Постигать науку спасения. Интервью с Преосвященнейшим епископом Усманским Евфимием о празднике Святой Троицы, о вере и жизни христианской

Праздник Святой Троицы в Христо-Рождественском кафедральном соборе Липецка, 4 июня 2017 года

– Владыка, одним из самых радостных и любимых праздников православных верующих является день Святой Троицы. Можете поделиться Вашими воспоминаниями детства об этом празднике?

– Детские воспоминания о празднике Троицы связаны, прежде всего, с украшением дома зеленой травой. Бабушка приносила, по местной традиции, аир болотный, и мы помогали стелить его по всем комнатам. Запах стоял необыкновенный!

Богослужение в праздник Святой Троицы во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, 19 июня 2016 года

Но особенно праздник Святой Троицы поразил меня своим размахом в Задонском мужском монастыре. Весь храм устилается травой, а вместо веточек ставятся целые деревья! Богослужение совершается словно в березовой роще. Это очень красиво и торжественно!

– Не жалко деревья?

– С одной стороны жалко. Это же не веточки, которые могут вырасти за год-два. И в руководстве для священнослужителя на это имеется соответствующее указание. Но с другой стороны, Владимирский собор Задонского монастыря настолько большой, что веточки в нем просто потеряются. Опять же участь этих деревьев неизмеримо выше всех других, срубаемых для житейских нужд, или по нерадению людей погибающих в огне лесных пожаров.

Деревья, веточки, трава, украшающие храм в праздник Святой Троицы, участвуют в славословии Творца, освящаются благодатью Святого Духа, служат верующим во исцеление души и тела.

– Как правильно использовать освященные в храме растения?

– Можно небольшие букеты ставить в святой угол, заваривать чай. Для чая я бы посоветовал освящать лекарственные растения, например, чабрец, мяту, душицу, изначально предназначенные Богом для лечения человека.

Прихожанка преподносит правящему архиерею троицкий букет из мяты. Праздник Святой Троицы, Христо-Рождественский кафедральный собор, 2017 г.

– А что делать с растениями, которыми мы украшаем дома?

– Хорошо их высушить и предать огню. Так же мы поступаем и с оставшейся травой в храме. Верующие, конечно, многое разбирают, но многое и остается. Из благоговения к святыне все излишки сжигаются в чистом месте.

– Владыка, а откуда берет начало традиция украшать в праздник Святой Троицы храмы и дома свежей зеленью?

– В праздник Святой Троицы, или как более правильно он называется – день Пятидесятницы, мы воспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов – явление миру Третьего Лица Святой Троицы. Этот праздник мы, по праву, именуем также Днем рождения Церкви Христовой, когда сбылись слова Спасителя: «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18).

Украшение в этот день домов и храмов цветами и зеленью имеет основанием несколько источников: Священную историю, иконописный канон и символическую передачу духовного смысла торжества.

Начнем с первого. Прообраз этого праздника имелся в Ветхом Завете и был связан с явлением Бога Отца пророку Моисею на горе Синай, где Господь дал Моисею скрижали с Десятью заповедями. Иудеи очень ценили память о таком важном событии, которое случилось в пятидесятый день после исхода евреев из египетского плена (Ветхозаветной Пасхи). Впоследствии день Ветхозаветной Пятидесятницы отмечали в горнице, убранной цветами и зеленью в воспоминание о горе Синай, которая, по преданию, расцвела в тот момент, когда Моисей беседовал с Богом. Когда Дух Святой сошел на апостолов в пятидесятый день после Славного Христова Воскресения, они находились в комнате, убранной по традиции праздника Ветхозаветной Пятидесятницы свежими растениями. В память об этом мы также украшаем место молитвы цветами и зеленью.

Во-вторых, эта традиция связана с иконописным изображением Святой Троицы Андрея Рублева, на которой мы видим явление Аврааму Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого в виде трех Ангелов, сидящих за столом под Мамврийским дубом. И подобно тому, как пальмовые листья в праздник Входа Господня во Иерусалим заменяются в России веточками вербы, так и дубовые ветви заменяются по традиции березой – главным символом русской природы.

В-третьих, украшение растениями в праздник Троицы храма и жилища возводит наш ум к словам богослужебного песнопения: «Святым Духом всякая душа живится». Как весной под действием солнечного тепла расцветают, казалось бы, безжизненные деревья, так под действием Благодати Святого Духа расцветает душа человека. И, как увядают цветы и ветви, оторванные от корня, так погибает душа человека, оторвавшись свободным произволением от истинной лозы – Христа. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:5-6), – говорит в Евангелии Спаситель.

Видите, как о многом могут поведать нам традиции. Особенно такие приготовления к празднику важны для детей, формируя святые впечатления с ранних лет, которые помогут в более взрослом возрасте глубже и полнее воспринять Православную веру.

Вострецова Анастасия. Праздник Троицы

Главное, чтобы мы не останавливались на одной обрядовой форме, но воспринимали ее с точки зрения духовного значения.

У святителя Тихона Задонского есть труд «Сокровище духовное, от мира собираемое», в котором святой подвижник находит во внешних проявлениях жизни символическое отражение невидимого горнего мира. Но всему надо учиться. Очень рекомендую почитать эту книгу.

– То есть, обрядовые действия в Церкви призваны усиливать религиозное чувство, делая человека более восприимчивым к восприятию Благодати Божией?

– Да. Тут важно понять, что Православие – не набор каких-то магических действий и заклинаний, – а сама жизнь, которая проходит в глубине человеческого сердца. По слову святого Дионисия Ареопагита, обрядовая символика призвана «озарить всю природу человеческую светом Божественных истин». Поэтому все внешнее должно служить человеку напоминанием о внутреннем, сосредотачивая его на главном – искании Царства Божия и правды Его (см. Мф 6:33).

Обряд ни в коем случае не должен становиться самоцелью. Когда человек начинает суеверно к ним относиться, придавая значение лишь внешним действиям, он перестает доверять Богу. В таком случае соблюдение обряда ничем ему не поможет, ибо важны не сами действия, но благодать Божия, подаваемая через них по вере просящего.

– Соответственно такие советы, как: прочитать сорок раз определенную молитву, съездить в три монастыря, посетить семь храмов и прочие подсчеты пользы не принесут?

– Напротив, они могут принести душе человека непоправимый вред. Важно с какими чувствами мы молимся – обращаемся к Богу как Отцу, или превращаем молитву в некую «математику». Хорошо прочитать сорок раз «Отче наш», 150 раз «Богородице Дево, радуйся», какое-то число Иисусовых молитв. Но надо обращать внимание, как мы ее читаем. Механически? Наспех? Это все равно, что записать свою просьбу начальнику на диск и поставить ему магнитофон под дверью. Даже, если магнитофон сотню раз проиграет запись, такая просьба не сможет вызвать никакого сочувствия руководителя, скорее – раздражение. Поэтому, если обстоятельства дня не позволяют спокойно, вдумчиво прочитать желаемое правило, то надо со смирением прочитать меньше, но, чтобы это была именно молитва, а не «вычитывание». В то же время не стоит сокращать правило по лености и нерадению.

Хорошо бывает посетить и несколько монастырей, если цель нашего паломничества – поклониться святыне, прибегнув к заступничеству угодников Божиих, чьи мощи пребывают в святых обителях, помолиться за более строгим и продолжительным монастырским богослужением, чтобы с большим трепетом обратиться к Творцу, а не попытка таким образом «вынудить» Бога непременно исполнить нашу просьбу. Поэтому каждый раз, приехав из паломнической поездки, мы должны понуждать себя вести более внимательную жизнь, стараться менять не обстоятельства жизни, а себя.

Хорошо часто исповедоваться, но не с холодным расположением сердца, равнодушно переписывая изо дня в день одни и те же грехи, даже не делая попытки их исправить.

Все надо делать с рассуждением, преследуя главную цель – приближает ли меня это к Богу, к жизни во Христе, к внутреннему преображению? Или мне нужно от Бога только исполнение земных желаний, как в сказке о золотой рыбке?

– Владыка, бывают случаи, что человек почувствовал стремление к Богу, пришел в храм и, встретив недоброжелательство со стороны прихожан, тут же охладел в своей ревности.

– Охлаждение в данном случае, скорее всего, наступает не от встречи недоброжелательства, а от того, что человек поддался помыслу осуждения и тем оттолкнул Благодать, которая привела его в храм.

В связи с этим вопросом вспоминается почти курьезный случай, который произошел в 90-е годы прошлого века. Один предприниматель задумался, куда ему пойти – к баптистам, или в православный храм. Пришел к баптистам. Его обласкали, улыбаются, приглашают еще прийти. «Что-то здесь не так», – закралось смущение в его душу. Пришел в православный храм. Там его обругали, на ногу наступили, несколько раз толкнули. «А-а… меня не проведете! – подумал предприниматель. – Значит, здесь есть что-то ценное», – и стал прихожанином этого храма…

Большое значение в таком случае имеет внутренняя мотивация – зачем человек пришел в храм? Искать Истину, Христа, или просто человеческого участия, успокоения? Когда человек пришел в Церковь ради Христа, то никакая грубость не отторгнет его от Истины.

– Владыка, а Вам приходилось встречаться с подобным недоброжелательством?

– Нет, я такого не припомню. Тем более, что первое мое знакомство с православным богослужением произошло не в приходском храме, а в монастыре, где я встречал только доброжелательность.

– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Мой осознанный приход в храм состоялся на первом курсе университета, тогда еще института. Я пришел пешком в Глинскую пустынь, что находится в двадцати километрах от Глухова. Глинская пустынь, как и Оптина, была прославлена своими старцами, многие из которых прославлены сегодня в лике святых.

Глинская пустынь. Прославление Глинских старцев в лике святых

В первое же посещение этой обители Промыслом Божиим состоялось мое знакомство с отцом настоятелем. Он спросил, ищу ли я кого? Я ответил, что пришел сюда впервые. Он пригласил меня зайти в храм, пообещав найти мне собеседника, который мог бы рассказать о духовной жизни, о православии. Выйдя из храма, я стал думать, как же мне найти этого участливого монаха (тогда я еще не знал ни его сана, ни имени). Смотрю, за воротами монастыря он помогает паломникам сесть на проходящий транспорт. Монастырь находится в лесу, и в те годы было непросто туда добраться. Я замялся, стоит ли мне подходить к нему, обременять своим присутствием. Но все-таки сделал шаг в его сторону.

Увидев меня, он приветливо улыбнулся и пригласил на трапезу, где к моему удивлению и некоторому смущению, меня посадили рядом со священником. После трапезы отец настоятель (теперь я знал, кем он является), как и обещал, нашел мне собеседника. Это был благочинный монастыря отец Игнатий. Мы долго ходили с ним, общались, и у меня сразу сложились очень теплые впечатления о Церкви, о монашестве.

Впоследствии отец Игнатий признался, что в тот момент молился за меня и подумал, если еще раз придет, – то наш, а если нет, то так, – «ротозей».

Спустя некоторое время правящий архиерей благословил пономарить в храме (нести послушание алтарника. Прим. ред.). Там мне тоже очень понравилось…

Но в целом ситуация, которую вы затронули, существует и очень меня огорчает. Действительно, бывают случаи, когда не все прихожане доброжелательно встречают нового человека. Они забывают, что он пришел не к ним, а к Богу. И поскольку Господь привел его к Себе, то и встретить его следует, как возлюбленное чадо Божие.

Можно объяснить новичку, как правильно вести себя в храме, но только не таким тоном, каким не то, что в церкви, но и на улице разговаривать непозволительно. Надо проявить деликатность к человеку, понимание его духовной немощи, вследствие которой он может не знать многих аспектов. Для него это очень важно.

Я иногда сравниваю человека, впервые пришедшего в храм, с ребенком. Входя в совершенно новое пространство, где он не умеет еще правильно ориентироваться, человек бывает очень раним. И проявление агрессии для него всегда неожиданно. Ведь церковь воспринимается абсолютным большинством людей, как место возвышенное, чистое, где и прихожане должны вести себя свято. И они правы. Это действительно так, только люди не всегда стремятся соответствовать своим поведением святости места, святости самой жизни православной.

В то же время человеку, переступившему впервые церковный порог, необходимо понимать, что храм есть лечебница души, где особенно отчетливо проявляются все ее недуги. Но это единственное место, где можно их исцелить.

Здесь можно провести аналогию с больницей. Ведь приходя в нее, мы не рассчитываем встретить в ней людей здоровых и счастливых. Нас же не смущает, что на прием к лучшему врачу выстраиваются в очередь самые тяжелобольные. Поэтому не должно нас соблазнять и наличие в храме грешников, в чем убеждает нас и Священное Писание. В ответ на возмущение фарисеев, что Христос есть и пьет с мытарями, Господь ответил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:17).

– Владыка, что Вы пожелаете людям, которые все же соблазнились недоброжелательностью православных и сомневаются, стоит ли им после этого в церковь ходить?

– Помните, в детском мультфильме кот Леопольд напевал: «Неприятность эту мы переживем…» Хочу пожелать им не огорчаться таким мелочам на пути спасения и немного проще относиться к себе и окружающим.

Если говорить серьезно, то мы должны иметь настолько твердую решимость прийти к Богу, чтобы ничто не смогло нас отвратить от избранного пути (см. Рим 8:35). Это вопрос вечной жизни, а не просто какой-то кратковременной помощи. Путь же в Царство Божие лежит через узкие врата смирения, самоотвержения, терпения, кротости (см. Мф 7:13). Поэтому, претерпение какой-то неделикатности со стороны отдельного прихожанина может стать первым шагом на пути к стяжанию христианских добродетелей.

Кстати, доброжелательная навязчивость, которой особенно отличаются сектанты, тоже не очень уместна. Как один священник сказал, Господь никому не навязывался. Он проповедовал, кто хотел – слушал и шел за Ним, кто не хотел – отходил. Сектанты же чуть не за руки тебя хватают: приходите к нам, у нас так хорошо! Их самомнение иногда переходит всякие границы. Иду в подряснике – видно, что служитель Православной Церкви. Тем не менее, подошли две женщины-иеговистки, стали объяснять что-то, книги предлагать. Потом все-таки поняли, извинились, – ревность, мол, у нас такая.

– Православных, надо заметить, часто обвиняют в отсутствии подобной ревности.

– Православие к другой проповеди призывает – проповеди своей жизнью. И ревности здесь у нас еще больше будет. Просто добрые примеры мало обсуждаются в прессе и на интернет-форумы не выносятся.

Лично знаю одного московского диакона, который оставил успешную коммерческую деятельность в крупной столичной компании ради служения в церкви. И рвение его с течением времени не угасло. Он проводит беседы, встречи, мероприятия в онкологическом центре, чтобы духовно поддержать людей, которые отчетливо понимают, что близится их переход в вечность.

Очень много священников и простых мирян несут социальное служение, работают с молодежью, стараясь привить им высокие нравственные ценности, вернуть унывающим интерес к жизни. Они никого не хватают на перекрестках дорог, но масштабы их участия в жизни людей, нуждающихся в помощи, сложно переоценить. Они намного превышают все усилия сектантов, которые ничего не могут сделать для человека в вечности, потому что их церкви созданы людьми, а не Богом. В них нет Благодати Духа Святого. И в своем большинстве народ это чувствует.

Троицкая родительская суббота. Задонский мужской монастырь, 3 июня 2017 г.

Поэтому, если какие-то трудности случаются, то наши люди куда спешат? В православный храм – свечу поставить, помолиться, как сказано в псалме: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс 145:3).

Каждый из нас должен стараться следовать христианскому милосердию, приносить утешение в жизнь окружающих, но помнить при этом, что Помощник и Покровитель наш – Господь, и без Него ничего по-настоящему доброго сделать мы не можем (см. Ин 15:5). В то же время, если человек обратиться к Богу, то Он пошлет ему и людей, и нужные обстоятельства; подаст ему силы, терпение, помощь и избавление.

– Обвиняя Церковь в недостатке социальной работы, многие к тому же забывают о ее главном предназначении – спасении верующих, о чем говорил священномученик Иларион (Троицкий).

– Да, это так. Можно привести в подтверждение этому и слова Священного Писания: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф 16:26).

…Служение должно быть. Многочисленные примеры этому мы находим в Отечнике, в патериках – рассказах о святых подвижниках. Только в те времена это называлось не социальным служением, а делами милосердия. Они всегда играли большую роль в жизни православных и не считались чем-то сверхъестественным. Это норма христианской жизни. Кроме того, больницы, богадельни, приюты впервые появились именно при храмах и монастырях.

В житии одного великого святого описывается его посещение сапожника, о котором Господь открыл, что его подвиг велик пред Богом. Подвижник начал расспрашивать сапожника о его жизни, а тот отвечает: «Отче, не знаю за собой никаких добродетелей». А потом выяснилось, что он взял к себе в дом прокаженного и в тайне ухаживал за ним, следуя Слову Божию: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф 6:3).

Чем это не служение? Но служение не ради похвалы, поощрения, или другой земной награды, а именно ради Христа, ради исполнения заповеди Божией.

Дела милосердия являлись для наших боголюбивых предков не «галочно-отчетной деятельностью», а внутренней потребностью души – явить свою любовь к Богу в любви к ближнему, как тому учит Евангелие (см. Мф 25:40). И было бы очень печально, если бы социальное служение потеряло сегодня свой евангельский дух, выродилось в фарисейство, «показуху». Поэтому, развивая церковную благотворительность, мы должны акцентировать внимание на ее духовной составляющей.

– Владыка, почему же люди так часто останавливаются на внешней форме религиозной жизни, формально проявляя милосердие, сострадание, лишая себя радости полноты жизни во Христе?

– Здесь есть такой момент. Спасение души требует огромнейшей работы над собой, изменения мировоззрения, образа жизни. И многие этого страшатся, потому что те, которые поставили во главу угла служение Богу, зачастую вызывают непонимание даже у родных, особенно, если речь идет о принятии монашества.

Удивительное дело – сегодня все большую популярность приобретает паломнический туризм, люди приезжают пожить в монастыри, восхищаются их благолепием, – но даже не задумываются, что все это создано монахами. А уход в монастырь кого-то из детей является для многих родителей чуть ли не трагедией.

Приведу пример. Мама и сестра моего близкого друга приехали в монастырь через неделю после его отъезда. Подходят к нему и говорят: «Женя, это я – твоя мама. А это твоя сестра. Ты помнишь нас?» Сестра вспоминает, он так удивленно на них посмотрел и спрашивает: «А как я мог вас за неделю забыть?»

Другой случай. Спустя семь лет моего пребывания в монастыре, Владыка Никон благословил мне поехать домой, проведать родных. Отец и дядя очень переживали, что я ушел в монастырь. А тут увидели меня, побеседовали – вроде нормальный человек, и успокоились.

К сожалению, у многих светских людей сформирован сегодня ложный стереотип, что православный, – не который считает себя таковым по факту крещения, – а который, как говорят, «в веру ударился», какой-то «забубенный», психически не вполне нормальный человек.

– Апостол Павел упреждал, что «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:3).

– Вот это, к сожалению, мы сегодня зачастую и наблюдаем. Люди обращаются к «басням», стараются следовать каким-то путанным восточным учениям, астрологическим прогнозам и не стремятся глубже вникнуть в основы православной веры, взгляд на мир через призму которой намного проще и яснее светского, потому что в свете заповедей Творца все становится на свои места. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12), – говорит Господь.

– Владыка, существует еще один интересный парадокс – люди, придающие большое значение формальной стороне вопроса, зачастую возмущаются, что от них требуют соблюдения внешнего церковного этикета. Особенно это относится к женской одежде. Не раз приходилось слышать возмущение: «Да какая разница, в чем я прихожу в храм. Главное – что у меня на душе!» Складывается такое впечатление, что человек считает, будто он чуть ли не «одолжение» Богу сделал, что в храм пришел. Как Вы прокомментируете подобную ситуацию?

– Если речь идет о человеке горделивом, который в принципе не привык никого уважать, то можно провести следующую аналогию: как бы он повел себя, если бы его вызвали в Кремль на прием к Президенту? Как бы он чувствовал себя в присутствии Главы государства? С каким тщанием выбирал бы костюм, соответствующий значимости события? Пусть это станет для него образом того, как следует относиться к Царю славы, пред Которым мы предстоим в храме на молитве, Который больше всех земных царей.

Но бывает и другая ситуация, когда человек приходит в церковь, ища утешения в горе. Тогда с него совсем другой спрос. В таком состоянии человек, действительно, забывает себя, о своем «я», ему чуждо самолюбие, самолюбование. Он приходит просить помощи Божией. Таких людей в церкви большинство. Это не значит, что у всех тяжелые внешние обстоятельства, – у нас внутри все плохо. В какой-то момент мы это сознаем и идем в храм, потому что, как говорил Тертуллиан, душа по природе христианка. Даже не читая еще Евангелие, она слышит обращенные к ней слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28).

– Владыка, святые отца говорят, что наука спасения души – высшая из наук, которой необходимо учиться. Какие книги вы бы посоветовали прочитать в первую очередь становящимся на путь воцерковления?

– Если говорить о знакомстве с азами Православия, то лучшим учебником является «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. Глубоко поясняет основы православной веры священник Даниил Сысоев. Из святоотеческого наследия порекомендовал бы, в первую очередь, труды святителя Игнатия Брянчанинова. Но здесь, конечно, все очень индивидуально, в зависимости от душевного устроения человека. Кому-то ближе стиль изложения Игнатия Брянчанинова, а кому-то святителей Феофана Затворника, Тихона Задонского.

У меня знакомство с православной верой началось с жития Преподобного Сергия Радонежского. Оно меня просто поразило красотой и силой христианского подвига. Многие книги я читал по совету схимонахини Евстолии (Корыстиной), моей первой духовной наставницы. В те времена было очень сложно достать православную литературу, а у матушки была собрана хорошая библиотека. Благодаря ей я узнал о жизни Глинских старцев, прочитал труды святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Большое впечатление на меня произвели «Указание пути к спасению. Опыт аскетики» епископа Петра (Екатериновского) и труды профессора Николая Евграфовича Пестова «Современная практика православного благочестия».

Сегодня выбор православной литературы еще более широкий. Издано практически полностью святоотеческое наследие, печатаются труды и проповеди современных богословов, среди которых главенствующее место по силе слова и глубине мысли я отдаю, конечно, Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

Книг много, но недостаточно их просто читать – нужно применять прочитанное в жизни, на практике.

При этом важно понять, что богослужения, традиции, обряды, подвиги поста, молитвы и все другие внешние формы христианской жизни не должны являться для нас самоцелью, но приводить к Богу через покаяние, благодарение, борьбу со своим ветхим человеком, изменяя нашу жизнь, настраивая к жизни во Христе.

К сожалению, зачастую от нашего внимания ускользает главное. Например, человек прочитал про святого подвижника, что он Великим постом питался одной просфорой в день, спал на жестком ложе, клал такое-то число поклонов, и пытается ему в этом подражать. Но чуть коснись его самолюбия и человек от гнева «взорвется», потому что обратил все внимание на внешние действия и не позаботился о стяжании смирения, кротости, какие имел тот подвижник и ради которых предпринимал все эти подвиги. А у нас бывает все наоборот – подвиги ведут не к смирению, а к самолюбованию и осуждению других.

Кроме того такой настрой, что нужно прочитать «три молитвы», сходить «на три источника» и прочие «вычисления» уводят человека от Православия в сторону язычества.

– В таком случае человек ищет не исполнения воли Божией в своей жизни, а исполнения своего желания Всемогущей силой Божией?

– Да, думает, что можно Благодать Божию как лекарство в аптеке по рецепту получить. Какие-то манипуляции произвел и «успех» обеспечен. Меня иногда спрашивают, какому святому в такой-то нужде помолиться? Да любому! Все святые стяжали Благодать и имеют дерзновение пред Богом. Есть, конечно, святые, которых Господь прославил помощью в особых случаях.

Например, святителя Тихона Задонского бороли приступы уныния. Испытав на себе всю их тяжесть, победив их твердым упованием на Бога, угодник Божий получил особую благодать помогать мучимым таким же недугом души. Но он же помогает и во многих других случаях! По молитвам к святителю Тихону по сей день происходят многочисленные чудеса. Люди исцеляются от онкологии, от пьянства, наркомании, семьи сохраняются от распада и многие другие случаи чудесной помощи святого, что и не перечесть. Поэтому, в первую очередь важно – КАК молиться: «вычитывать», или от всего сердца к Богу, Божией Матери и святым обращаться, как к родным отцу и матери.

Во-вторых, результат нашей молитвы зависит от того, насколько мы готовы поменять свою жизнь, чтобы изменилась наша ситуация, потому что зачастую виновны в ней мы бываем сами. Господь дал Свои святые Заповеди, создал Церковь Свою, чтобы защитить нас от зла, сделать нашу жизнь счастливой. Но мы не хотим исполнять Его Заповеди. Утром в воскресный день мы думаем, а не лучше ли нам еще поспать, чем в такую рань на службу идти. На машине нас лихач обогнал, так мы вместо того, чтобы за него помолиться, сказать: «Господи, помилуй человека, чтобы живой доехал и никого не сбил!» каких только проклятий вслед ему не пошлем. А все это возвращается нам скорбями, болезнями, испытаниями. Иначе мы не остановимся на «широком пути». Недуги попускаются Богом, чтобы человек к спасению пришел. Недаром в народе подмечено – гром не грянет, мужик не перекрестится.

А если бы мы все с молитвой, с благодарением делали, руководствуясь не страстными пожеланиями, а заповедями Божиими, наша жизнь была гораздо легче и радостнее.

У преподобного Макария спросили, как от одержимости злым духом избавиться. «Молитесь, причащайтесь, старайтесь заповеди исполнять и диавол сам уйдет, потому что не найдет подобного в человеке», – ответил Преподобный. О том же говорил и старец Паисий Святогорец, – не давать своими поступками, словами места диаволу в нашей жизни.

– А много ли сегодня одержимых нечистой силой людей?

– Однажды такой вопрос задали в прямом эфире священнику Дмитрию Смирнову.

– Что он ответил?

– «Все!»

– ?

– Это надо понимать в том смысле, что, служа страстям, мы открываем возможность нечистой силе воздействовать на нас. Признаком одержимости может являеться состояние депрессии, помыслы о самоубийстве, сильный гнев и прочее. К сожалению, мы недооцениваем непрестанной «охоты» на нас «духов злобы поднебесных», как называет их апостол Павел (см. Еф 6:12), сомневаемся в реальности их существования, не понимаем, что каждый наш неблагочестивый, греховный шаг дает им преимущество над нами. Подобно грамотному шахматисту диавол обкладывает нас ситуациями, ведущими в погибель. Когда мы все же начинаем прозревать, что попали в его сети, то ведем себя по-разному. Кто-то подобно мытарю умоляет Бога о помиловании: «Господи! Милостив буди мне грешному!» А кто-то считает: «Все, я не спасусь» и приходит в отчаяние. Это очень опасная и ложная мысль.

– Но почему Господь попускает нечистой силе вредить человеку?

– Потому что, через раболепие греху и пороку человек сам предает себя в руки диавола, тем самым отвергая помощь Божию.

– А если он покается?

– Господь всегда готов простить и заступить человека. Отношение Бога к нам напоминает отношение матери к своему чаду. Господь очень милостиво относится к человеку, многое ему прощает, не взыскивает, не наказывает. Главное, чтобы человек понимал это и не пренебрегал любовью Божией, отвечал на нее благодарным сердцем, не ограничиваясь холодным исполнением обрядов, формально относясь к исполнению заповедей Божиих: «не крал, не убивал», – как иногда говорят на исповеди.

– Владыка, православных часто обвиняют в узости мышления советуя быть разносторонне развитыми.

– В каком смысле разностороннее развитыми?

– Не замыкаться на православном образе жизни, но «разнообразить» его: вечером – на дискотеку, а утром – в храм, детей крестить, а жить можно и в «гражданском браке». По сути все это сводится к одному предложению – служить и Богу, и мамоне.

– Нет, так невозможно двум господам служить (см.: Мф 6:24). Если говорить об отдыхе, то есть выражение «Делу время и потехе час», но надо смотреть глубже, а что это за «потеха»? Зачем, например, ты хочешь на дискотеку пойти, какую пользу ты для души приобретешь?

Господь не запрещает человеку отдохнуть, пошутить где-то. Но шутка шутке рознь. Можно пошутить и ободрить человека, а можно пошутить и унизить его, оскорбить, повергнуть в уныние.

Можно провести аналогию с физическим развитием. Кто-то тренируется, чтобы послужить другим, – стать спасателем, защитником Отечества. А кто-то тренируется ради, как говорят, «экстрима». И какой же нелепой выглядит смерть в результате несчастных случаев при подобных занятиях. Например, человек, чтобы спрыгнуть с высоты, залез на высоковольтные провода, и его убило током. Ради чего он так рисковал жизнью? Посмотрите, как называют такие поступки – безрассудные, то есть совершенные без разума. Это не мужество. Это непонимание предназначения человека.

Наши прадеды отдавали жизни на поле боя ради спасения Родины, своих близких, а их внуки губят свои жизни ради состояния опьянения, одурманивания, по сути – ради состояния одержимости. Погибшие за Отечество увековечены в памяти не только народа, но и Церкви. Они давно погибли, а за них продолжается молитва. А что будет с теми, кто прожигает свою жизнь?

Православие не однобоко. Оно целенаправленно. Каждый поступок нас либо приближает к Богу, либо удаляет. Вряд ли кто-то будет считать разносторонне развитым человека, который получил богатое наследство и бездумно растратил его. Каждый из нас получил в Таинстве Крещения наследство Благодати. Но, как мы им распорядимся, зависит от нас – будем ли мы ее расточать, обкрадывая себя, или беречь и стараться приумножить благочестивой жизнью.

– Владыка, но мы не всегда знаем, к чему приведет нас тот или иной поступок. Недаром же говорят: «Благими намерениями усеяна дорога в ад».

– Господь дал человеку Заповеди, Евангелие, опыт святых отцов и разум. Можно спросить совета у священника, родителей, которые имеют духовный и жизненный опыт. Пользуясь этим, мы практически всегда можем заведомо определить, к какому результату приведет наше действие.

Помню, институтские товарищи предлагали: «Пойдем в кафе посидим, выпьем». Думаю, ну и какая перспектива подобного отдыха? Ну, посидели, выпили, музыку послушали. В пьяной компании обязательно кто-то неадекватный окажется, произойдет конфликт. Есть ситуации, независимые от нас, а здесь мы сами ее создаем и стоит ли потом удивляться, что кого-то ударили ножом, выстрелили в пьяной компании. Посмотрите, тюрьмы забиты людьми, совершившими преступление под действием алкоголя, которое они никогда бы не совершили, будучи в трезвом состоянии. Из-за такого сомнительного отдыха разрушена жизнь как минимум двух людей – преступника и пострадавшего, а есть еще их родители, родственники, которые переживают за них. Поэтому, когда меня куда-то приглашали, я думал, а что мне там делать? Что хорошего я смогу приобрести в нравственном смысле?

– Худые сообщества развращают добрые нравы?

– Именно.

– Получается, что материальное имущество мы бережем от разграбления, а свою душу сами опустошаем…

– Да. Кроме того, со стороны мы не видим многих проблем. Каждый день проходим мимо кафе, ресторанов, где веселятся люди, и нам кажется, что все у них хорошо. Но на исповеди очень часто задают вопросы: как выбраться из состояния зависимости? Как поступить после случившегося конфликта? И т.д.

Продолжая тему отдыха можно привести и другой пример. Очень часто люди тратят непомерные деньги и силы не ради отдыха как такового, но руководствуясь желанием «других посмотреть, себя показать». Такому человеку важно, например, не с культурой других стран познакомиться, или красоты природы посмотреть, а свою фотографию на их фоне в Интернет выложить, чтобы все видели, где он побывал.

На чем основано подобное стремление к туризму? На гордости. Человек из кожи вон лезет, чтобы доказать другому, что он лучше, удачливее. А зачем? Ведь этим он порождает целую цепь негативных событий, эмоций. Окружающих ввергает в грех зависти, сам тратит все силы и время, чтобы заработать деньги для удовлетворения страстей. Соответственно меньше уделяет времени семье, детям, родителям, своей душе, наконец, чтобы просто сесть и почитать святых отцов, жития святых. Сегодня практически исчезло семейное чтение. Люди не могут остановиться в бесконечной суете. И рушится самое дорогое – добрые отношения. Августин Блаженный говорил, что все беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем должны пользоваться и пользуемся тем, чем должны наслаждаться.

– Например?

– Например, мы должны пользоваться пищей, одеждой, тем же компьютером, Интернетом. А наслаждаться молитвой, общением с ближними. У нас же в жизни все происходит наоборот. Мы наслаждаемся компьютерными играми и негодуем, когда нас от них отрывают. У нас целый шкаф одежды, но нас не вытащить из магазина, особенно в периоды распродажи.

В храм же мы идем, когда случается какая-то скорбь, нужда. И идем не благодарить Бога, что Он нас оторвал от пустоты жизни, желая нашего спасения, а просить, чтобы Он все вернул назад, чтобы нам снова наслаждаться страстями, вещами, пользоваться услугами ближних. Понимаете, нам нужен не Творец, а Его Всемогущая помощь, чтобы нам продолжать жить по своему произволу.

– А как мы пользуемся людьми?

– Например, сожительство, которое стыдливо сегодня именуют «гражданским браком». Мы не желаем обременять себя ответственностью за человека, которого утверждаем, что любим, связывать себя узами брака, видимо опасаясь, что попадется кто-то лучше и так проще будет расстаться.

Или спросите, почему семья, или одинокая женщина желают иметь ребенка. В ответ вы услышите: «чтобы не было скучно», «чтобы реализовать материнский инстинкт», «чтобы было как у людей», «чтобы было кому в старости ухаживать» и ни слова о том, «что мы любим детей». А когда малыш родится, на что только родители не ухитряются, лишь бы не заниматься им самим. Потому что им надо заработать очень много денег. А малышу нужно немного – лужайка перед домом, стакан молока, мама с папой, братик с сестренкой.

Вспомните, наши предки жили в гораздо более скромных условиях, но они воспитывали по пять-семь детей. И эти дети вырастали, создавали семьи, получали профессии, трудились, поднимали страну. Сейчас в семьях по одному-два ребенка. Многие из них рождаются с тяжелыми заболеваниями, другие, вырастая, начинают пить, употреблять наркотики, растет число суицидов среди подростков. Это ли не сигнал, что как-то неправильно мы строим нашу жизнь? Делая ее комфортнее для тела, мы загоняем в тиски свою душу. А ведь еще апостол Павел упреждал: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14), потому что это очень опасный и скользкий путь.

Вспоминаю, с нами в институте учился один парень. Крепкий был такой, рослый. Отец у него на заводе работал. Доход у его семьи был небольшой. Одевался он очень скромно. И девчонки из более обеспеченных семей над ним посмеивались. Он так переживал из-за этого, что устроился на подработки, таскал цемент, раствор. Все заработанные тяжелым трудом деньги он тратил на одежду, лишь бы не выглядеть в их глазах «ничтожеством».

Он не понимал, что у этих девочек, которым он старался понравится, проблема куда более сложная, чем у него. Он денег заработал – и оделся получше. А у них такой характер был, что такую в жены врагу не пожелаешь. И что проку от их лощеной напыщенности? В итоге ведь смотрят не на одежду, а на человека. А у них на первом месте материальные ценности были. Разве можно с такими людьми какие-то прочные добрые отношения создать? Вот от таких перекосов, смещающих акценты и жизненные ориентиры с главных на второстепенные, помогают избавиться Заповеди Божии.

Поэтому нужно иметь рассуждение. Если в Православии есть запреты, то они направлены на раскрытие человеческой личности, а не на ее угнетение. Но это не однобокость, а культура души…

Да и потом, в чем разносторонность человека, живущего по страстям? Как в фильме «Джентельмены удачи» – «украл, выпил, в тюрьму – романтика!»?

Православным приписывают узость мышления те, кто в глубине души понимает, что живет неправильно – не по совести. А «лучшая» защита, как известно – «нападение». На самом деле человеку просто не хочется над собою трудиться, что-то менять в своей жизни.

Христианин же понимает, что жизнь дается один раз, и не для того, чтобы уподобится скоту, а ради стяжания Благодати Святого Духа, наследования жизни вечной. А она наступит. И упущенное время тогда не вернешь.

Кроме того, о Церкви Христовой нельзя судить по обычным верующим, которые только стали на путь исправления, так же как о спорте нельзя судить по младенцу, который только начинает ходить. Надо смотреть на тех, кто уже достиг духовного идеала – на пример жизни святых. Именно в ней открывается вся красота Премудрости и глубина Промысла Божия о человеке.

Посмотрите на Оптинских старцев. К ним ехала вся интеллектуальная Россия. Посмотрите на святителя Тихона Задонского, блаженную Матронушку Московскую, Преподобного Сергия Радонежского. Многие годы, столетия прошли со дня их кончины, а люди все идут к ним, к их мощам за помощью. И получают ее.

Не так давно отошла ко Господу схимонахиня Феодосия (Косоротихина). Более 60 лет пролежала матушка недвижимо. А к ней каждый день стекались сотни людей из самых разных мест, чтобы получить совет, утешение, ободрение. Это какой силой духа надо обладать, чтобы стать опорой стольким людям?

– Вспоминаются слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин 14:12).

– Да, потому что Господь изволил создать из нас Церковь Свою, Которая есть Тело Христово, где глава Сам Христос. Душа, оживляющая Тело, есть Благодать Святого Духа, которая сошла на апостолов в день Пятидесятницы и до сих пор передается в Таинстве Священства через рукоположение. Через Таинства Церкви, совершаемые священством, действует Сам Господь. А где Благодать, там жизнь. Даже, если в теле произойдет какое-то нестроение и организм начнет болеть, он не умрет, пока в нем обитает Дух. Поэтому большое значение имеют в Церкви верность догматам и соборность ее членов. Спаситель в Евангелии говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет» (Ин 15:5-6).

– То есть вне Православной Церкви человек не может стяжать Благодать Божию?

– Нет, это будет самообман. Благодать можно стяжать только в Православной Церкви и только при условии личного усилия человека. Серафим Саровский сравнивал такого человека с купцом, который в каждом деле ищет прибыток. Так и мы, собираясь что-либо предпринять, должны поразмыслить, а каков будет наш духовный прибыток, и не потерпим ли мы убыль, а то и «банкротство». Тогда мы будем стараться и трудиться, и отдыхать во славу Божию, чтобы, глядя на нас святые ангелы радовались, а демоны рыдали.

– А в чем важность соборности?

– Господь не желает, чтобы мы спасались в одиночку: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Люди, собираясь в храме, имеют разную силу молитвы, разное дерзновение к Богу, и молитва сильных возносит к Небу молитву слабых, как апостол Павел учит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим 15:1). Во время войны раненых с поля боя на плечах выносили, помогали им на ноги подняться, а потом они опять шли в бой, спасали других. Так и мы, подвизаясь против мира, плоти и диавола, должны это делать сообща.

Профессор Владимир Николаевич Лосский по этому поводу писал: «Противопоставленность части и целого преодолена в Церкви, чья жизнь есть отражение жизни Бога Триединого».

Ему принадлежат также следующие прекрасные слова, поясняющие духовную суть праздника Святой Троицы: «Святая по призванию Церковь есть носительница благодати, которую Дух непрестанно на нее изливает со дня Пятидесятницы. Благодать эта сообщается каждому из ее членов, сначала через Крещение, затем через другие таинства. Жизнь в Церкви – это жизнь во Христе и ничего больше, и поэтому жизнь эта – всегда аскеза, которая исключает всякую пассивность».

– Значит жизнь в Церкви Христовой дает возможность Духу Божию пребывать в человеке?

– Правильно. И здесь очень важное значение имеет приобщение Тела Христова во время Божественной литургии.

– Владыка, почему Таинству Причащения должно обязательно предшествовать Таинство Исповеди?

– Потому что сказано: «В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху» (Прем 1:4). Прежде мы должны очистить свое сердце, а затем приглашать в него Царя славы Христа.

– Почему Крещение, Миропомазание, Венчание, Исповедь, Причащение, Соборование, Священство называются Таинствами?

– Потому что в них непостижимым, таинственным образом действует Святой Дух, сообщая их участникам Божественную Благодать, укрепляющую, обновляющую, преображающую человека. Например, Миропомазание совершается со словами: «Печать Духа Святаго». При совершении Литургии священник возглашает: «Благодать Святаго Духа буди со всеми вами». Все богослужебные священодействия совершаются ради Таинств, ради удержания Благодати в Церкви. Поэтому так страшны еретические учения, отторгающие Благодать. Церкви, построенные на еретических учениях, мертвы – в них нет Духа. Это «окрашенные гробы» (см. Лк 11:44), как называл спаситель фарисеев. Показывая себя благочестивыми, они распяли Бога.

– Всякий ли человек, находящийся в Церкви является носителем Благодати?

– Это зависит от человека. Благодать мало стяжать, ее надо еще удержать. Поэтому, когда мы ведем невнимательную, рассеянную жизнь, пытаемся служить «двум господам», наша душа становится как решето. Получив Благодать, она тут же ее теряет, подобно свинье растаптывает драгоценный бисер веры (ср.: Мф 7:6). Да убережет нас от этого Господь!

– Но есть ведь грехи и невольные? Человек, например, не хотел бы обидеться, а душе обида сама вспыхнула… Как с этим бороться?

– Антоний Великий увидел однажды сети, расставленные миродержателем-диаволом, и в страхе возопил: «Господи! Кто же может спастись?» «Только смиренный может избежать этих сетей», – услышал он в ответ.

Приведу пример из жизни. Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал, как однажды, будучи еще иеромонахом, он приехал в Зосимову пустынь. Во время богослужения стал с иноками на клирос. Их пение показалось ему слишком безыскусным в сравнении с академическим, к которому он привык за годы учебы. И он попытался переиначить на свой лад, за что получил замечание отца настоятеля.

Будущий епископ вспоминал, что его сильно начала душить обида: он – ученый столичный монах, а тут ему при всех делают замечание. Чтобы заглушить обиду, он пытался физически трудиться на разных послушаниях, но ее голос все не унимался. Помучившись так некоторое время, он все же решил смириться и попросить прощения. Как только он исполнил душеполезное намерение, обида тут же отошла от сердца. Казалось бы, какая мелочь – сказать: «Прости!» Но как трудно это сделать, и какое великое благо подает за это Господь, почему и говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает Благодать» (Иак 4:6).

Виктор Васнецов. Блаженство праведных

Будем же, дорогие, стараться постигать в Церкви, с помощью Благодати Божией, великую науку смирения, чтобы услышать и нам сладчайший глас Сына Божия: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф 25:21).

С Преосвященнейшим епископом Евфимием
беседовала к. филос. н. Валентина Швайдак, 2017 г.