Святитель Тихон Задонский о сердце человеческом

 

Елена Жарова. «Родник»

 

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из

злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его», – говорит Господь (Лк 6:45).

 «Сын мой, отдай сердце твое мне» (Притч.23:26)

Сердце здесь подразумевается не в прямом смысле, поскольку оно есть начало жизни человеческой, как философы рассуждают, но нравоучительно, то есть как внутреннее человеческое состояние, расположение и наклонение.

То есть, какое человек внутреннее состояние имеет, такие у него слова и дела внешние являются, и о чем внутри поучается, замышляет, старается, то и внешне проявляется.

Слово и дело внешнее – вестник и свидетель внутреннего человеческого состояния. Сердце в нравоучительном смысле разумеемое, не одинаково, но у иного доброе, у иного злое, и прочее.

Kогда человек отречется от злонравия своего и внутреннее свое состояние исправит, тогда

и внешние его дела, слова и начинания исправны будут.

Ибо от сердца всякое дело и слово зависит: от праведного и доброго сердца дело и слово праведное и доброе бывает. Так от чистого колодца чистые текут ручьи. Так гусли хорошие хороший издают звук. Так добрый колокол хорошо звенит. Так сосуд с ароматами добрый и приятный издает запах. Так, по слову Господнему, дерево доброе приносит и плоды добрые (Мф. 7, 17).

Кто хочет Христа принять в сердце свое, тому надо очистить себя истинным покаянием: от закона Божия познать свои грехи и очистить их покаянием, сокрушением сердца.

Сердце у человека одно: когда оно ищет временного, тогда забывает о вечном; когда же обращается к вечному и углубляется в нем, тогда забывает о временном и нерадит о нем.

Двояких попечений, о временном и вечном, двоякой любви, к временному и вечному, в сердце быть не может. Непременно обладает им одно из двух: или временное, или вечное.

Смерть невидимо ходит за человеком. Будь всегда таким, каким желаешь быть при кончине. Размышляй об этом, внимай себе, и не захочешь ни чести, ни славы, ни богатства, ни каких других преимуществ и наслаждений мира. Думай, что умрешь сегодня или завтра: тогда вся суета исчезнет из сердца твоего. Ныне, во время земной жизни, часто нисходи умом во ад, чтоб не низойти туда навечно душою и телом.

Сердце человеческое само по себе, без благодати Божией, злое, ибо не что иное, как только суетное и злое помышляет, как написано: «Помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт.8:21).

Бог обещается верным Своим дать «сердце иное». «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез.11:19). Поэтому о человеке, благодатью Божией не возрожденном, говорится: «Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога». И Господь говорит: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19).

Поэтому повелено всем верным молиться и просить у Небесного Отца благодати Святого Духа, чтобы смогли противиться тому злу, от сердца происходящему, и умерщвлять его. Всякому, желающему иметь сердце доброе, надо с Псаломником молиться Богу о том, чтобы, по милостивому Своему обещанию, подал сердце иное и дух новый, и взял от нас сердце каменное, и подал сердце плотяное, чтобы на нем, как на новых скрижалях, смог быть написан закон Евангелия Христова, «не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор 3:3).

Что внутри сердца у человека имеется, добро или зло, вне через слово или через дело показывается.

Kогда в сердце будет молитва, и в избытке, то непременно проявится или возведением очей на небо, или воздеянием рук, или словом, подходящим сердечной молитве. Сердечная молитва сыщет слова, приличные себе. Тогда воззовет человек: «О Господи, помилуй! О Господи, услыши! о Господи, пощади!» — или иное что подобное тому.

Kогда в сердце чувствуется Божия милость, и благодеяния, и благодарность за это, то исходит она так же через соответствующие слова. Тут человек восклицает и радостным духом и устами радости взывает Богу Благодетелю: «Слава Тебе Боже!» или: «Благословен Бог!», или: «Благослови, душе моя, Господа», или тому подобное.

Kогда в сердце чувствуется печаль за грехи, она показывает себя воздыханием или слезами. Тогда человек не языком и устами, а сердцем молится и вопиет к Богу: услышь молитву мою, Господи, и молению моему внемли, не будь безмолвен к слезам моим (Пс. 38, 13).

Kогда любовь Божия в сердце чувствуется и сладость той ощущается, тогда человек с пророком воззовет к Богу: возлюблю Тебя, Господи, крепость моя (Пс. 17, 2), или: щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102, 8), или что другое, подобное.

Сердце – это начало и корень всех деяний наших. Ибо, что ни делаем, мысленно или делом, сердцем делаем, или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем; сердцем прощаем или злимся; сердцем примиряемся или враждуем; сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся; сердцем благословляем или клянем. На сердце радость или печаль, надежда или отчаяние, покаяние или нераскаянная жизнь, страх или дерзновение. В сердце простота или лукавство. Сердце воздыхает, молится, уповает или напротив делает, и прочее. Следовательно, чего на сердце нет, того и на самом деле нет.

Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: «Сын мой, отдай сердце твое Мне» (Притч.23:26).

Бог наш, христианин, испытует сердца и утробы (Пс. 7, 10), смотрит на сердце (1 Цар. 16, 7) наше, а не на внешность и наружность. Он на то смотрит, что внутри, в сердце кроется, а не на то, что снаружи является, и по тому судит человека.

Сердце человеческое – сосуд, нечистотой и смрадом похотей наполненный. Возлюбленный христианин! Постараемся этот сосуд внутри нас очистить, и тогда внешние наши дела Богу будут угодны.

Великое обещал нам Бог – Он обещал Сам в сердцах наших жить: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Kор. 6, 16; Лев. 26, 12).

Нет и не может быть большего, драгоценнейшего, приятнейшего и любезнейшего сокровища, как Бога внутри себя живущего иметь. И нет большей чести человеку, как храмом Божиим быть! Очистим сердца наши, о христиане! Да явится и в нас образ Божий, душ наших прекрасная красота, и так будем храмом Бога нашего.

Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Kор. 7, 1).

Бог не на внешние дела смотрит, но на сердце человеческое, от какого сердца и для какой цели дела творятся, и так потому и судит.

В сердцем нашем нечестие или благочестие есть. Молишься, поешь, славословишь и благодаришь Бога устами, но когда в сердце нет этого, молитва, песнь и благодарение твое ничто есть. Поклоняешься Богу и колена преклоняешь, но когда сердца не преклоняешь, ничто есть поклонение твое. Смиряешься телом, но когда в сердце не имеешь смирения, смирение твое ничтоже есть. Бог не к телу нашему, но душе говорит: «Молись, пой, благодари, поклоняйся и смиряйся».