К дню памяти жертв политических репрессий
К дню памяти жертв политических репрессий
30 октября ежегодно, в государственный день памяти политических репрессий и по решению Священного Синода Русской Православной Церкви, совершается молитвенное поминовение «всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении». Это священнослужители, монашествующие, миряне – люди разных профессий, национальностей, которые стали жертвами гонения на Церковь. Это и те, кто был невинно осужден и подвержен репрессиям за принадлежность к дворянскому сословию, за отказ от вступления в колхозы, по ложным доносам о подозрении несогласия с мероприятиями советской власти и угрозой ее свержения. Присоединиться к молитве, вспомнить и помянуть своих родных и соотечественников сможет каждый желающий.
Политические репрессии оставили глубокий след в памяти тех, кого они коснулись, кто не избежал лагерей, переселения, лишения всех прав и высшей меры наказания. Народ жил в страхе, переставая верить своим друзьям и знакомым. Волна репрессий прошла по всей стране и не обошла стороной жителей Липецкой земли. Вспомним те жестокие и беспощадные события, которые коснулись наших земляков.
Особым по количеству и размаху репрессий был 1937 год. На просторах России были закрыты 8 тысяч храмов. Мученическую кончину приняли тысячи православных христиан, монашествующих, священников и епископов. Прошедшая в начале 1937 года всесоюзная перепись населения показала, что верующими себя назвали около половины опрошенных. Таким образом, в юбилейный для советской власти год, это явилось свидетельством провала ее плана уничтожить веру с помощью только антирелигиозной пропаганды и «мягкого» насилия – лагерей и ссылок.
30 июля 1937 года был принят оперативный приказ НКВД № 00447, в котором ставилась задача – «самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов». 5 августа, по заранее установленным лимитам, на всей территории страны начались массовые расстрелы. По сведениям Государственного архива Липецкой области, в 1937 году в нашем крае было расстреляно 167 священнослужителей и монашествующих, не считая мирян. Единовременно были арестованы тысячи православных. Сокращенные сроки проведения следствия сопровождались мучительными условиями содержания в тюрьме, превращавшимися в особого рода пытку, избиениями и разного рода угрозами.
8 августа 1937 года в Липецкой тюрьме был расстрелян архиепископ Задонский и Елецкий Серафим (Протопопов).
В июле-августе 1937 года прокатилась волна арестов священнослужителей, монашествующих и мирян по сфабрикованному обвинению «о контрреволюционной организации» во главе с епископом Липецким Александром (Тороповым). Это были священнослужители и монашествующие, осужденные в начале 1930-х годов и вернувшиеся из заключения; священнослужители, продолжавшие окормлять свою паству, несмотря на массовое закрытие храмов; миряне, которых следователи именовали «церковниками»: 17 священнослужителей города Липецка и окрестностей, 2 псаломщика, 3 монахини и 19 мирян. Следователи торопились выполнять приказ, суда не было, приговор был вынесен постановлением тройки УНКВД по Воронежской области уже 15 октября.
А 22 октября 1937 года состоялся самый многочисленный в нашем крае расстрел священнослужителей, когда мученическую кончину приняли епископ Липецкий Александр (Торопов) вместе с 15-ю священнослужителями, монахиней, чтецом и 3 мирянами.
Предлагаем список имен принявших мученическую кончину, дополнив сведениями об их жизненном пути, которые имеются в распоряжении комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии.
Епископ Липецкий Александр (Торопов Алексей Александрович) родился в 1861 году в многодетной семье священника церкви св. пророка Илии села Ильинское Пошехонско-Володарского уезда Ярославской губернии Александра Матвеевича Торопова. Алексей Торопов окончил Московскую духовную академию в 1887 году со степенью кандидата богословия, тема его исследования «Патриарх Адриан и его время». С августа 1887 года состоял на духовно-учебной службе сначала в Жировицком духовном училище Гродненской епархии, а с 24 ноября 1888 года в Ярославской духовной семинарии до ее закрытия в 1918 году. Алексей Александрович овдовел и воспитывал дочь.
С октября 1919 по сентябрь 1924 года состоял на гражданской службе, был помощником бухгалтера в Ярославском государственном университете и школьным работником в школах второй ступени. С сентября 1924 года — инвалид труда.
В июле 1929 года митрополитом Сергием (Старогородским) был рукоположен в сан иерея. В сентябре 1929 года отец Алексей был пострижен в монашество с именем Александр и назначен настоятелем Новоторжского Борисо-Глебского монастыря с возведением в сан архимандрита.
24 июля 1932 года архимандрит Александр наречен во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. 21 сентября 1932 года состоялась его архиерейская хиротония в храме Рождества Богородицы в Москве, которую совершали: митрополит Сергий, митрополит Старорусский Алексий, архиепископ Дмитровский Питирим. С 7 октября 1935 — епископ Липецкий, временно управлял Воронежской епархией с 13 ноября 1935 года по 23 января 1936 года.
76-летний епископ был арестован в Липецке 27 июля 1937 года. На допросах ему было предъявленное стандартное обвинение в организации контрреволюционной группировки. Также ему вменили в вину проповедь, сказанную в январе 1937 года в Преображенском храме города Липецка после опубликования в газете «Липецкая коммуна» статьи «об истории Христа». В проповеди он обратился к верующим, доказывая, что «Христос был...местная печать вас заблуждает». Свидетели показывали, что епископ Александр разъяснял то, что Конституция не дает духовенству никаких прав и «пропагандировал целесообразность выдвижения в Советы сельских священников». Сам обвиняемый показал, что был недоволен политикой советской власти в вопросе воспитания молодежи по отношению к духовенству - «редко обходится без того, чтобы молодежь не бросала камни или грязь в проходящих мимо священников», а также был недоволен отторжением Церкви от воспитания молодежи и населения.
Архимандрит Митрофан (Венцов Михаил Иванович) родился в 1887 году в семье псаломщика села Алексеевка Грязинского района. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1908 году. Служил в Древне-Успенской и Преображенской церквах города Липецка. Противодействовал закрытию липецкого собора и Древне-Успеннской церкви. В 1931 году был осужден, отбывал наказание до 1934 года.
Архимандрит Пимен (Трунов Платон Илларионович), родился в 1867 году в селе Каликино Добровского района в крестьянской семье. В 1929 году был осужден на три года, наказание отбыл. Служил в церкви села Доброе Добровского района.
Протоиерей Стефан Федорович Востоков родился 1 октября 1867 года в семье псаломщика Сергиевской церкви села Александровка Знаменского района Тамбовской области. По окончании в 1888 г Тамбовской духовной семинарии он был определен в псаломщика в село Белоречье Шацкого уезда Тамбовской губернии, откуда в 1889 году был переведен в Евдокиевскую кладбищенскую церковь города Липецка. 2 июня 1891 г. за литургией в Казанском монастыре города Тамбова Преосвященным Иеронимом (Экземплярским), епископом Тамбовским и Шацким, Стефан Востоков был рукоположен во диакона, а 15 июня в Крестовой церкви Тамбова — во священника к Древне-Успенской церкви города Липецка.
Кроме настоятельских обязанностей в храме, отец Стефан много и плодотворно трудился на ниве духовного просвещения. С 1898 года он состоял законоучителем в воскресной церковноприходской школе города Липецка, с 1908 года — в Липецком реальном училище, где несколько лет был и классным наставником, преподавая историю. Кроме того, отец Стефан был председателем педагогического совета Липецкой женской гимназии, а также постоянным членом Липецкого отделения Епархиального училищного совета, сотрудником епархиального попечительства и депутатом по духовному ведомству в Липецком по государственному налогу присутствии.
За свои многолетние труды отец Стефан Востоков был награжден набедренником (1899 г), скуфьей (1904 г), камилавкой (1907 г), наперсным крестом от Святейшего Синода (1912 г), орденом св. Анны III степени (1916 г), серебряными медалями в память императора Александра III на александровской ленте и в память 25- летия восстановления церковно-приходских школ — на александровско-владимирской ленте.
Но подлинной наградой для настоятеля Древне-Успенской церкви были любовь и уважение прихожан, почитавших отца Стефана за ревностное и добросовестное выполнение пастырских обязанностей и богоугодную жизнь. Недаром при посещении Липецка Преосвященным Кириллом (Смирновым), епископом Тамбовским и Шацким, будущим священномучеником, обозревавшим епархию в сентябре 1910 года, сопровождавший его сотрудник редакции Тамбовских епархиальных ведомостей отметил тот факт, что «отец настоятель за свою добрую жизнь и выдающуюся проповедническую деятельность пользуется всеобщей любовью горожан».
После закрытия Древне-Успенской церкви служил в Христо-Рождественском храме села Студенки возле Липецка.
Протоиерей Владимир Дмитриевич Гумилевский, благочинный, родился 7 апреля 1878 года в семье священнослужителя села Вяльсы Сасовского района Московской области. По окончании Тамбовской духовной семинарии в 1899 году служил диаконом в селе Вознесенский Завод Темниковского уезда Тамбовской губернии. В том же году рукоположен во священника села Нижняя Байгора Усманского уезда, где прослужил до 1908 года.
Отец Владимир был перемещен в Вознесенскую церковь города Липецка, где служил до закрытия храма сначала вторым священником, а затем настоятелем. Он также исполнял обязанности законоучителя церковно-приходской школы при храме и мужского приходского училища; члена и секретаря комиссии по строительству Липецкого духовного училища; преподавателя и члена правления того же духовного училища; казначея и делопроизводителя местного отделения епархиального училищного совета; члена казначейства липецкого отделения Всероссийского общества попечения о беженцах. Награжден набедренником (1904 г), скуфьей (1907 г), камилавкой (1914 г), наперсным крестом (1917 г). Известно, что епископ Липецкий Уар наградил отца Владимира митрой в конце 1920-х годов.
В 1930 году отец Владимир был выселен из собственного дома близ церкви, конфискованного властью, а вскоре лишен и храма. Последние годы, по воспоминаниям липчан, священник проживал в какой-то полуподвальной каморке в доме своих прихожанок и служил настоятелем Преображенской церкви.
Протоиерей Константин Петрович Ломовицкий, благочинный, родился 29 декабря 1886 года в селе Борисовка Добровского района в семье диакона. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1908 году. До 1914 года жил в селе Борисовка. Служил в селе Павелка Лебедянского района. Впервые был арестован в 1921 году по обвинению в «совершении обряда без регистрации», приговорён к штрафу. Второй арест последовал в 1931 году по обвинению в «неуплате налога», приговорен к штрафу. В 1937 году был арестован по обвинению в «совершении обряда венчания без регистрации», и вновь приговорен к штрафу.
Протоиерей Павел Андреевич Лукин родился 15 января 1856 года в селе Излегоще Усманского района в семье священнослужителя. Окончил Тамбовскую духовную семинарию 1878 году. В священный сан рукоположен в 1882 году. Служил в храмах села Боровое Усманского уезда и села Княжья Байгора (совр. Грязинский район). Последним местом служения отца Павла была Христо-Рождественская церковь села Студенки возле Липецка. Известно, что епископ Липецкий Уар наградил отца Павла митрой в конце 1920-х годов.
Впервые был арестован в 1928 году за «контрреволюционную деятельность», потом в 1933 году, в 1935 году оштрафован на 900 рублей. Два его сына – протоиерей Евгений и протоиерей Аркадий также были осуждены и отбывали наказание.
18 августа 1937 года был арестован за принадлежность к «контрреволюционной организации», возглавляемой епископом Липецким Александром. На допросе заявил: «Да я будучи враждебно настроен против советской власти за то, что она притесняет православную религию и неоднократно высказывал среди верующих свое недовольство во время богослужения в проповедях, как например 20 января 1937г. на религиозный праздник Крещения в Студеновской церкви города Липецка я действительно в проповеди верующим прихожанам говорил и призывал их, чтобы они ходили в церковь, носили кресты, крестили детей, венчались в церкви, и тут же я говорил, что за последние 20 лет народ потерял совесть, озверел и не признает Бога... Членом к/р организации, возглавляемой епископом Тороповым, я не являюсь и к/р работы по заданию этой организации я не проводил... Действительно я говорил, что надо укреплять православную веру и всячески противодействовать закрытию церквей, снятию колоколов и убеждал население в том, что на страшном суде Бог разделит людей на праведных и грешных и все неверующие в Бога будут кипеть в аду. Находясь в тюрьме города Липецка, я среди заключенных говорил, что тюрьма есть училище благочестия или монастырь, потому что люди там перевоспитываются и из безбожников делаются верующими, а у верующих укрепляется вера. Виновным я себя признаю в том, что я проводил среди населения контрреволюционную агитацию против проводимых мероприятий советской власти».
Священник Дмитрий Осипович Каковкин родился 22 октября 1852 года 1892 года в селе Михайловка Лебедянского района в крестьянской семье. Учился в сельской школе. Священный сан принял в 1924 году. Был осужден в 1931 году на три года, наказание отбыл. Служил в храмах села Михайловка и Порой Добровского района.
Священник Павел Иванович Кочемировский родился 1 января 1890 года в селе Вадовские Семищи Зубово-Полянского района Средне-Волжской области в семье священнослужителя. Служил в селах Московка Дрязгинского района и Кузьминские Отвержки Липецкого района.
Священник Иоанн Данилович Кофанов родился 4 июня 1896 года в селе Крутое Избердеевского района Воронежской области в крестьянской семье. Служил в селе Пластинки Хворостянского района. В 1930 году был осужден на 10 лет, освобожден в марте 1937 года.
Священник Александр Петрович Назаревич родился в 1 августа 1879 года селе Гвоздевка Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье псаломщика. Окончил 2 класса Единецкого духовного училища. Некоторое время служил внештатным псаломщиком, помогая отцу при Свято- Димитриевской церкви того же села Гвоздовцы. После того, как Бессарабия отошла Румынии, он проживал на территории СССР.
По сведениям на 1930 год служил в сане священника в селе Сырское Воронежской области. Впервые был арестован в 1930 году и приговорен к 5 годам заключения, наказание отбывал в Северном крае. В 1932 году вновь был арестован на 2 месяца. Служил в Воздвиженской церкви села Грязновка Трубетчинского района Воронежской области.
Священник Василий Дмитриевич Попов родился в 1873 году в селе Сошки Грязинского района в крестьянской семье. Священный сан принял в 1932 году. Служил в церкви села Михайловка Лебедянского района,
Священник Иоанн Яковлевич Цебриков родился 26 сентября 1874 года в селе Гутово Кобринского уезда Гродненской губернии в семье псаломщика. Окончил Литовскую духовную семинарию в 1896 году. Служил псаломщиком в Михаило-Архангельском соборе города Лиды. В 1899 году был рукоположен в священный сан и служил в храме свт. Николая села Озерницы Слонимского уезда. В 1908 году переведен вторым священником в Михаило-Архангельский собор города Лиды. Состоял законоучителем в Озерницком народном училище, мужской гимназии в Лиде, членом-казначеем Лидского отделения Литовского епархиального училищного совета. За усердное служение был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, юбилейным знаком и медалью в память 300-летия Дома Романовых. Во время Первой мировой войны отец Иоанн служил полковым священником, совершая богослужения в полевых условиях, помогая раненым и больным.
С 1918 года по 1920 г отец Иоанн состоял на службе при Липецком управлении по делам пленных и беженцев. Служил в Христо-Рождественском соборе города Липецка, а после его закрытия - в Преображенской церкви города Липецка, зарекомендовал себя как красноречивый и эрудированный проповедник.
Иеромонах Пимен (Павел Алексеевич Черноусов) родился в 1876 году в селе Стебаево Липецкого района в крестьянской семье. Впервые был осужден в 1933 году, наказание отбывал в Архангельской области до 1935 года. Служил в с. Малый Хомутец Добровского района.
Священник Павел Васильевич Щеголев родился в 1862 года в селе Арбеньевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. Служил в Благовещенском храме села Крутые Хутора, а после его закрытия в Преображенском храме города Липецка.
Священник Димитрий Антонович Фаустов родился 19 января 1901 года в селе Плоская Кузьминка в семье крестьянина. Окончил один класс Воронежской Духовной Семинарии. После принятия священного сана служил в церкви Михаила Архангела села Плоская Кузьминка. Впервые был арестован в 1928 году и приговорен к 6 месяцам заключения.
Псаломщик Сергий Алексеевич Нечипоров родился в 1911 году в городе Ельце в семье торговца. С 1934 года служил псаломщиком в церкви села Большой Самовец Грязинского района.
Монахиня Анна Степановна Позднякова родилась 25 июля 1878 года в селе Мокрое Лебедянского уезда. В возрасте 20 лет поступила в Сезеновский женский монастырь. После закрытия монастыря в 1929 году вернулась в родное село и поселилась вместе с другими монахинями-односельчанками. Впервые была арестована в 1930 году и отбывала наказание в Архангельской области до 1933 года. По возвращении из ссылки проживала в селе Мокрое до ареста.
Постановлением президиума Липецкого областного суда от 17 сентября 1960 года все они были реабилитированы.
Как написал митрополит Московский и Коломенский Ювеналий: «Мы верим, что христиане, умиравшие под пытками с именем Христа, молившиеся Ему перед расстрелом в тюремных подвалах, скончавшиеся с благодарением Богу за все от голода и тяжких работ в лагерях, стали не жертвой трагической случайности, а положили свою жизнь за Христа».
Комиссия по канонизации святых
Липецкой митрополии