История одного храма

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. приходской храм в честь Успения Божией Матери в городе Липецке был преобразован в Свято-Успенский мужской монастырь. По сути же начался процесс возрождения древней монашеской обители – Паройской пустыни, существовавшей на этом месте ещё до того, как царь Пётр Великий положил начало современному городу, и упразднённой в царствование императрицы Екатерины Великой в 1764 г.
Архангельский храм села Ссёлки, входящего ныне в черту города Липецка, виден издалека. Краснокирпичная церковь с высокой колокольней занимает доминирующее положение на левом берегу реки Воронеж при подъезде к городу с севера и востока. Первый деревянный храм села был построен из дубового леса в 1692 г.
Космодамианский храм села Жёлтые Пески, которое сегодня находится в городской черте, имеет драматичную, но интересную судьбу. Дважды горевший, он вновь возрождался "из пепла" благодаря силе веры своих прихожан.
Христорождественский храм на улице 9 Января был закрыт при советской власти всего лишь несколько лет и первым в Липецке начал действовать в годы Великой Отечественной войны. Правда, городским храм Рождества Христова стал уже в 30-е гг. XX в., а до революции являлся приходской церковью села Студёнки.
Кладбищенская церковь во имя св. Евдокии на площади Героев принадлежит к числу тех немногих липецких храмов, которым относительно повезло: в советское время он не был разрушен и после возвращения его Русской Православной Церкви при помощи благотворителей достаточно быстро вернул себе первоначальный вид, вновь став архитектурным украшением центра города.
По преданию, на этом месте в 1701 г. чудесным образом явилась икона Божией Матери. Возможно, явление чудотворного образа могло произойти и значительно раньше, так как в монастыре до этого времени уже существовал отдельный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Многим липчанам старшего поколения запомнилась как настоящий праздник служба в кладбищенской церкви Воронежского архиепископа Иосифа. Тогда, 29 мая 1957 г., во время архиерейского служения в Преображенском храме присутствовало 700–800 человек. Вообще же в эти годы великие и двунадесятые праздники собирали под своды храма огромное количество верующих. По сведениям уполномоченного за 1956 г., на Рождество пришло в храм 2 тысячи, на Крещение 1,5–2 тысячи, а на Пасху – 2–2,5 тысячи верующих.
Каменная без колокольни Никольская церковь, построенная при тюремном замке, являлась до революции самой молодой по возрасту из городских церквей Липецка. Прошение о строительстве храма было подано в 1884 г. жителями Липецка Е.И. Хренниковой, М.А. Клюевым и Ф.И. Болховитиновым.
История липецких храмов, утраченных в годы советской власти. По книге А. Ю. Клокова, А. А. Найдёнова "Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк", 2007 г.
С 1880 года церковь села Сенцово радовала своей красотою издалека: высотою - 30 метров, двухпрестольная, пятиглавая. На богослужения в храм собирались не только жители Сенцова, но и близлежащих деревень.

Страницы