Лепта

В селе Дегтевое Задонского района начались службы в новом храме-часовне Димитрия Солунского. Он строится в основном на средства местных жителей. Два года старожилы села вносили свою лепту – посильное подаяние, скромный вклад в возведение святыни.

Внутри храма-часовенки светло и просторно, расставлена церковная утварь, переданная в дар верующими из соседнего села Ольшанец. 8 ноября здесь прозвучала первая молитва, и свершилось долгожданное причастие в престольный праздник – Димитриев день. Жители Дегтевого надеются, что совсем скоро на их часовне засияют маковка и крест. А пока из новеньких окон видны дорога и поклонный крест в честь святого Димитрия Солунского, к которому обращаются с разными просьбами, в том числе и о защите родного села.

Распахнулись двери храма, и будто открылась новая страница жизни Дегтевого, где напишут свои имена баба Маша, Клава, Нина… Каждая из них, как библейская вдовица, принесла свою скромную лепту в храм. Отдали копейку, а обрели богатства дороже всех денег мира: теплоту слова Божьего, утешение и милость сердечную. Эти бабушки-молитвенницы всю жизнь не жалели себя для других: поднимали детей, работали на родных полях, берегли в безбожные годы веру в домах. И сейчас, уже в преклонных годах, им по-прежнему хочется поделиться теплотой душевной, мудростью человеческой, пожалеть кого-то, научить молитве сердечной, зажечь свечу в храме.

– Село тогда живёт, когда в нём церковь стоит. У нас ещё до войны храм был деревянный, красивый – с колоколами. В тридцатых годах его советская власть закрыла и устроила в святых стенах зернохранилище. В голодные послевоенные годы мы с ребятишками собирали зёрнышки, просыпанные на порожках церкви. А мальчишки любили у храма голубей гонять. К тому времени все иконы из него вынесли. Какие-то успели спрятать по домам, а из остальных образов председатель колхоза сделал пчелиные ульи. Мы бегали на пасеку на Николая Угодника смотреть. А одна бабушка голосила по образам и свой сарай разобрала на доски, чтобы выменять у председателя дорогие сердцу святыни, – рассказывает Нина Павловна Черных.

Вспоминают старожилы села, как снимали с храма колокола. Они в своё время были слышны даже в Задонске, хоть до него двадцать три километра дороги.

 – Гудели, родимые, и стонали, так им тяжко было, – говорит Мария Павловна Шацких.

 А один большой колокол повесили селяне для нужд колхоза. Били в набат, когда пожар случался, и созывали народ на собрания. Этот колокол как-то присмотрели заезжие цыгане – всё просили продать его за хорошие деньги, однако местные жители отказали. Но однажды проснулись, а колокол… украли. И с того момента храм стал разрушаться на глазах, растащили его до самого фундамента. Лес был на вес золота, так что смельчаки не гнушались из церковных досок возводить свои постройки.

 
Крестный ход

Нина Павловна Черных всю жизнь прожила в Дегтевом. Знала голод и труд непомерный – с детства колхозную свёклу возделывала. Бывало, бегала с остальными ребятишками в поле за колосками для школы. Из них учителя мололи муку и пекли к праздникам пышки. Ела их маленькая Нина на праздник Октябрьской революции, а слушалась свою набожную бабушку, которая не разрешала внукам вступать в пионеры и тайком прикалывала нательные крестики к их одежде.

– Я так и не стала пионеркой и комсомолкой. Не хотела быть безбожницей. И галстук, эту змею красную, на шею никогда не вешала. Хотя у нас в классе почти все в них ходили. Учителя на меня сначала ругались, а потом перестали, – вспоминает Нина Черных.

Верующие люди из Дегтевого ходили пешком молиться в храмы Задонска. А бабушки всегда собирались по домам. Иной раз прямо во дворах ставили иконы и читали акафисты и псалтырь. Приезжали в село священники, детишек крестили и покойников отпевали. Часто жители Дегтевого устраивали крестные ходы. Брали большие иконы и шли с ними по всем улицам и ближайшим полям. Просили силы небесные о дожде и об урожае.

– У нас в селе хранилась большая икона Богоматери. Её частенько просили верующие из соседнего села Ольшанец. Они тоже крестные ходы собирали. Идёшь с работы по полю, а навстречу тебе несут Божию Матушку, и все молятся на одном дыхании. Мы их со слезами на глазах встречали. Так это было радостно, что вера жива и Господь всё видит. Проходили под этими иконками и присоединялись к шествию, – рассказывает баба Нина.


Спасла святая Екатерина

Марии Павловне Шацких восемьдесят семь лет. В её доме всюду образа: мамины иконы, бабушкины. Сияют серебром фольги обрамлённые лики святых и Спасителя с Божией Матерью. Даже некоторые потемневшие от времени лики кажутся и гостям дома знакомыми, тёплыми, родными. Накрахмалены вокруг них рушники с ленточками, начищены стёкла киотов до блеска, лампадка горит тихо и мирно.

Многие иконы из родительского дома бабы Маши прошли вместе с семьёй через военные годы. На них уповали и просили уберечь от вражеской пули родных фронтовиков, всю землю русскую и оградить от несчастья малых деток. И сейчас молитва не прерывается. А закладкой для Псалтыря служит георгиевская ленточка.

– Во время войны мы пережили бомбёжки. В лесу упали несколько вражеских бомб, и долго там воронки не зарастали. Помню, как в доме поселились наши солдатики. У мамы была швейная машинка «Зингер». Так красноармейцы подшивали на ней свои шинели, гимнастёрки и даже сапоги, – вспоминает баба Маша.

В красном углу висит икона святой великомученицы Екатерины, на ней остался след войны – прострел от случайной пули. Один красноармеец чистил своё оружие в доме и нечаянно нажал на курок – прогремел выстрел и, слава Богу, никого не задело: ни хозяев, ни самих солдатиков. Уберегла святая Екатерина.

– Мы люди мирные и не знали, какими надо быть осторожными, когда в доме есть оружие. Солдатики у нас ночевали на полу, им мама постелила солому. А когда они уехали, бабушка сгребла подстилку в кучу и кинула в печь. А в этой соломе оказалось несколько патронов, которые выпали из солдатской шинели. Так они взорвались в печи. Бабушка успела от неё отойти, и никто не пострадал, – рассказывает Мария Павловна Шацких.

В дом Марии Павловны часто приходят помолиться родные соседушки. Читают акафисты, жития святых, утреннее и вечернее правила. Некоторые бабушки только начальную школу закончили, а молитвы все знают наизусть. О здравии близких просят Спасителя и обязательно за упокой душ читают. «Умершая» на отца-фронтовика в дом Шацких пришла в День Победы. С тех пор баба Маша молится за своего родителя и всю жизнь хранит в сердце воспоминания детства и образ папы – высокий, красивый, до боли родной…

 
Староста храма

Каждый месяц на строительство храма Мария Павловна отдаёт со своей пенсии пятьсот рублей, а иной раз и тысячу. Такую же лепту на общее дело вносят почти все бабушки Дегтевого. В селе – семьдесят домов. В половине из них под скатёрку обычно кладётся копеечка той самой библейской вдовицы. Мечтают бабушки поскорее увидеть, как блеснёт путеводный крест на маковке их церкви. На божье дело подвязались и их родственники – дети, племянники, внуки.

Надежда Алексеевна Пирогова негласно считается старостой будущей церкви. Её благословил священник собирать в селе драгоценные лепты для строительства святыни. Она сама родом из Дегтевого, была женой военного. Уезжала с мужем служить в Германию, потом в Грузию, Ставропольский край. Сама Надежда – младший сержант запаса. Родину свою никогда не забывала и крестила детей на задонской земле. А когда тяжело заболела мама, она вернулась навсегда. Накануне ей приснился сон: будто на пригорке медленно поднимается из тумана красный храм. Долго не придавала этому сну значения, пока не взялась за строительство церкви.

– У меня два сына – подводники, есть за кого молиться. И наши бабушки неустанно обращаются к Богу. Все хотят оставить детям цветущие дома и церковь в родном селе. На общем собрании два года назад миром решили строить храм и оказывать посильную помощь. Бог помог – основную часть мы уже построили, – рассказывает Надежда Пирогова.

Надежда признаётся, что не ожидала такого отклика со стороны односельчан. Иной раз приходили чьи-то родственники и жертвовали крупные суммы – по двадцать тысяч рублей, по десять. Весть о строительстве часовни разлетелась далеко за пределы села. Стали поддерживать люди из окрестных деревень, уроженцы этих мест, давно уехавшие в города.

– Нам регулярно передаёт денежку матушка Ипатия из Богородицкого мужского монастыря Задонска. Ей уже за восемьдесят лет, она работает там в трапезной и жертвует деньги на нашу церковь. У матушки здесь когда-то жили родственники. Одна медсестра, Валентина из соседнего села Сцепное, жертвует нам часть своей скромной зарплаты и говорит: «Мы же все из одной земли, а значит, должны помогать друг другу», – рассказывает староста церкви Надежда Пирогова.

 

Преображение села

Дела у строителей храма двигались по мере поступления нужных сумм. Сначала всем селом вышли на субботник, расчистили место для церкви. Не обошлось здесь без помощи главы сельского поселении Игоря Егоровича Фёдорова. Он раздобыл у местных предпринимателей дорожную технику, и за один день селяне управились со старыми деревьями и ненужным хламом. На помощь пришёл опытный строитель церкви в селе Калабино Задонского района Александр Алексеевич Ветчинкин. Он разметил, где будет находиться церковь, и сделал фундамент под основное здание.

– Когда мы с Александром Ветчинкиным стали расчищать место под фундамент, то задели камни старой церкви, хотя её точное месторасположение уже никто не помнил. Обнаружили и фундамент бывшего дома священника, в котором ещё в советские годы располагалась школа. Село тогда было богато детьми. В одном классе по двадцать семь человек учились. И в две смены. Эти ученики сейчас тоже помогают строить храм, – говорит Надежда Алексеевна.

Надежда Пирогова наблюдает, что за то время, как они ведут строительство, и само село преображается. Люди благоустраивают свои дома, кто-то поставил новенький забор, а кто-то крышу перекрыл. Появились постройки и похорошели сами улочки. Бывали случаи, когда люди сами все в долгах – делают ремонт, а денежку на храм находили возможность отдавать. Даже пятиклассница Маша, приходя в магазин, где висит жертвенная кружка, всегда кладёт туда сдачу от покупок. Не мороженое ей нужно, а поскорее зажечь свечу в храме за здоровье мамы, которая одна их поднимает.

– Одна женщина мне однажды сказала: «В этом месяце не могу помочь, нет возможности», а сама пошла в комнату и достала из кармана последние пятьдесят рублей, что на хлеб берегла. Говорит, возьми хотя бы столько, я займу у кого-нибудь, перебьюсь, – вспоминает Надежда Пирогова.

 
Когда дело ладится

Жители Дегтевого доверяют старосте храма. Ведь её дед был любимым председателем колхоза в советское время и оставил по себе добрую память – хороший был человек и посадил для всех фруктовый сад. Значит, и его внучка на благие дела будет скорая. Надежда говорит, что заниматься строительством храма ей в радость, а в просьбах земляки отказывают редко. И в домах, где зажигаются лампадки, она всегда желанный гость. Несколько раз Надежда на праздники стояла у ворот кладбища с жертвенником, и люди не проходили мимо. Иной раз ей удавалось набирать по пятнадцать тысяч рублей, а это большое подспорье для дела.

– Нам очень повезло с прорабом стройки Аликом. Он человек другой веры, но с большим уважением относится ко всем почитающим Бога. Заведующий стройкой предоставлял нам несколько бригад и давал взаймы крупную сумму денег. Каждая бригада занималась своими работами, на постой строителей пускали в дома Дегтевого. Жители для ребят ничего не жалели, подкармливали их и подхваливали. Сплотилось село вокруг доброго дела, и как-то по-другому стала протекать жизнь Дегтевого, – считает староста храма Надежда Пирогова.

Недавно у одной одинокой женщины случилось горе – пожар в доме. Так жители села решили из собранных церковных денег помочь погорелице. Выделили ей посильную сумму и своими силами сделали крышу. Оправилась после пожара Нина и теперь сама стала вносить лепту в строительство церкви. Радеют за скорое возведение храма и священники, окормляющие село. Благочинный отец Вадим и отец Иринарх из села Калабино. Они и советом помогают, и делом праведным. Без их благословения ни один шаг по строительству храма не делается. Залили фундамент после молебна. Вся стройка творилась с молитвенной поддержкой. Сейчас часовня Димитрия Солунского ещё не достроена. В первую очередь нужно сделать внутреннюю отделку, но нет света и тепла, и пока пуста церковная казна – не собрали ещё нужную сумму. И с долгом нужно расплатиться. Но по русскому обычаю все жители Дегтевого дождались престольного праздничка, похожего на те, что устраивали во времена прошлой жизни.

– Село всегда было работящее, держали огромные огороды, скотину и в поле трудились. Но всей душой мы ждали праздничка. Дегтевое славилось гостеприимством. Всегда на Троицу, Димитров день, Рождество ходили друг к другу в хаты. Столы богатые накрывали. Обязательно квас с холодцом ставили гостям, квашонку, что в печке томилась, лапшу с курицей. А если хозяева предлагали пшённую кашу после всех яств, значит, можно было в пляс отправляться, до полночи матаню отбивали. Потом уляжимся на соломе, а утром опять к праздничному столу. По три дня так гуляли, – рассказывает Клавдия Семёновна Кобзева.

Первая служба в часовенке для жителей Дегтевого – долгожданное радостное событие. Для праздничного стола односельчане принесли чашки, тарелки, скатёрки, лавки деревянные. И после богослужения устроили пышное застолье. Ведь столько лет село не слышало соборной молитвы. Возвращают прихожане и верующие люди из других мест в храм иконы, что хранились в домах со времён богоборчества. Пришёл в храм и сам образ Димитрия Солунского. А из собора Тихвинской иконы Божией Матери города Данкова передали для прихожан образ Спасителя. Аккурат, когда там замироточила икона Николая Угодника. Нина Алексеевна говорит, что уже десять старинных образов украсили часовню. Только пока они будут стоять на столах. А когда всё обустроится, обретут своё место на стенах часовенки.

Будет храм – будут живы и те люди, которые принесут Богу свою лепту.

Жители Дегтевого ждут с нетерпением, когда их храм-часовню украсят маковка и крест

 

 

 

 

 

  

"ЛГ: Итоги недели". Дарья Шпакова, фото автора