"Чтобы сохранить на всю жизнь" беседа с митрополитом Никоном (Васиным)

Беседа с Высокопреосвященнейшим митрополитом Никоном (Васиным)

 

Чтобы сохранить на всю жизнь

«Вспомни, что ты принял и слышал,
и храни и покайся»
(Откр 3:3).

 

Сенсация на все времена

– Владыка, с годами становится особо заметно, как в среде православных верующих нарастает недовольство тем, что ныне в Церкви Христовой что-то идет «не так». Например, сетуют на нехватку опытных духовников, которые могли бы помочь безбедно преодолевать земной путь, на то, что требования слишком строгие, а любви и понимания не сыщешь… Доходит до того, что, не найдя удовлетворения, люди «опускают руки»: ослабевают в вере, отчаиваются, а то и вовсе в брани отходят от Церкви.

Наверняка Вашему опытному архипастырскому взгляду очевидны истинные причины такого внутренне апатичного состояния верующих. Быть может, у нас сбились «ориентиры» – и Вы подскажете, на что обратить внимание, что исправить, чтобы не оказаться в рядах отступающих?

– Думаете, многие прислушаются? Вряд ли. Эта проблема действительно вызывает немалую обеспокоенность и требует внимания – внимания ДВУСТОРОННЕГО. Но диалог, как правило, не складывается, т.к. внутренний слух у людей нынче реагирует только на сенсации. А сенсационных новостей и рецептов у меня нет.

– Почему?

– Ну что тут добавишь, когда все уже сказано?

Главная сенсация в истории человечества уже состоялась, «ориентиры» полноценной жизни (не только земной, но и вечной) нам заповеданы – все тайны истинного благоденствия раскрыты. А ради того, чтобы мы проснулись, прислушались и изменили свою жизнь, родился, благовествовал, взошел на Крест, умер и воскрес Господь. Что можно добавить, если через апостолов Сам Дух Святой проповедовал человечеству о Небесном призвании и предназначении, ради которых мы приведены в земную жизнь, проповедовал о том, что душа создана вечной для восприятия совершенства радости Божией. Но это произойдет только в том случае, если здесь, во временной жизни, она станет сосудом благодати Его Духа, Христовых добродетелей. Поэтому если действительно многие желали бы воспринять эту величайшую из сенсаций на все времена, эту весть о спасении и сам Божий дар, завещанный каждому из нас без исключения, мы с Вами и теперь жили бы в обществе святых, очень счастливых людей.

Ничего нового и не добавишь. Все заповеданное нам доступно в Священном Писании. И если бы мы изучали и усваивали эту евангельскую науку земного бытия, нам и самим было бы совершенно очевидно, что нет и не может быть никакого уныния, никакой апатии у души, если она – причастница Духа Божия, Его благодати. И если наша вера оскудевает – значит, оскудевает в сердце Благодать. Значит, нужно срочно задаться вопросом: со Христом ли я? Не потерял ли я связь с Его Церковью, не отстою ли где-то поодаль, на пути, совершенно противоположном спасительному?

 «Жажда» или «анафема»?

– Так неужели действительно бывает, что, находясь при храме и принимая участие в Таинствах, мы можем оставаться не причастными Христу и Его Церкви? Кажется, что это уже сенсация…

– Но услышать и принять такую мысль будет возможно только тому, кто понимает, что заблудился, и искренне ищет возвращения на путь Божий. Такой душе Господь обязательно поможет встрепенуться. А остальные скажут: «Так ведь это уже было, это мы уже слышали, это мы уже знаем, а потому нам это уже не особо-то и интересно…» И к сожалению, сегодня большинство людей, считающих себя христианами, мыслит и чувствует именно так. Понимаете, мы не теряем уверенности, что причастны к Распятой и Воскресшей Истине, однако пренебрегаем Его Жертвой!

– Но как? Действительно сложно принять такое слово – непонятное оно, невместимое. В чем причины?

– Одна из причин такого состояния возведена в современном мире до уровня абсурда – это жажда новостей. Мы тратим далеко не бесконечное время и силы своей земной жизни на поиск «новых версий» и «обновлений» законов бытия духовного, физического, материального. Мы хватаемся за современные псевдонаучные трактаты, сомнительные изыскания, душепагубные практики: «Ну наконец-то! Наконец-то человечество раскрыло очередную тайну – ту недостающую "деталь", без которой здоровая "жизнь полная чаша" не возможна!»

В погоне за сенсациями мы совершенно не замечаем, что без таких новинок уже не мыслим своего существования. Мы думаем: если это ново и модно – значит, истинно, а потому требует изучения и усвоения. Вот такой жаждой «новеньких истин» мы отвергаем и попираем ЕДИНСТВЕННУЮ ИСТИНУ, оставленную Господом ценою Его Крови. И конечно же, ТО, что утвердил Бог, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ изменено, отменено или обновлено человеком. Священное Писание – свод законов древних, но действующих НЕИЗМЕННО во все времена, доколе будет существовать земля и жизнь на ней.

– Ну неужели в этой, казалось бы, простой обыденной привычке начинать и заканчивать день изучением новостей кроется такая опасность? 

– Отвечу кратко: здоровая душа будет утолять свою жажду чтением Священного Писания, искренней молитвой, открывающими ей живое общение с Богом, наполняющими ее благодатью Святаго Духа.

Посмотрите, что происходит: жажда новостей и спрос на сенсации настолько велики, что даже СМИ уже не успевают «прокормить» такие аппетиты и наполняют пространство нашей жизни лавинами быстро сменяющейся псевдосенсационной информации – недобросовестной, противоречивой, ложной, еретической, богохульной. Всем этим мы напитываем свою душу и не замечаем, как новости становятся для нас наркотиком.

Да, эта болезнь опасна, и, по мере развития в душе человека, она начинает требовать удовлетворения во всех сферах жизни, не исключая и Православие. Но в Православном вероучении не может быть ничего нового! Никто не смеет дерзать учить чему-то новому, об этом мы упреждены Духом Святым: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал 1:8-9).

Когда блокируется слух

– Владыка, Вы упомянули, что помочь нам сложно, потому что диалог не складывается. Это ведь должно быть поправимо. Что можно изменить?

– Вот приходят к тебе совсем разные люди, ищут встречи, а ради чего? Одни, усвоив где-нибудь в интернете очередную ложь, находятся в поиске тех «духовных таблеток», которыми бы устранялись житейские проблемы. Другие приходят для того, чтобы осудить Церковь, где «всё не так», чтобы пожаловаться на священнослужителей, которые «оскуде», на требования церковных канонов, которые «устарели», на пост, который «слишком»… И просят: «Ты нам благослови как-нибудь по-другому…»

О чем это говорит? О том, что мы переступаем порог храма не ради того, чтобы исследовать и исцелить свою душу, не ради того чтобы сердцем стяжать Благодать и усвоить истину Божию, а ради того, чтобы сформировать для себя «удобное» верованиеи обольститься мыслью, что православно спасаемся… Поэтому, имея такие цели, на страдание мы обрекаем себя сами, поскольку за истину приняли ложную идею не только о себе, но и о Церкви, и о Христе, и о Его учении.

Конечно, такие заблуждения всегда входят в душу болезнью. Но если мы упорствуем, ища причину своих страданий не в себе, а исключительно в том, что где-то, кто-то, что-то «не так» или «оскуде», – значит, наше духовное состояние стремительно близится к окамененному нечувствию, к унынию, к потере веры, о чем Вы и спрашиваете.

И вот понимаешь, что люди сбились с пути, заблудились, мучаются, пытаешься подсказать: «Дорогие, смысл нашей жизни совсем в другом – он в спасении… а спасение – в заповедях… в покаянии, в посте, в молитве, в добрых делах наше врачевство». Но, как правило, услышав даже намек на то, что нужно не виноватых искать, не обидчиков перевоспитывать, не церковную жизнь переустраивать, а СВОЮ пересмотреть и направить силы совсем в иное русло, – люди обижаются, разочаровываются, и у них словно блокируется слух: «Да мы это всё уже слышали, знаем… Ну что ты нам опять говоришь о молитве? Читаем мы молитвослов, когда получается. И вообще, это ВЫ тут молитесь, коль пошли путем монашеским… Пост? Ну, постимся как-то – другие еще хуже… Добрые дела? Так мы вообще-то добрые… Заповеди? А что "заповеди"? Ладно, ты хоть помолись о нас, а мы будем искать старцев, которые бы открыли нам будущее. Кто-то же должен нам открыть, как всё желаемое реализовать в действительность».

Что тут скажешь? Говорить о спасении можно много, но желающих услышать и сердцем воспринять духовный совет – единицы.

– Но ведь почему-то люди продолжают ездить, искать старцев, продолжают спрашивать…

– Спрашивать-то спрашивают… Но, действительно, о чем?

С какой бы радостью и я поехал к настоящим старцам! Их жизнь такая светлая, чистая, как снег, искрящийся на солнышке… Как же хочется вот так еще пожить, подышать их чистым воздухом, пообщаться с чистыми душами, напитаться от них благочестием, любовью, благодарностью ко Господу, ревностью к молитве, к посту, к сердечному подвигу!.. И ведь можно о многом расспросить – можно ТАКУЮ пользу приобрести! И если сохранить и усвоить услышанное, увиденное, то хватит на всю жизнь. Хватило бы… Если бы мы старались всё это вместить… Но мы цели такой не ставим. До боли жаль, что и из общения со старцами, со старицами – с людьми святой, благочестивой жизни – пользу обретают лишь единицы.

– Но почему так происходит? Ищем «новенького»?

– Страшно еще и то, что мы жаждем не просто «нового», но чтобы подходящее нам «новое» звучало от лица Церкви, из уст старцев… Мы, вероятно, сами того не понимая, хотим, чтобы и они отвергли евангельское учение… 

Но не может быть и не будет ничего подобного в той жизни, где торжествует вера и верность, где не иссякает память о Боге, где естественное движение, естественная потребность сердца – сораспятие и совоскресение Господу, где душа полагается ради спасения ближних. Там всё дышит по-евангельски, по-святоотечески. Там молитва – не тягота, а живая радость богообщения, восполняющая силы, согревающая и освящающая душу благодатью Христова Духа…

Настоящие старцы имеют драгоценный опыт церковной, истинно христианской, спасительной жизни – жизни во Христе. Но для того чтобы и нам получать пользу в общении с ними, нужно, как минимум, поставить пред собой ТЕ ЖЕ жизненные цели. Иначе для привязавших сердце ко всему земному, материальному, новому, для ищущих всего пусть тленного, но удобного и развлекательного – благочестивая жизнь так и останется непонятной, невместимой, обременительной. Потому и слух такого сердца блокируется…

– Скажите, ну откуда берет начало такая пугающая глухота?

– Так происходит, когда в фундамент духовной жизни НЕ заложена ЖАЖДА БОГА, когда мы НЕ утвердили ДЕЛО СПАСЕНИЯ главной целью своей жизни, главной целью своего нахождения в Церкви Христовой, тогда даже разговоры о посте, о молитве, о терпении, смирении, жертвенности, о других деталях духовной жизни будут доставлять нам большую тягость, и ум откажется их принимать. Я не говорю ничего нового, потому что еще апостол Павел упреждал, что «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:3-4).

Еще у каждого есть время прислушаться к потребностям своего сердца: а не жаждет ли оно чего-то иного, отличного от того, что заповедано Богом? Испытывайте себя. И если окажется, что мы охладели, если всё еще глухи и безразличны к Истине, к святоотеческому слову – значит, благодать Христова Духа в нас угасает.

Чтобы хватило елея

– Ведь действительно не оставляет чувство, что в нашем современном осмыслении практического христианства будто бы еще не обнаружен тот главный «тумблер», переключив который мы обрели бы иное качество жизни, о котором Вы говорите.

Дорогой Владыка, пожалуйста, подскажите: чего же на этом пути нам сегодня так остро не хватает? Что нужно пересмотреть и исправить, чтобы режим душевного изнеможения сменился бы воодушевлением и чистой надеждой на то, что и НАМ Любовью Божией откроются Небесные чертоги. Очень бы хотелось не только услышать Ваше слово сердцем, но и сохранить его на всю жизнь.

– Наш свт. Тихон Задонский говорит: «Если человек ищет спасения, то ради этого сердечного залога (устремления) он спасен БУДЕТ». Но, опять же, люди скажут: «Ну разве мы не хотим спасения? Мы же в монастыре подвизаемся, в церковной жизни участвуем, в святых Таинствах! Значит, и спасены будем».

Да, мы участвуем, мы внешне благочестивы, мы много знаем, мы многое слышали и пока еще помним. Но почему же расслабление, нерадение, недовольство, ропот, малодушие, осуждение, нелюбовь стали практически постоянным качеством нашего существования?

Вспомните, КАКАЯ скорбь звучит в словах Господа в Откровении: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был… горяч!» (Откр 3:15). И это сказано именно нам: мы ТЕЛОХЛАДНЫ, мы СЕРДЦЕМ к Нему НЕ ГОРИМ! Мы так привыкли пребывать в лоне Церкви, но при этом сердцем ощущать дефицит Благодати Духа Божия, что уже почитаем такое оскудение своей души за норму.

Дорогие мои, если сегодня наше сердце не встрепенется, не пробудится жаждой ко спасению, то, когда придет время выйти навстречу Спасителю Христу, светильники наших сердец окажутся оскудевшими, темными, холодными. Так жаль… Мне бы так не хотелось наследовать участь юродивых дев (см. Мф 25:1-13) – они ведь тоже вместе с другими ждали Жениха, но только светильнички их потухли. Понимаете, им же ЕЛЕЯ не хватило…

И чтобы такой трагедией не обернулось наше бытие, нужно пересмотреть свое отношение к делу спасения. У нас есть пример: давайте задумаемся о том, КАК свой земной путь в Вечность прошли наши отцы, настоящие старцы – схимитрополит Серафим (Мажуга, † 1985, Тбилиси) и схиархимандрит Виталий (Сидоренко, † 1992, Тбилиси)[1]. Те, кто внимал их жизни, их отеческому слову, говорят: «Оба старца были непостижимо благостны, кротки, смиренны, и при этом крайне немощны физическим здоровьем. Однако сердце Владыки было подобно огненному столпу, обращенному к Небу, а сердце отца Виталия – живой самораспинающейся жертвой за каждого человека». И сколько душ преобразилось Благодатью под их отеческим покровом! 

Да и у нас есть драгоценный святоотеческий опыт благочестивого прохождения земного пути – это неоценимый кладезь практической животворящей евангельской мудрости. Но мы не сможем услышать, запомнить, сохранить и исполнить слово наших духовиков и старцев, если прежде не приложим усилий разбудить в СВОЕМ сердце жажду спасения – эту живую ЖАЖДУ БОГА, смиренное, но ГОРЯЧЕЕ СТРЕМЛЕНИЕ собирать, усваивать и бережно хранить благодать Его Духа.

Не нужно унывать и сомневаться: Господь помогает ВСЕМ! Но для этого наше СЕРДЦЕ должно ГОРЕТЬ стремлением ко спасению всю жизнь. Старайтесь кропотливо наполнять светильники своих сердец благодатью Святаго Духа. Будьте серьезны в этом стремлении, выполняя любое дело: молитесь ли вы, поститесь ли, служите ли ближнему, – приносите Господу свои труды с таким сердечным расположением, которое могло бы собрать и усвоить ВСЮ росу благодати Божией, подаваемую Господом в изобилии всем искренно, по-сыновнему любящим Его.

А ведь о Задонской обители, о нас с вами пред Престолом Божиим у наших старцев горит свеча и ныне. Нам бы только не отступить, не потерять, не забыть тот путь, которым они прошли из времени в Вечность и на который поставили нас. Молитвами наших старцев Господь привел нас под омофор Пресвятой Богородицы и свт. Тихона Задонского, а время нашей­ скоротечной жизни уходит неумолимо, все забывается, и, если не восстать из падений и не утвердиться на этом пути сейчас, быть может, завтра мы уже и не сможем вспомнить, что восприняли…

Мои дорогие братья, мои дорогие сестры, пока мы живы, Своим Промыслом Господь подаёт нам ВСЁ! Но обратится ли Его забота нам во спасение, зависит ТОЛЬКО от нас – последнее слово ВСЕГДА за нами. Поэтому ищите, осваивайте на деле все, что СЕГОДНЯ подается для вашего спасения. И да поможет вам Господь исполнить Его завет: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» (Откр 3:3).



[1] Преподобные глинские старцы – духовные наставники митрополита Никона.