здании Троицкого храма, восстановление которого началось несколько лет назад иереем Виталием Жуковым. В годы советской власти в этом здании находился клуб.

– Сейчас мы из этого здания делаем храм Божий, молимся священномученику Михаилу, чтобы он нам помогал, просвещал нас, – рассказал отец Виталий. – Сюда он приехал 120 лет назад преподавателем 1 августа 1894 года. Приехал 19-летним пареньком после окончания семинарии. Только месяц он пробыл в храме, потом был переведен в Христо-Рождественский храм села Студенки и там свое дальнейшее служение проходил. Обладал, как известно, большими знаниями, не только по богословским предметам, но изучал также сельское, плотницкое, бондарное, шорное хозяйство и другие отрасли – такая богатая подготовка была семинаристов.

В Христо-Рождественском храме города Липецка (бывшего села Студенки) Михаил Исаев обвенчался с дочерью диакона этой церкви Софией Романовской и спустя некоторое время заменил его в диаконском служении.

Несколько лет назад в возрасте 101 года умерла прихожанка Христо-Рождественского храма Надежда Андреяновна Гусева, она училась у отца Михаила и хорошо запомнила своего первого учителя. О нем она часто рассказывала дочери Вере Серафимовне Семеновой.

– Моя мама нам рассказывала, что Михаил Исаев был диаконом и учителем, – вспоминает Вера Серафимовна. «Отец Михаил, – она говорила, – был благообразный, с умным взглядом, но очень требовательный к нам, детям. Мы прибегали в школу босяками». Благообразный – как бы сейчас назвали «интеллигентный», а она всегда говорила «благообразный». Мама росла в бедной семье, была двенадцатым ребенком. Она говорила, что все дети очень к нему привыкли, а учились у него все ее братья, даже были старше его, и все безграмотные. Ходили учиться, и он старался выбрать детей, которые бы понимали грамоту, и отдавал таких в школы для богатых бесплатно.

Вот маминого брата одного, Константина, отец Михаил направил туда, брат был отличником. Отец Михаил служил и очень долго преподавал, всех их поучал, как нужно Богу молиться. Вот мама говорила: «Крест мы кладем на себя, но чтобы его не ломать, после надо кланяться». Всем молитовкам он их учил, а мама потом нас также учила. Мы всегда верили в Бога, у нас очень много книг старых было, мы не боялись, что нас арестуют, да с нашего рода и не было пострадавших.

В апреле 1935 года вышло распоряжение советской власти об изъятии церковного имущества Христо-Рождественского храма. Власти совершили попытку снять колокола, но прихожане храма препятствовали этому, как могли. Семья Веры Серафимовны с ужасом переживала начало гонения – ее родственники были свидетелями этого.

– Они собрались идти на свадьбу, женился папин двоюродный брат, – рассказала Вера Серафимовна, – пришли в храм, молодых перевенчали, все выехали из храма, и храм окружила полиция, всех священников начали выводить из церкви, и диакона, отца Михаила. Был у нас еще Уар священник (священномученик Уар, епископ Липецкий – ред.), он был в это время главным, и всех их уводили – кого куда. В монастыре, внизу (в Свято-Успенском Липецком монастыре – ред.), то же самое происходило. Мама вспоминала, что они все были в ужасе.

До этого работал у нас в колхозе дедушка, папин отец. Он пришел и говорит: «Завтра будут снимать крест». На партийной ячейке у них (а дедушка был беспартийный, бестолковый, но очень сильный) его заставляли участвовать в осквернении храма.

Председатель колхоза Иван Яковлевич говорит ему: «Так, Степаныч, завтра будешь снимать крест». А он отвечает: «Нет, я не приду снимать крест, я иду сено косить, вы как хотите, а я с попами драться не буду». Дедушка ушел сено косить на ночь, а тут началось – стали крест снимать, попов выводить, кого за бороды, кого за шиворот. Мама говорит, очень было страшно, но все они усиленно молились.

В конечном счете многих арестовали, расстреляли. Приводили туда, где рынок, там сейчас есть храм (Преображенский храм г. Липецка – ред.), а раньше находился лог, там их всех расстреливали, кто попадался в это время. У моих подруг отцов расстреляли (подруг звали Полинами, одна с 1932-го года, а вторая – с 1935-го, одной тогда было пять лет, а второй – три годика). У Гончаровой Полины, которой было 3 года, также и дедушку с бабушкой расстреляли, а сама она попала в Воронеж. Сушкова Полина, которой было пять лет – на север попала, ее с бабушкой отослали, но так как у нее остался дедушка грамотный, который писал Молотову, Сталину, ее к 1940-м годам отпустили. В этом храме и священники пострадали: отец Петр Орлов, отец Петр Троянский, который был много лет старшим в храме.

За счет ссыльных людей мы живем и молимся, они пострадавшие за Христа называются. – завершила свой рассказ Вера Серафимовна.

Отец Михаил Исаев был приговорен к пяти годам лишения свободы за участие в контрреволюционной группе, якобы возглавляемой епископом Уаром (Шмариным). Вместе с другими священнослужителями его сослали в Карагандинский лагерь. В лагере за священниками как за особо опасными преступниками внимательно следили, но, несмотря на это, они не прекращали своего служения даже за колючей проволокой.

В 1937 году диакон Михаил Исаев был обвинен в том, что вместе с другими священнослужителями на берегу реки Чурбай-Нура из камней выложил изображение церкви, алтаря, крестов и совершал Богослужения. На допросе он не признал своей вины и не дал показаний на других. Тем не менее, 2 ноября его, иерея Александра Орлова, и других священнослужителей, расстреляли.  

– Для нас очень значим его подвиг, он не отказался от Христа, был тверд в своих убеждениях, до конца нес имя Христово, даже находясь в ссылке, проявлял твердость, ни на кого не доносил, никого не старался втоптать в грязь, чтобы самому остаться чистым, – отметил настоятель Христо-Рождественского храма Липецка протоиерей Константин Гришин. – Это пример подлинного человека с большой буквы.

В 2000 году на Архиерейской Соборе диакон Михаила Исаев был канонизировал в числе многих других новомучеников. С тех пор мы в этом храме почитаем его, в этом году написали его икону. Конечно, было очень тяжело найти хоть какие-то описания внешности святого, по крупицам собрали от бабушек сведения, как он выглядел. В дни его памяти мы проводим занятия в воскресных школах, совершаем крестный ход. Для нас это праздник – рассказал священник.

Современникам кажется, что все аресты и расстрелы происходили очень давно и как будто не в нашей стране и не с нами, однако ужасающие цифры репрессированных – сотни тысяч, как глыба, встают перед глазами. Победившие смерть новомученики помогли Церкви выстоять и сохранили ее чистоту для потомков.  

 

Анастасия Хованская