Научиться доверять Богу. Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Никона
Опубликовано 09.04.2017 21:40
«Подражая в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, вечного Царства и блаженства за мои грехи» (см. Быт 3:6-7), – поется в Великом каноне преподобного отца нашего Андрея Критского.
Падение и преступление Адама в райских обителях свершилось единожды – он пошел против Бога, презрев Его заповедь. Но последствия стали плачевными для всего человеческого рода. Ведь действительно часто бывает так, что, обвиняя Адама, мы не осознаем, что делами своей жизни мы не единожды, а ежедневно согрешая, так же безрассудно идем против Бога.
Как-то один богатый человек услышал разговор своих слуг – супружеской пары, которые сетовали на то, что из-за грехопадения прародителей они вынуждены в поте лица зарабатывать себе на хлеб: «Ева согрешила, а все люди теперь страдают. Ее муж согрешил, и все стали порабощены грехом. Какая наглость! Ведь Господь им все дал! Чего им не хватало?!»
Тогда хозяин решил предложить им эксперимент, на который супруги с радостью согласились: он поселил их в роскошных покоях, приказал одеть их в хорошие одежды, готовить им вкусные яства. Условием было не трогать один сосуд, который стоял на столе. Супруги возрадовались: им не надо было больше трудиться – им все было дано сполна! Но со временем им перестал давать покой тот самый запретный сосуд...
И если поначалу за обедом они даже не обращали на него внимания, то теперь с каждым днем их любопытство разгоралось все больше: что же там лежит? И однажды любопытство жены взяло верх:
- Давай, посмотрим, что там?
- А давай, мы же ничего страшного не делаем?
Когда они открыли крышку сосуда, а оттуда выбежали два мышонка, жена в испуге закричала, крышка упала и разбилась.
Услышав грохот, пришел хозяин:
- Я же просил вас лишь об одном - не открывать этот сосуд.
Эти люди лишились всех предложенных им благ. И причиной тому стал вовсе не сосуд, а то неуважение и презрение, которое, пресытившись роскошью, бывшие бедняки проявили к своему благодетелю.
Почему так произошло? Святые отцы говорят, что если, забывая Бога, мы ищем комфорта, то по мере приобретаемого покоя, мы даем в себе место страстям.
По этому примеру, мы можем понять, что случилось с Адамом и Евой. Разглядывая плод, они забыли о Хозяине сада, забыли о Подателе благ и сосредоточились на Его благах, бесстыдно нарушив Его заповедь.
Так бывает и в нашей жизни. Когда ради исполнения своей сластолюбивой воли мы пренебрегаем заповедями Христовыми. Дорогие, мы должны научиться доверять Богу. Если нам Господь что-то запрещает, то только потому, что это принесет нам вред и страданье.
Видя, что Адам и Ева склонили свою волю ко злу и не принесли покаяния, Господь был вынужден закрыть для них двери рая, чтобы в земной жизни они определились с выбором - к чему устремится их сердце - ко злу или к своему Богу. Как говорит пророк Давид: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс 33:15). А благо человеку принесет лишь исполнение заповедей своего Творца.
Один из таких примеров мы видим в ветхозаветном повествовании о страшной гибели Корея, Дафана и Авирона. Корей, левит, а также Дафан и Авирон из колена Рувимова, возглавили в пустыне мятеж против Моисея, забыв, что Сам Господь поставил его над ними. В ропоте на Моисея, они дошли до ропота на Бога. Они знали, что Господь освободил их от египетского рабства, что Моисей ведет их в землю Обетованную. Но как только они встретились с трудностями, когда у них закончилась пища, они начали роптать, что в плену было лучше. Там они вдоволь ели мяса с приправами.
Их еще можно было бы как-то понять, если бы они не видели, как много заботы явил о них Господь, как быстро Он избавлял их от трудностей и опасностей пути. Господь сотворил над ними столько чудес, а они сделали свой неблагодарный выбор, отвергнув Его Промысел и заботу об их спасении.
Господь повелел Моисею отойти от этих людей. По слову Творца разверзлась земля и поглотила с шумом Корея, Дафана и Авирона вместе с их животными, богатством... Поскольку, презрев Бога, свой земной выбор эти люди сделали сами (см. Чис 16:1-40).
Так и мы «свиное мясо, котлы и египетскую пищу» предпочли «пище небесной, как древний безрассудный народ в пустыне» (стихира Великого канона. Песнь 6 на Исх 16, 3).
Сегодня так много несчастных и озлобленных людей лишь потому, что они не хотят, чтобы Своим Промыслом к вечным райским обителям их вел Сам Господь, но хотят сами определять себе дорогу к счастью, а в итоге находят погибель.
Господь желает привести нас в Царство Небесное, как через Моисея вел народ еврейский в Обетованную землю. И нас Он любит, поэтому долготерпит грехи наши, помогает нам исправлять свою жизнь, познавая, что есть добро, а что зло, и склоняя свою волю и свободу к добру.
Адам приносил слезы покаяния всю свою долгую жизнь. 930 лет он не мог простить себя и пытался исправить ту страшную ошибку, восстанавливая некогда утраченное подобающее отношение к любящему его Творцу и Богу, чтобы вернуться к Нему в Царство Небесное. И был возвращен.
Господь очень жалеет нас и хочет помиловать. Постараемся же всеми силами, очищая душу покаянием, ответить на Его любовь, взывая к Нему непрестанно всей душой, всем помышлением, прибегать к Нему с молитвой о прощении, которую мы в эти дни слышим за чтением Великого канона: «Помилуй мя Боже, помилуй мя».