Путь ко спасению

«Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, и Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую метрополию, но и на патриаршество, если бы меня назначили на него… Вышу можно променять только на Царство Небесное».
Святитель Феофан Затворник

Вышинская обитель

Есть в нашем Отечестве места, особо почитаемые русской Православной Цер­ковью. К ним, без сомнения, относится Свято-Успенский Вышинский монастырь.


Святая обитель расположена в двухстах километрах от Рязани, в тихом живописном уголке русской глубинки с коротким, но выразительным названием Выша. Одна из святынь монастыря – чудотворная икона Казанской Божией Матери, чрез которую было явлено множество чудес. Самое известное – избавление от холеры в Тамбовской губернии в семидесятые годы девятнадцатого века. Здесь, в Вышинской Пустыни, покоятся мощи святителя Феофана Затворника, канонизированного русской Православной Церковью в 1988 году. Двадцать два года полного затвора в Свято-Успенском Вышинском монастыре стали вершиной его духовного подвига. Время молчания святителя Феофана вернулось к людям его богословскими трудами, которые дают ответы на вечные вопросы о том, в чем состоит вера человека, что есть истинная свобода, истинные любовь и радость, каков путь к познанию Бога, путь ко спасению.


Начало пути

Жизнь русского святого тесно связана с нашим краем. Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился (10) 23 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника. Получил образование в духовном училище города Ливны, а затем в Орловской семинарии. В стенах Киевской духовной академии принял монашеский постриг с именем Феофан. Закончив академию со степенью магистра, начинающий богослов несколько лет преподавал в духовных учебных заведениях.

О его характере в то время можно догадаться по совету, данному им впоследствии одному молодому человеку: «Будьте со всеми приветливы, благодушны и веселы. Только от смеха, притворства и всякого пусторечия воздерживайтесь! И без этого можно быть приветливым, веселым и приятным».

 

От Иерусалима до Владимирской кафедры

Шесть лет иеромонах Феофан служил в Иерусалиме, где русским правительством была в свое время учреждена духовная миссия. Годы, проведенные на Востоке, стали для него временем неустанных трудов. Неукоснительно исполняя свои служебные обязанности, отец Феофан успевал многое сделать для самообразования. В Иерусалиме он выучился иконописи, изучил греческий, французский, еврейский языки, занимался арабскими языками. В Палестине он нашел и собрал множество бесценных рукописей святоотеческого наследия, которые в дальнейшем с греческого и новогреческого языка перевел на русский. В Египте прошел и исследовал древнюю пустыню – истинную колыбель христианского аскетизма.

Будучи ревностным служителем на ниве церковной, иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита, а впоследствии призван к епископскому служению сначала на Тамбовскую, а потом Владимирскую кафедру.

Оставляя лишь краткое время для сна, епископ Феофан всего себя отдавал служению людям. Всегда ласковый и приветливый, он со всеми, независимо от звания и возраста, обращался благодушно и с величайшей кротостью. «Помощи кто ищет? – Помоги! Обидел кто? – Прости! Сами обидели кого? – Спешите испросить прощения! Похвалил кто? – Не гордись! Побранил? – Не сердись! Пришло время молитвы? – Молись!» - писал он в своих духовных наставлениях.

 

Затвор

В 1861 году епископ Феофан пережил большую радость. Он присутствовал при открытии мощей святителя Тихона Задонского. Это событие произвело на него огромное впечатление и послужило особым благодатным освящением его собственных устремлений. Уже тогда в душе преосвященного родилось намерение оставить мир и удалиться в пустынь.«Не скрываю, - писал он, - что не чуждо было бы тайным желаниям моего сердца, если бы на мою долю выпало такое место, где бы я мог предаться занятиям по сердцу».

Этим местом, которое святитель Феофан сравнил впоследствии с Царствием Небесным, оказалась Вышинская пустынь.

Двадцать восемь лет продолжалась уединенная, полная непрерывных трудов жизнь. Епископ ходил ко всем службам и к ранней обедне. В церкви он стоял не двигаясь, с закрытыми глазами, пребывая в состоянии глубокой молитвы. В праздники обычно служил. Но с 1872 года ушел в полный затвор. В монастырскую церковь не ходил, устроил собственными руками у себя в комнатах малую церковь во имя Богоявления Господня.

Первое время он служил литургию в этой церкви каждый воскресный и праздничный день, а в последние одиннадцать лет – ежедневно. Он служил совсем один, иногда молча, а иногда пел. «Он казался уже не человеком, а ангелом с младенческой кротостью и незлобием. Тело свое он питал лишь настолько, чтобы не дать ему разрушиться. Весь он был полон духовности и бесплотности».

В чем состояла и как протекала внутренняя духовная жизнь святителя в течение двадцати двух лет полного затвора – для всех осталось сокровенной тайной. Единственным свидетелем, с которым подвижнику по необходимости приходилось общаться, был его келейник Евлампий.

Сам святитель об этом периоде своей жизни обычно писал шутливо, со свойственным ему смирением: «Развеличали меня затворником, а тут и духом затворническим не пахнет. Меня смех берет, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то, у меня та же жизнь, только выхода и приемов нет. Затвор же настоящий: не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться. Я же говорю с Евлампием, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку…»

Ежедневно святитель Феофан получал от двадцати до сорока писем и всегда отвечал на них. Это были духовные запросы, рассказы о мучительных внутренних переживаниях. Он вникал с чрезвычайной чуткостью в положение писавшего и подробно и ясно отвечал на каждую исповедь страждущей души. Письма святителя, опубликованные после его кончины, поражают своей глубиной, дышат любовью к просящим духовного наставления.

Все имеющиеся у него средства святитель Феофан рассылал по почте бедным, себе оставлял лишь на покупку книг. С изданий собственных книг, быстро расходившихся, он не получал ничего, стараясь, чтобы они были как можно дешевле. В последние годы у святителя Феофана от постоянных занятий стало слабеть зрение, но он по-прежнему продолжал трудиться.

Господь призвал своего служителя в великий праздник Богоявления (6) 19 января 1894 года.

Литературно-богословская деятельность святителя Феофана, оказавшая глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества, была особым подвигом. Сочинения по христианской нравственности, толкование слова Божия, переводы писаний святых отцов, ответы на многочисленные письма, приходившие со всех концов России… Эти творения стали для христиан практическим руководством на пути к вечной жизни.

«Христианство – не учение, а жизнь. И самое учение его входит в жизнь, как определенный образ, воззрение на все сущее и бывающее», - писал святитель Феофан из Вышинского затвора. И сегодня эти слова великого молитвенника и угодника Божия звучат как отеческое наставление всем, кто вступил на тернистый путь Богопознания.

Тамара Романова,
член Союза писателей России
Благочиние48