К дню памяти жертв политических репрессий

К дню памяти жертв политических репрессий

30 октября ежегодно, в государственный день памяти политических репрессий и по решению Священного Синода Русской Православной Церкви, совершается молитвенное поминовение «всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении». Это священнослужители, монашествующие, миряне – люди разных профессий, национальностей, которые стали жертвами гонения на Церковь. Это и те, кто был невинно осужден и подвержен репрессиям за принадлежность к дворянскому сословию, за отказ от вступления в колхозы, по ложным доносам о подозрении несогласия с мероприятиями советской власти и угрозой ее свержения. Присоединиться к молитве, вспомнить и помянуть своих родных и соотечественников сможет каждый желающий.

Политические репрессии оставили глубокий след в памяти тех, кого они коснулись, кто не избежал лагерей, переселения, лишения всех прав и высшей меры наказания. Народ жил в страхе, переставая верить своим друзьям и знакомым. Волна репрессий прошла по всей стране и не обошла стороной жителей Липецкой земли. Вспомним те жестокие и беспощадные события, которые коснулись наших земляков.

Особым по количеству и размаху репрессий был 1937 год. На просторах России были закрыты 8 тысяч храмов. Мученическую кончину приняли тысячи православных христиан, монашествующих, священников и епископов. Прошедшая в начале 1937 года всесоюзная перепись населения показала, что верующими себя назвали около половины опрошенных. Таким образом, в юбилейный для советской власти год, это явилось свидетельством провала ее плана уничтожить веру с помощью только антирелигиозной пропаганды и «мягкого» насилия – лагерей и ссылок.

30 июля 1937 года был принят оперативный приказ НКВД № 00447, в котором ставилась задача – «самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов». 5 августа, по заранее установленным лимитам, на всей территории страны начались массовые расстрелы. По сведениям Государственного архива Липецкой области, в 1937 году в нашем крае было расстреляно 167 священнослужителей и монашествующих, не считая мирян. Единовременно были арестованы тысячи православных. Сокращенные сроки проведения следствия сопровождались мучительными условиями содержания в тюрьме, превращавшимися в особого рода пытку, избиениями и разного рода угрозами.

8 августа 1937 года в Липецкой тюрьме был  расстрелян архиепископ Задонский и Елецкий Серафим (Протопопов).

В июле-августе 1937 года прокатилась волна арестов священнослужителей, монашествующих и мирян по сфабрикованному обвинению  «о контрреволюционной организации» во главе с епископом Липецким Александром (Тороповым). Это были священнослужители и монашествующие,  осужденные в начале 1930-х годов и вернувшиеся из заключения; священнослужители, продолжавшие окормлять свою паству, несмотря на массовое закрытие храмов; миряне, которых следователи именовали «церковниками»:  17 священнослужителей города Липецка и окрестностей, 2 псаломщика, 3 монахини и 19 мирян. Следователи торопились выполнять приказ, суда не было, приговор был вынесен постановлением тройки УНКВД по Воронежской области уже 15 октября.

А 22 октября 1937 года состоялся самый многочисленный в нашем крае расстрел священнослужителей, когда мученическую кончину приняли епископ Липецкий Александр (Торопов) вместе с 15-ю священнослужителями, монахиней,  чтецом и 3 мирянами.

Предлагаем список имен принявших мученическую кончину, дополнив   сведениями об их жизненном пути, которые имеются  в распоряжении комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии. 

Епископ Липецкий Александр (Торопов Алексей Александрович) родился в 1861 году в многодетной семье священника церкви св. пророка Илии села Ильинское Пошехонско-Володарского уезда  Ярославской губернии Александра Матвеевича Торопова.   Алексей Торопов окончил Московскую духовную академию в 1887 году со степенью кандидата богословия, тема его исследования «Патриарх Адриан и его время».  С августа 1887 года состоял на духовно-учебной службе сначала в Жировицком духовном училище Гродненской епархии, а с 24 ноября 1888 года в Ярославской духовной семинарии до ее закрытия в 1918 году. Алексей Александрович овдовел и воспитывал дочь.

С октября 1919 по сентябрь 1924 года состоял на гражданской службе, был помощником бухгалтера в Ярославском государственном университете и школьным работником в школах второй ступени. С сентября 1924 года — инвалид труда.

В июле 1929 года митрополитом Сергием (Старогородским) был рукоположен в сан иерея. В сентябре 1929 года отец Алексей был пострижен в монашество с именем Александр и назначен настоятелем Новоторжского Борисо-Глебского монастыря с возведением в сан архимандрита.

24 июля 1932 года архимандрит Александр наречен во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. 21 сентября 1932 года состоялась его архиерейская хиротония в храме Рождества Богородицы в Москве, которую совершали: митрополит Сергий, митрополит Старорусский Алексий, архиепископ Дмитровский Питирим. С 7 октября 1935 — епископ Липецкий, временно управлял  Воронежской епархией с 13 ноября 1935 года по 23 января 1936 года.

76-летний епископ был арестован в Липецке 27 июля 1937 года. На допросах ему было предъявленное стандартное обвинение в организации контрреволюционной группировки. Также ему вменили в вину проповедь, сказанную в январе 1937 года в Преображенском храме города Липецка  после опубликования в газете «Липецкая коммуна» статьи «об истории Христа». В проповеди он обратился к верующим, доказывая, что «Христос был...местная печать вас заблуждает». Свидетели показывали, что епископ Александр разъяснял то, что Конституция не дает духовенству никаких прав и «пропагандировал целесообразность выдвижения в Советы сельских священников». Сам обвиняемый показал, что был недоволен политикой советской власти в вопросе воспитания молодежи по отношению к ду­ховенству - «редко обходится без того, чтобы молодежь не бросала камни или грязь в проходящих мимо священников», а также был недоволен оттор­жением Церкви от воспитания молодежи и населения.

Архимандрит Митрофан (Венцов Михаил Иванович)  родился в 1887 году в семье псаломщика  села  Алексеевка Грязинского района. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1908 году. Служил в Древне-Успенской и Преображенской церквах  города Липецка. Противодействовал закрытию липецкого собора и Древне-Успеннской  церкви. В 1931 году был осужден, отбывал наказание до 1934 года.

Архимандрит Пимен (Трунов Платон Илларионович), родился в 1867 году в селе Каликино Добровского района в крестьянской семье. В 1929 году был осужден на три года, наказание отбыл. Служил в церкви  села Доброе Добровского района.

Протоиерей Стефан Федорович Востоков родился 1 октября 1867 года в семье псаломщика Сергиевской церкви   села Александровка Знаменского  района Тамбовской области. По окончании в 1888 г Тамбовской духовной семинарии он был определен в псалом­щика в село Белоречье Шацкого уезда Тамбовской губернии, откуда в 1889 году был пе­реведен в Евдокиевскую кладбищен­скую церковь города Липецка. 2 июня 1891 г. за литургией в Казанском монастыре города Тамбова Преосвященным Иерони­мом (Экземплярским), епископом Тамбовским и Шацким, Стефан Востоков был рукоположен во диакона, а 15 июня в Крестовой церкви Тамбова — во свя­щенника к Древне-Успенской церкви города Липецка.

Кроме настоятельских обязаннос­тей в храме, отец Стефан много и плодо­творно трудился на ниве духовного просвещения. С 1898 года он состоял законоучителем в воскресной церковно­приходской школе города Липецка, с 1908 года — в Липецком реальном училище, где несколько лет был и классным наставником, преподавая историю. Кроме того, отец Стефан был председате­лем педагогического совета Липецкой женской гимназии, а также постоян­ным членом Липецкого отделения Епархиального училищного совета, сотрудником епархиального попечитель­ства и депутатом по духовному ведом­ству в Липецком по государственному налогу присутствии.

За свои многолетние труды отец Стефан  Востоков был награжден набедренником (1899 г), скуфьей (1904 г), камилавкой (1907 г), наперс­ным крестом от Святейшего Синода (1912 г), орденом св. Анны III степени (1916 г), серебряными медалями в па­мять императора Александра III на александровской ленте и в память 25- летия восстановления церковно-при­ходских школ — на александровско-владимирской ленте.

Но подлинной наградой для настоя­теля Древне-Успенской церкви были любовь и уважение прихожан, почитав­ших отца Стефана за ревностное и добро­совестное выполнение пастырских обязанностей и богоугодную жизнь. Недаром при посещении Липецка Пре­освященным Кириллом (Смирновым), епископом Тамбовским и Шацким, будущим священномучеником, обозревавшим епархию в сентябре 1910 года, сопровождавший его сотруд­ник редакции Тамбовских епархиаль­ных ведомостей отметил тот факт, что «отец настоятель за свою добрую жизнь и выдающуюся проповедничес­кую деятельность пользуется всеоб­щей любовью горожан».

После закрытия Древне-Успенской церкви служил в Христо-Рождественском храме села Студенки  возле Липецка.

Протоиерей Владимир Дмитриевич Гумилевский, благочинный, родился 7 апреля 1878 года в семье священнослужителя села Вяльсы Сасовского района Московской области. По окон­чании Тамбовской духовной семина­рии в 1899 году служил диаконом в селе Вознесенский Завод Темниковского уезда Тамбовской губернии. В том же году рукоположен во священника села Нижняя Байгора Усманского уезда, где прослужил до 1908 года.

Отец Владимир был перемещен в Вознесенскую церковь города Липецка, где служил до закрытия храма снача­ла вторым священником, а затем насто­ятелем. Он также исполнял обязанности законо­учителя церковно-приходской школы при храме и мужского приходского училища; члена и секрета­ря комиссии по строительству Липец­кого духовного училища; преподавате­ля и члена правления того же духовно­го училища; казначея и делопроизво­дителя местного отделения епархиаль­ного училищного совета; члена казна­чейства липецкого отделения Всерос­сийского общества попечения о бе­женцах.   Награжден  набедренни­ком (1904 г), скуфьей (1907 г), ками­лавкой (1914 г), наперсным крестом (1917 г). Известно, что епископ Липецкий Уар наградил отца Владимира митрой в конце 1920-х годов.

В  1930 году отец Владимир был выселен из собственного дома близ церкви, конфискованного властью, а вскоре лишен и храма. Последние го­ды, по воспоминаниям липчан, свя­щенник проживал в какой-то полупод­вальной каморке в доме своих прихо­жанок и служил настоятелем Преоб­раженской церкви.

Протоиерей Константин Петрович Ломовицкий, благочинный, родился 29 декабря 1886 года в  селе Борисовка Добровского района в семье диакона. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1908 году. До 1914 года жил в селе Борисовка. Служил в селе Павелка Лебедянского района. Впервые был арестован в 1921 году по обвинению в «совершении обряда без регистрации», приговорён к штрафу. Второй арест последовал в 1931 году по обвинению в «неуплате налога», приговорен к штрафу. В 1937 году был арестован по обвинению в «совершении обряда венчания без регистрации», и вновь приговорен к штрафу.

Протоиерей Павел Андреевич Лукин родился 15 января 1856 года в селе Излегоще Усманского района в семье священнослужителя. Окончил Тамбовскую духовную семинарию 1878 году. В священный сан рукоположен в 1882 году. Служил в храмах села Боровое Усманского уезда и села Княжья Байгора (совр. Грязинский район). Последним местом служения отца Павла была Христо-Рождественская церковь села Студенки возле Липецка. Известно, что епископ Липецкий Уар наградил отца Павла митрой в конце 1920-х годов.

Впервые был арестован в 1928 году за «контрреволюционную деятельность», потом в 1933 году, в 1935 году оштрафован на 900 рублей. Два его сына – протоиерей Евгений и протоиерей Аркадий также были осуждены и отбывали наказание.

18 августа 1937 года был арестован за принадлежность к «контрреволюционной организации», возглавляемой епископом Липецким Александром. На допросе заявил: «Да я будучи враждебно настроен против советской власти за то, что она притесняет православную религию и неоднократно высказывал среди верующих свое недовольство во время богослужения в проповедях, как например 20 января 1937г. на религиозный праздник Крещения в Студеновской церкви города Липецка я действительно в проповеди верующим прихожанам говорил и призывал их, чтобы они ходили в церковь, носили кресты, крестили детей, венчались в церкви, и тут же я говорил, что за последние 20 лет народ потерял совесть, озверел и не признает Бога... Членом к/р организации, возглавляемой епископом Тороповым, я не являюсь и к/р работы по заданию этой организации я не проводил... Действительно я говорил, что надо укреплять православную веру и всячески противодействовать закрытию церквей, снятию колоколов и убеждал население в том, что на страшном суде Бог разделит людей на праведных и грешных и все неверующие в Бога будут кипеть в аду. Находясь в тюрьме города  Липецка, я среди заключенных говорил, что тюрьма есть училище благочестия или монастырь, потому что люди там перевоспитываются и из безбожников делаются верующими, а у верующих укрепляется вера. Виновным я себя признаю в том, что я проводил среди населения контрреволюционную агитацию против проводимых мероприятий советской власти».

Священник Дмитрий Осипович Каковкин родился 22 октября 1852 года 1892 года в  селе Михайловка Лебедянского района в крестьянской семье. Учился в сельской школе. Священный сан принял в 1924 году. Был осужден в 1931 году на три года, наказание отбыл. Служил в храмах села Михайловка и Порой Добровского района.

Священник Павел Иванович Кочемировский родился 1 января 1890 года в  селе Вадовские Семищи Зубово-Полянского района Средне-Волжской области в семье священнослужителя. Служил в селах Московка Дрязгинского района и   Кузьминские Отвержки Липецкого района.

Священник Иоанн Данилович Кофанов родился 4 июня 1896 года в селе Крутое Избердеевского района Воронежской области в крестьянской семье. Служил в селе Пластинки Хворостянского района. В 1930 году был осужден на 10 лет, освобожден в марте 1937 года.

Священник Александр Петрович Назаревич родился в 1 августа 1879 года    селе Гвоздевка Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье псаломщика. Окончил 2 класса Единецкого духовного училища. Некоторое время служил внештатным псаломщиком, помогая отцу при Свято- Димитриевской церкви того же села Гвоздовцы. После того, как Бессарабия отошла Румынии, он проживал на территории СССР.

По сведениям на 1930 год служил в сане священника в селе Сырское Воронежской области. Впервые был арестован в 1930 году и приговорен к 5 годам заключения, наказание отбывал в Северном крае. В 1932 году вновь был арестован на 2 месяца. Служил в Воздвиженской церкви села Грязновка Трубетчинского района Воронежской области.

Священник Василий Дмитриевич Попов родился в 1873 году в селе Сошки Грязинского района в крестьянской семье. Священный сан принял в 1932 году. Служил в церкви  села Михайловка Лебедянского  района,

Священник Иоанн Яковлевич Цебриков родился 26 сентября 1874 года  в селе Гутово Кобринского уезда Гродненской губернии в семье псаломщика. Окончил Литовскую духовную семинарию в 1896 году. Служил псаломщиком в Михаило-Архангельском соборе города Лиды. В 1899 году был рукоположен в священный сан и служил в храме свт. Николая села Озерницы Слонимского уезда. В 1908 году переведен вторым священником в Михаило-Архангельский собор города Лиды. Состоял законоучителем   в Озерницком народном училище, мужской гимназии в Лиде, членом-казначеем Лидского отделения Литовского епархиального училищного совета. За усердное служение был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, юбилейным знаком и медалью в память 300-летия Дома Романовых. Во время Первой мировой войны отец Иоанн служил полковым священником, совершая богослужения в полевых условиях, помогая раненым и больным.

С 1918 года по 1920 г отец Иоанн состоял на службе при Липецком управлении по делам пленных и беженцев. Служил в Христо-Рождественском соборе города Липецка, а после его закрытия - в Преображенской церкви города Липецка, зарекомендовал себя как красноречивый и эрудированный проповедник.

 

Иеромонах Пимен (Павел Алексеевич Черноусов) родился в 1876 году в  селе Стебаево Липецкого  района в крестьянской семье. Впервые был осужден в 1933 году, наказание отбывал в Архангельской области до 1935 года. Служил в с. Малый Хомутец Добровского  района.

Священник  Павел Васильевич Щеголев родился в 1862 года в селе Арбеньевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. Служил в Благовещенском храме села Крутые Хутора, а после его закрытия в Преображенском храме города Липецка.

Священник  Димитрий Антонович Фаустов родился 19 января 1901 года в селе Плоская Кузьминка в семье крестьянина. Окончил один класс Воронежской Духовной Семинарии. После принятия священного сана служил в церкви Михаила Архангела села Плоская Кузьминка.  Впервые был арестован в 1928 году и приговорен к 6 месяцам заключения.

Псаломщик Сергий Алексеевич Нечипоров родился в 1911 году в  городе Ельце в семье торговца. С 1934 года служил псаломщиком в церкви села  Большой Самовец Грязинского района.

Монахиня Анна Степановна Позднякова родилась 25 июля 1878 года в  селе Мокрое Лебедянского  уезда. В возрасте 20 лет поступила в Сезеновский женский монастырь. После закрытия монастыря  в 1929 году вернулась в родное село и поселилась вместе с другими монахинями-односельчанками. Впервые была арестована в 1930 году и отбывала наказание в Архангельской области до 1933 года. По возвращении из ссылки проживала в селе Мокрое до ареста.

Постановлением президиума Липецкого областного суда  от 17 сентября 1960 года все они были реабилитированы.

Как написал митрополит Московский и Коломенский Ювеналий: «Мы верим, что христиане, умиравшие под пытками с именем Христа, молившиеся Ему перед расстрелом в тюремных подвалах, скончавшиеся с благодарением Богу за все от голода и тяжких работ в лагерях, стали не жертвой трагической случайности, а положили свою жизнь за Христа».

Комиссия по канонизации святых

Липецкой митрополии