"Потерпим и Господь поможет"

Иеромонах Гавриил (Мельников),
клирик Задонского Рождество-Богородицкого
мужского монастыря, кандидат богословия 

Великий пост всегда ожидается с надеждой. Совесть подсказывает нам наши недостатки, но оказывается, что преодолеть их легко не получается. А душа просится на простор чистоты, очень хочет освободиться от оков греха – лени, переедания, нечистых мыслей и желаний, нечестности, зависти, гордости, жадности... Вот и ждем мы пост, надеясь, что это время поможет нам собраться с силами.

Этому способствует особенный строй великопостного Богослужения. Даже если мы не очень понимаем порядок служб, сама их «инаковость», необычность, продолжительность, темно-серебристые или темно-золотистые одеяния, постовые напевы, земные поклоны – все это помогает настроиться, изменить привычный образ жизни. Покаянные слова молитвы Ефрема Сирина, пронзительность великих прокимнов: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя...», «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех», глубина Великого канона святого Андрея Критского, и утешительность Великого повечерия: «Господи сил, с нами буди. Иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи сил, помилуй нас...» - способны пробудить наше сердце, покрывшееся скорлупой греха.

Да, мы именно надеемся, что пост поможет нам победить самих себя, мы уже много раз терпели поражение, знаем, что победить свой грех крайне тяжело и постепенно теряем надежду на свои силы. И в пост, подстегивая, не жалея себя, заставляя себя силой класть поклоны, сдерживать гнев, подбирать добрые слова, не смотреть туда, где осквернится наш взор, мы, тем не менее, надеемся больше на милость Божию, на Его помощь, чем на свои слабые силы. Этот путь правилен: стараться изо всех сил, но надеяться только на содействие Господа.

Один человек пришел в Задонский мужской монастырь на покаяние. Страсть курения укоренилась в нем давно. Уже находясь в святой обители, он сделал несколько крайне напряженных, но безрезультатных попыток победить худой навык. Чувство беспомощности, бессилия овладели им. Ничего не получается! «Господи! Я бессилен! Я ничего не могу сделать!» Это вырвалось само собой из глубины растерявшейся, беспомощной души. Прошло несколько часов – курить не хотелось. «Странно, необычно как-то» - подумалось ему. Утром следующего дня снова курить не тянуло, это продолжалось весь день и на следующий день. А сейчас уже прошло много лет как он не курит, он среди нас, принял постриг, стал монахом. Вот пример помощи Божией, пришедшей в ответ на человеческое смирение.

Другой наш брат, еще дома, «в миру», не раз мечтал бросить курить, но решительности не хватало. Выкуривал он иногда по три пачки сигарет в день. Однажды бросал – год и два месяца не курил, но во весь этот период постоянно точил помысел покурить. Приехав в Задонскую обитель, чтобы духовно исцелиться и укрепиться, он почувствовал отвращение к курению и алкоголю. Через некоторое время он стал усиленно просить Бога помочь ему бросить курить: хотя бы продержаться до обеда, затем – до ужина. Но утром курить хотелось еще больше, будто разжигало, и не мог удержаться – спешил покурить и выпить кофе. И брат наш смирился с тем, что бросить курить не получится. На первой неделе Рождественского поста в монастыре было соборование. Соборовавшись, он пришел в свою келью, сел на кровать и стал просто говорить с Богом, как бы пытаясь обосновать почему ему так нужно бросить эту вредную привычку: «Господи, ну пойми, я так много раз Тебя просил об этом, мне уже ненавистен запах табака, у меня уже одышка, я трачу много денег на этот яд, но без Твоей помощи я не смогу этого сделать». Утром он неожиданно ощутил, что у него нет обычного страстного желания курить, до обеда – нет, до ужина – нет, неделю – нет. С тех пор курить больше не хотелось. Как-то однажды съездил домой к родственникам, с друзьями выпили, по обычаю, закурили. Две затяжки, словно потянул старый навык, и вдруг закашлял, внутренне стало отвратительно. С тех пор для него было уже невозможно находиться рядом с людьми, курящими в этот момент. Отсюда снова видно: Господь помогает старающимся изо всех сил и при этом не надеющимся на свои силы.

Главная цель Великого поста ясна – изменить свое сердце, смягчить его, сделать добрым, чистым, искренним. Мы стараемся приучить себя видеть доброе во всех людях, думать о них хорошо, согрешающих не осуждать, а переживать за них, желать им покаяния и исправления – духовного выздоровления. Обиды сразу прощать.

Разве приятно нам будет, если наш обидчик не исправится, не покается и будет вечно страдать в аду? Вряд ли нас это порадует. Вот мы и жалеем своих обидчиков или просто согрешающих людей: «Господи, прости их! Они, возможно, по неведению это делают, их никто не научил, они были духовно заброшены и покалечены. Дай им, Господи, покаяния и исправления, чтобы смягчилось их сердце, очистилась жизнь, пришла радость добра! Грех делает их несчастными, даже если они этого сейчас не чувствуют! Спаси, Господи, их души!» Так мы приучаем себя оправдывать не грех, не поступки, но найти оправдание человеку, который грешит. Мы приучаем себя увидеть в каждом человеке красоту и внутреннюю беззащитность.

А если гнев подкатывает, как ком, к горлу и хочет выразить себя в скандальных, грубых, колких словах, то мы сжимаем уста и напряжением воли заставляем себя помолчать, стараемся выдержать паузу, а потом сказать слова разумные, уравновешенные. Мало кто сознательно ставит перед собой задачу бороться с осуждением и гневом, редко кто добивается в этом успеха, так как не хватает решимости, целеустремленности, постоянства. Если же сможем в гневе смолчать десять, двадцать раз, то образуется переход на новую ступень, мы можем вдруг ощутить, что уже и гнев не возбуждается так, как раньше. Вот в этом и цель поста – изменить свое сердце, свои мысли, чтобы изменились наши поступки и приобрести в этом хотя бы небольшой навык, укоренить в себе добрую привычку, чтобы пост прошел, а добрая привычка – осталась.

Допустим, мы не молимся перед сном, устаем, сил нет, валимся на постель и засыпаем «без задних ног». И в результате, мы отдыхаем менее полноценно, чем если бы мы хоть кратко, но от души, помолились перед сном. И сон тогда глубже, здоровее – душа потянулась к Господу, а Он ведь – живой, Он навстречу ей устремился и прикоснулся таинственно. В пост и надо себя позаставлять: «Так, хватит лениться, пост ведь идет! Христос вновь и вновь готовится распяться за нас, а ты предаешь Его каждый миг своей ленью! У Него – кровавый пот, а ты все спишь! Ну-ка, предатель, лентяй и тунеядец, давай-ка молись скорее!» И мы «тащим» себя на молитву, тяжесть своего тела преодолеваем и молимся перед сном. За период поста мы можем успеть выработать маленький навык, а на Пасхальной неделе уже легче нам будет читать Пасхальные часы каждый вечер, а затем перейти и к регулярному чтению обычных молитв «На сон грядущим».

При выработке в себе навыка нужно постоянство и терпение. Однажды мы пели на клиросе – группа послушников и монахов Задонского монастыря – Владыка Никон (Васин) зашел и пел с нами Литургию. Он обратил внимание, что я иногда спиной опираюсь о бортик клироса, иногда – облокочусь, и тогда сказал мне: «А ты привыкай стоять прямо и не облокачиваться – потерпи разок-другой и привыкнешь». Этот простой рецепт действительно работает: «Потерпи немножко».

Сработал он и в следующем примере. В Задонский Реабилитационный Центр «Надежда» для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, поступила девочка лет шестнадцати, которой в храме всегда становилось дурно. Я объяснил ей, что это «церковная болезнь», злые духи не хотят, чтобы ты молилась Богу, ходила в церковь, причащалась, молилась за умершую маму. А нужно просто потерпеть, не уходить из храма, проявить настойчивость и это пройдет. Девочка проявила некоторое мужество, мы ходили с детьми в храм нередко, и она каждый раз ходила с нами, терпела подступавшую дурноту, храм не покидала. Постепенно ей становилось все комфортнее в церкви. Через несколько месяцев она легко могла отстоять полностью панихиду по своей маме, вдыхая спокойно густой кадильный дым, беспрепятственно вознося к Богу свою молитву. Такова сила терпения и веры. Девочке помогло доверие слову священника, который подсказал ей верный путь.

Другая девушка, ученица одиннадцатого класса, в слезах прибегает в храм: «Батюшка, мне нужно с вами поговорить». Оказалось, ходила по дискотекам, пили с друзьями пиво, появилась зависимость. Девушка вовремя заметила эту начальную стадию зависимости и испугалась. Она раскаялась, было принято твердое решение избегать компаний с распитием спиртных напитков, избегать и этих бессмысленных дискотек. Исповедь и решимость искоренили грех в самом зародыше, девушка хорошо окончила школу, поступила в институт, позже вышла замуж, все наладилось.

И на исповедь нужно спешить скорее, чтобы преодолеть грех как можно раньше, не дать ему окрепнуть, укорениться. Одна молодая женщина встречалась с женатым мужчиной, привязалась к нему, понимала, что семью разбивать нельзя, на чужом горе свое счастье не построишь, но не могла преодолеть эту зависимость. Если он не писал SMS или не звонил какое-то время, то она начинала страшно тосковать по нему, это было словно наваждение. А мужчина то ли правду говорил, то ли нет, что мол, он уже и не живет с женой, только из-за ребенка проживает на одной территории.  Однако никаких шагов, чтобы изменить ее «статус» любовницы не предпринимал (как это часто бывает, когда женщина допускает превратить себя в любовницу). В тоже время и жить так становилось невыносимо – смертный грех довлел над ней тяжким, изматывающим, высасывающим все силы бременем. Потянулась душа на исповедь, открылась знакомому батюшке, тот и поругал немножко, и подсказал: «Бог долго терпит, но сурово наказывает за столь тяжкий грех. Как ты не боишься, творя прелюбодеяние, идти против Бога, а сколько молодых женщин болеет тяжелыми болезнями? Вот за такие грехи и болеют. Как вырезают раковую опухоль, пока она не убила больного, так и ты должна с корнем вырвать этот грех. Решительно скажи «нет» этим отношениям, он будет тебя добиваться, настаивать, будь решительна, строга, отстранись бесповоротно. Не отвечай на его звонки. Если ты нужна ему, если его семья действительно давно и безвозвратно разрушена, то пусть готовит основания для законного брака с тобой. А пока этого нет – никаких отношений, пока грех не погубил тебя окончательно. Поначалу ты будешь страшно скучать по нему, места себе не находить, «на стену лезть» от тоски, но нужно переболеть, изжить это. Пройдет несколько нелегких месяцев, чаще ходи в храм, причащайся, читай Евангелие, старайся все время чем-то занимать себя, свои руки, главное, свой разум, чтобы отвлечься, отогнать навязчивую тоску по мужчине. Пообщайся с подругами (не открывая им ничего), начни решать какие-нибудь сложные задачи, найди какую-то интенсивную деятельность, чтобы вытеснить с ее помощью эти досаждающие помыслы. Еще несколько месяцев – и ты почувствуешь радость свободы от греха, словно пелена спадет, появится вкус к жизни, каждая птичка, букашка, травинка и цветочек начнут несказанно радовать».

Слова батюшки пали на добрую почву, грех был преодолен, хотя не без борьбы с собой и с искушением внешним. Но вот чужой муж перестал досаждать. Прошло месяца три-четыре, молодая женщина благодарила Бога за мир и тихую радость которые воцарились в ее душе. Она стала регулярно ходить в храм на Исповедь и Причастие, а еще через некоторое время встретила молодого человека, который сделал ей предложение.  

Великий пост приближается к завершению, успели мы что-то сделать или нет? Смогли приобрести некий навык добра или нет? А если не получилось, то не будем «опускать руки», начнем мало-помалу привыкать делать добро, смягчать свое сердце, а иногда и более резко, беспощадно будем уничтожать грех, которым мы калечим жизнь нашим ближним. Пусть и Страстная Седмица, и Пасха, и День Святой Троицы и все остальные праздники дадут нам добрый «импульс» для этого спасительного и благодарного труда.