"Господь мой и Бог мой!" Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Липецкого и Задонского Никона

«Господь Помощник мой, и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему» (Пс 27:7).

«Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс 28:11), – говорит нам Священное Писание. Но вот вопрос: если в Писании сказано, что Господь подает крепость и благословение Своим людям, значит есть и те, о ком Он может сказать: «Не Мои»? Вы спросите: «Но как же так? Откуда разделение на "Своих" и "чужих"? Если человека сотворил Бог – значит, все мы должны быть "Его"?»

И недоумение здесь, конечно же, будет справедливым – потому что мы-то действительно должны быть детьми Отца Небесного... «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить» (Еф 2:10), – говорит Священное Писание. Мы знаем, что Творец с любовью наделил человека душой с напечатленным в ней образом Божиим.

Он дал ему и иные дары: свободную волю и разум, – чтобы тот мог бережно хранить в себе начатки Божественной любви и, как свободное разумное существо, сполна отдавать ее прежде всего Самому Богу. Хорошо бы вспомнить и о том, какой Ценой мы искуплены от вечной погибели, как в жертвенной любви Христа мы не только обрели Путь  истинного спасения, но и «...стали близки [Богу] кровию Христовою» (Еф 2:13).

Когда Иисус удалился в пустынное место, народ, узнав об этом, последовал за Ним пешком. Среди пришедших было много больных, и требующих исцеления Господь исцелял... А вечером, не имея иной пищи, Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо и, испросив благословение Бога Отца, преломил хлеба... Он передавал их ученикам Своим, а те – народу. И все насытились: пять тысяч мужей, не считая жен и детей (ср. Мф 14:13-21).

Вот, представляете: быть может, было около десяти тысяч человек – и все насытились пятью хлебами! – Господь совершил чудо, укрепившее тысячи тех людей, которые полюбили Христа и оставили дома свои, чтобы с верой последовать за Ним, напитаться словом Его... И Он причислил их к Своим: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира, – говорит Спаситель Богу Отцу, – они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое... да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино – да уверует мир» (Ин 17:6, 21).

Человек, обретая живую веру в Бога, становится причастным Ему – тем самым он вверяет Ему свою жизнь, он просит Его благословения во всяком, даже самом малом, деле... Апостол Павел учит: «...едите ли, пьете ли, или иное что делаете – все делайте в славу Божию» (1 Кор 10:31), – и тем, кто просит, Господь подает благодать – а в ней и чудо, и крепость, и благословение, и признание... Начиная какое-либо дело, мы обязательно призываем имя Божие – выходим ли из дома, садимся ли в транспорт, чтобы отправиться в поездку, говорим: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа – Господи, благослови!» Когда приступаем к трапезе, мы читаем молитвы и просим благословение Божие на вкушение яств – и тогда по благодати Божией даже самая простая пища становится для нас вкусной, полезной и питательной. Многие паломники, посещая монастырь, удивляются: «Какая же у вас каша вкусная! А хлеб!» – так самая безыскусная еда становится для людей сладкой, желанной и даже целебной.

Святое Евангелие свидетельствует нам и о многих других чудесах, которые сотворил Спаситель, когда ходил по земле. Но кто-то усомнится и скажет: «Так это когда было-то? И было ли? И вообще, сейчас уже все по-другому...» И действительно, жизнь нынче другая, но «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). Да если быть внимательным, то сколько в нашей жизни примеров содействия благодатной силы Божией! Но вот правильно осмыслить присутствие Бога могут лишь верующие и уповающие на Него. Нет сомнений – человек, смиренно молящийся Спасителю Христу, всегда получит благодатную силу, делающую его победителем во всяком искушении.

Был такой случай во время войны. Осень. Дождь. Лошади тянут тяжелейшее орудие. Но дорогу размыло, и, попав в огромную лужу, колеса орудия увязли в грязи так, что дальше никто не мог его сдвинуть с места. От натуги лошади рвали упряжку, солдаты кричали, били лошадей, сами тянули, толкали, но ничего не получалось – все изнемогли. Подошел какой-то старичок и спокойно так сказал: «Отдохните, родимые. И дайте отдохнуть лошадкам». Он обошел вокруг, погладил обессилевших животных и тихо промолвил: «Ну, теперь с Божьей помощью выходите», – и лошади спокойно вытянули орудие.

Вот и другой случай: в Задонском монастыре совсем недавно многие люди видели, как человек, практически не чувствующий ног, на костылях поднимается к мощам святителя Тихона... А отходя от мощей, он вдруг осознает, что костыли ему уже не нужны! Как он радовался и со слезами благодарил Бога! Молитвами Святителя Господь подал ему исцеление. Значит, если не всуе, но с верой мы произносим имя Божие, – если мы просим, – то Господь обязательно услышит, укрепит и поможет во всяких обстоятельствах. Конечно, те, кто далек от церковной жизни, с разочарованием скажут: «Ну мы тоже христиане – и крест носим... Но только ничего такого с нами почему-то не происходит... Хотя мы тоже во Христа крестились...» Апостол Павел же предупреждает: «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9), – а дух Христов – это дух любви, который стяжается исполнением Его заповедей, с желанием отдать всего себя в руки Божии, стремлением приблизиться к Нему своей жизнью: мыслями, чувствами, делами...

Но есть и такие люди, которые будто во что-то веруют, но не знают, во что. А если расспросить их о том, какое место в их жизни занимает Бог и веруют ли они в Него, то кто-то из так называемых «христиан» даже будет отрицать Его бытие, а большинство ответит примерно так: «Я допускаю, что Бог есть, ну или какие-то Высшие Силы...», – и при этом мало кто подтвердит свою личную связь и ответственность перед теми Высшими Силами, Которые они все же как- то признают... Так как, чем и Кто при таком отношении сможет помочь их неверующим сердцам? Как подступиться к человеку, который снисходительно признает, что где-то там, отвлеченно от его жизни, существует некое Божественное начало?

Лишив себя богообщения, беспомощные, духовно полуживые люди не знают поста, молитв, дороги к храму, они не вспоминают о заповедях Христовых, им не знакомы святые Таинства... Но при этом им свойственно чувство недовольства, они легко обвиняют Бога, если в их жизни что-то начинает происходить не так, как им хотелось бы. Они не могут искренне радоваться и даже в глубине души обижаются, потому что чувствуют, что Господь не подает им Свое благословение... Но если Он не подает, значит, они и не просят! «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь... и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф 21:21-22). Значит, не взыскали Его, не уверовали, не почувствовали необходимость следовать за Ним! Просили ли они когда- нибудь: «Господи, дай мне крепость духовных и телесных сил, чтобы очиститься от греха и соблюсти Твои заповеди»? – Нет, не просили. Им некогда об этом просить! Им нужно приобретать материальные богатства, стремиться к комфортной жизни – все это для них первостепенно. Хотя некоторые считают, что причастны к Богу, если носят нательный крест. Но, как правило, надевают они его не потому, что веруют во Христа, а как амулет, который сам по себе должен принести им удачу или защитить от зла... Очень многие вспоминают о помощи Свыше и переступают порог храма, чтобы поставить свечку, лишь ради выгоды: когда открывают бизнес, или покупают, или перепродают, или осуществляют иные какие-либо сделки... Цель такой их молитвы – успех, материальная прибыль, исполнение эгоистичных желаний! Многие просят и не получают. Но почему не получают? Нам дает ответ апостол Иаков: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4:3).

Задумались ли они прийти в храм, чтобы испросить благословения и крепости, чтобы смиренно принять или исполнить волю Божию? Пришли ли они, чтобы поблагодарить Господа за те блага, которые и подаются, и пока не отнимаются от них: свободу, разум, силы, насущный хлеб? – Нет. Потому что жизнь их посвящена угоде страстей и плотских желаний, как говорит о таковых Писание: «...как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим 1:21). А значит, «... их бог – чрево... они мыслят о земном» (Флп 4:19), – и нам надо наконец-то понять: «...кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак 4:4). Потому что именно в этом – главная причина разделения. Да и как можно характеризовать такое отношение к Богу, если человек считает Его или абстракцией, или всего лишь гипотезой, или «банком» исполнения желаний, но никак не живой реальной Личностью, Которая прежде всего каждой душе желает спасения? Господь же, не оставляя надежды, говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих... Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее... Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф 18:10-11, 14).

Что это значит? А это значит, что Господь, несмотря на мои беззакония и нелюбовь, хочет моей душе спасения, а я не почитаю Его как своего Бога... Так кто же виноват, что во взаимоотношениях с Богом человечество разделилось на «своих» и «чужих»? Чтобы найти правильный ответ, пусть каждый озадачится вопросом: «Из чего выстраивается стена между мной и Богом?..»

Когда к Антонию Великому пришел один брат, который не имел ревности ко спасению и попросил помолиться о нем, великий старец ответил: «Ни я, ни Бог не поможет тебе, если ты сам не начнешь заботиться о себе и молиться Богу». И это действительно так! Господь ждет нашего свободного произволения. А тех, кто сам избирает Христа, Он с радостью и Отеческой любовью принимает в число «Своих»: «... узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим...» (Ин 14:15, 5 20-21). Значит, только тогда человек становится чадом Божиим, когда исполняет волю Его, а она – в заповедях Христовых. И если устремиться неотступно так жить, то по благодати Его все обновится в нас: «...вы уже [будете] не чужие, – говорит апостол, – но сограждане святым и свои Богу» (Еф 2:19).

А если я не хочу спасаться, мне не поможет ни духовный наставник, ни Церковь, ни Бог – потому что этот выбор я должен сделать сам. Господь даровал мне свободную волю, и я распоряжаюсь ей так, как считаю нужным – а без моего желания меня никто не исправит и не спасет! И пусть хоть весь мир будет радеть о спасении моей души, но если я сам не взыщу Бога, мне никто не сможет помочь.

Так, значит, причина во мне – в глубине моего сердца?! Господи! Ты же зовешь нас стать в числе сынов Своих, Ты повелеваешь солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылаешь дождь на праведных и неправедных (ср. Мф 5:45). И если «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12:3) – так помоги и мне, Отче, смирить пред Тобой мое гордое сердце, чтобы жить Тобой, чтобы стать Твоим, чтобы впредь во всем я искал Тебя... И ниспошли мне дар веры, чтобы, воззрев на небо, я бы с надеждой воскликнул: «ГОСПОДЬ МОЙ и БОГ МОЙ! (Ин 20:28). Я слишком долго шел к Тебе... Теперь я навсегда с Тобой. ТВОЙ есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках... (Пс 118:94)». Аминь.