Почему Сын Божий избрал для Своего воплощения Пречистую Деву Марию
В преддверии великих Богородичных праздников: Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября), Покрова Матери Божией (14 октября) и Введения Пресвятой Богородицы во храм (4 декабря), - самое время задуматься о величайшем значении Пресвятой Девы для спасения человечества от греха, дьявола и смерти.
Грех Адама и Евы заразил все человечество, удалил людей от Бога и подчинил дьяволу. Наказывая наших прародителей исправительным наказанием, Бог тут же утешает их предсказанием о будущем спасении. «И сказал Господь Бог змею: …и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт 3: 14-15). Это пророчество Самого Бога называется Первоевангелием, то есть первой радостной весточкой о рождении будущего Спасителя, который победит змея-сатану и освободит род людской от его власти. Христос назван здесь не просто потомком Евы, но Семенем жены, Семенем женщины. Это – пророчество о таинственном рождении Иисуса Христа от Девы без мужского семени. Значительно позже (7 век до Р.Х.) через пророка Исайю Господь приоткроет эту тайну еще более явственно: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис 7:14; Мф 1:23). Девственница родит Сына, Который будет Богом, и люди смогут тогда воскликнуть: «С нами Бог! Бог стал человеком и теперь обитает посреди нас и как один из нас».
Тайна Девы-Матери непостижима для разума. Всемогущий, Бесконечный, Вечный Сын Божий, равный во всем Богу Отцу, в Ее пречистом чреве становится человеком. Творец мира, Которого всё мироздание не может вместить, вселяется, вмещается в утробу Девы, как в самое удобное и прекрасное жилище. Дева Мария становится Царским Дворцом, Она становится как бы Самим Небом, местом обитания Бессмертного Небесного Царя. Величайшие ангелы – шестикрылые Серафимы не могут прямо взирать на океан Божественного Сияния, который окружает Святую Троицу. Ангелов охватывает священный трепет перед бесконечной тайной Бога, они опасаются, что не выдержат Божественного Сияния и ослепнут, растают, сгорят в этом ослепительном Свете. И вот лучезарный Бог вселяется в Отроковицу Марию, и Она не сгорает, не уничтожается в океане Божества. Сын Божий, как Солнце, теперь сияет изнутри Девы, и Она Сама еще более становится вся Светом, Добром, Чистотой, Красотой, Любовью. Для того Сын Божий вселяется в девичью утробу, чтобы из Ее Пречистой Плоти, из Ее Пресвятой Крови позаимствовать человеческую плоть для Себя, из Ее Святейшей души таинственно сотворить Себе человеческую душу. И совершается эта тайна в День Благовещения, когда юной Отроковице в городе Назарет является Архангел Гавриил и возвещает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). Бог Сын как бы ткет, формирует, созидает Себе человеческое Тело из Плоти и Крови Девы, на основе Ее души творит Свою душу и в этом Богу Сыну содействует Бог Святой Дух по воле Бога Отца. Итак, внутри Девственной Матери совершается Таинство: Бог становится человеком. Сын Божий воспринимает в единство и целостность Своей Личности всё человеческое, кроме греха. В Иисусе Христе человеческие тело и душа соединены с бесконечным Божеством в одну Личность.
Почему же именно Мария из Назарета оказалась достойной стать жилищем Бога, Матерью Бога, достойной как бы позаимствовать Ему свое естество, как бы одеть Бога драгоценной одеждой своей плоти? Много было благочестивых дев в Израиле в те далекие дни, почему же избрана Мария, дочь Иоакима и Анны?
С одной стороны Святая Троица прежде сотворения мира предвидела рождение Марии и избрала Ее, чтобы сотворить Матерью Христа. Но это было не просто избранничество, не просто привилегия. Бог видит будущее, как настоящее. Святейшая Троица изначально знала, что Дева Мария Сама, свободно, добровольно, величайшим, несравненным подвигом Своей жизни станет достойной этого избрания. Она Сама будет готовить Себя – свое сердце, ум, волю для полного соединения с Богом, будет возгревать в Себе величайшую любовь к Господу. Предвидя добродетель Марии, Всеведущий Бог издалека, сквозь несколько тысячелетий готовит Ее рождение в роде человеческом. Русский богослов и философ Владимир Николаевич Лосский удачно развивает мысль св. Григория Паламы и объясняет нам путь Промысла Божия. Господь постепенно растит, выделяет на дереве человечества самую чистую, плодоносную веточку, чтобы она принесла пречистый плод – Деву Марию, способную соткать от Своей святейшей плоти одежду Божества. Избирается патриарх Ной, из его сыновей – благочестивый Сим, из потомков Сима – праведный Авраам и его потомство – Израиль. А в Израиле выделяется колено (племя) Иуды, из которого – дом Иессея и род его сына – царя Давида, а в роде Давида – праведное семейство Иоакима и Анны. «Круг избраний медленно сужается… Так растет древо Иесеево до последнего и высочайшего избрания Пречистой Девы»[1]. Но и грешное человечество не бездействовало, но как бы помогало Богу, очищало себя в борьбе с грехом, чтобы из своей толщи извести самое лучшее, и породить дивный плод чистоты – Деву, и через Нее породниться с Божеством. Матерь Божия родилась «как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту… дабы на первом месте в их жизни был Бог. В этом длинном ряду людей были и грешники, и святые но всем им приходилось бороться во имя Божие – против самих себя, не против других – для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию…»[2]. И родилась Пречистая Дева не только от самых праведных родителей, но, по особой премудрости Бога, от престарелых родителей, которые, будучи бездетными, много лет молили Бога о даровании им ребенка. Поэтому их младенец Мария стала плодом не юношеской похоти, а одухотворенным, освященным плодом горячей и чистой молитвы. А молитва Иоакима и Анны была чиста, ибо они желали не просто снять с себя позор бездетности, но сердечно стремились хотя бы через свое потомство встретить обещанного Спасителя и участвовать в Его Царстве. Поэтому они и обещали принести в дар Богу свое Дитя. «Тогда были выбраны Богом из дома и отечества Давидова Иоаким и Анна, – рассуждает свят. Григорий Палама, – бездетные, целомудренно живущие вместе и лучше всех по добродетели возводящие к Давиду свой род и благородство нрава… так, чтобы вседобродетельное Чадо было чревоносимо от многодобродетельных родителей, и Пренепорочная произошла от весьма целомудренных»[3].
Как прекрасно сказал Владыка Антоний (Сурожский), с первых мгновений своей сознательной жизни Дева Мария изберет добро и всецелую преданность Богу. Человечество с помощью Божией смогло подготовить для Бога Марию, как лучший дар любви, как наилучший результат всей своей истории. Теперь же Пречистая Мария от лица всего человечества приносит Богу в дар всю Свою любовь, всю Себя, жертвенно, всецело, без остатка. Владыка Антоний рассуждает о том, что мы грешные и слабые не можем достойно ответить на милость Божию и продолжает: «И тогда мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью, такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо, и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это – ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню»[4].
По преданию, в возрасте трех лет престарелые родители исполняют обещание и отдают своего Ребенка на воспитание в Иерусалимский Храм, где «Пресвятая Богородица с трех до двенадцати лет росла, жила и воспитывалась…». Храм стал «Ее домом и школой»[5]. И первосвященник, принимая Младенца от Иоакима и Анны, вдруг вводит Деву в алтарь Храма, во Святая Святых, куда даже ему самому заходить было запрещено и разрешалось лишь раз в год. И совсем не важна историческая возможность такого нарушения правил. Вход Девы во Святая Святых Храма – это символ Ее непрестанной молитвы, непрестанного подвига, который он с этих младенческих лет будет совершать сама. «Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично отзываться на прикосновение благодати, вступила в ту глубину богообщения, которую исторически Храм собой изображал... С первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых»[6]. Она входит в храм для «непрерывного богослужения… непрерывно служить Богу святыми мыслями, святыми чувствами, святыми желаниями, святыми настроениями, святыми делами, святой жизнью… Вся Ее жизнь – непрерывное Богослужение, денное и нощное служение Богу: верой, молитвой, постом, любовью, кротостью, смирением, терпением, милосердием и остальными святыми добродетелями» [7].
Пресвятая Дева, «хотя и рожденная с первородным грехом, была свободна от всякого личного греха»[8]. Это результат Ее напряженного молитвенного подвига. Преподобный Силуан Афонский рассказывает: «Однажды в церкви я подумал: «Быть может, Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслью». И дивно, в моем сердце вместе с молитвой голос ясно проговорил: «Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью». Так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее»[9].
Живя при Храме, Матерь Божия постоянно молилась, трудилась, читала, благоразумно чередуя эти занятия и никогда не находясь в праздности. Всю пищу Она отдавала беднякам, и Ангел взамен питал Ее небесной манной[10]. Юная Богоотроковица изучала Священное Писание и устное Предание и «изучила предметы из числа главных наук». И видя греховное и бедственное состояние людей, решила умолить Бога за все человечество, чтобы Он скорее спас человеческий род. Так Она стала посольством за весь человеческий род[11]. Когда же Архангел возвестил, что именно Она станет Матерью Христа, Дева проявляет совершенное послушание воле Божией и отвечает: «Се раба Господня. Да будет мне по слову твоему» (Лк 1:38). Именно Ее свободное послушание Богу сделало возможным наше спасение. И как Ева Своим непослушанием отторгла нас от Бога, так Дева Мария Своим послушанием вновь соединила нас с Создателем. Вселение Сына Божия в Ее пречистую плоть окончательно освящает Деву и наполняет Ее преизбытком благодати. Богоматерь полностью осуществила Своей жизнью Евангелие Своего Сына, Она соединилась с Ним и уподобилась Ему в наибольшей степени, возможной для человека. Достигнув надхерувимской[12] чистоты и совершенства, Царица Небесная ныне молится Своему Божественному Сыну за нас грешных на Небесах, и Ее молитва может воистину всё.
Иеромонах Гавриил (Мельников)
[1] См.: Богородица//Православная Энциклопедия. Т.5, С.492.
[2] Проповедь на Рождество Божией Матери // Антоний (Сурожский), митрополит. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди – Клин: «Христианская жизнь», 2005. – С.52.
[3] Омилия на Введение во храм Богородицы//Григорий Палама, святитель. Омилии. – М.: Приход храма Святого Духа сошествия, 2008 – Т.2, С.274.
[4] Проповедь на Рождество Божией Матери // Антоний (Сурожский), митрополит. Труды. – М.: «Практика», 2002. – Т.1, С.990.
[5] Иустин (Попович), преподобный. Догматика. Пневматология. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. – С. 427, 428.
[6] Проповедь на Введение Божией Матери во храм // Антоний (Сурожский), митрополит. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди – Клин: «Христианская жизнь», 2005. – С.54, 55.
[7] Иустин (Попович), преподобный. Там же. – С. 427, 428.
[8] Иустин (Попович), преподобный. Там же. – С. 425.
[9] Архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан: Жизнь и поучения. М. 1991. – С. 352.
[10] Святитель Димитрий Ростовский. Жития Святых. Ноябрь. День 21.
[11] Омилия на Введение во храм Богородицы//Григорий Палама, святитель. Омилии. – М.: Приход храма Святого Духа сошествия, 2008 – Т.2, С.323, 324.
[12] Иустин (Попович), преподобный. Там же. – С.425.