«Он часто видел Божественный свет»


Иеромонах Гавриил (Мельников)

26 августа 340 лет назад святитель Тихон Задонский, известный многим поколениям как выдающийся богослов и просветитель XVIII века, духовный писатель, архиерей, молитвенник, называемый Церковью «российским Златоустом», закончил свой земной путь. На этой значимой дате – и для братии Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря Липецкой епархии, и для огромного числа верующих людей, почитающих подвижника – был сделан акцент в недавнем интервью с благочинным обители архимандритом Трифоном (Голубых), размещенном на портале «Монастырский вестник». («Неразрывная связь между миром земным и небесным»). В продолжение разговора предлагаем вниманию читателя нашу беседу с иеромонахом Гавриилом (Мельниковым) – насельником монастыря в Задонске, одним из его духовников, доктором богословия.

Плоды неустанной борьбы
с безотчетной тоской и унынием

Отец Гавриил, можете вспомнить, когда Вы лично осознали, что святитель Тихон Задонский, как написано в «Очерках по истории Русской святости», – один из редких избранников, которому уже здесь, на земле, было дано вкусить радость навеки обретенного рая, радость воскресения после страданий и крестоношения?

Конечно же, все святые для нас дороги. Мы всех их любим, и не нам судить, а Господу, какая звезда ярче светит, а какая звезда не такая яркая. Но когда я начал ездить в Задонский монастырь к святителю Тихону и получил исцеление от его мощей, в те свои поездки я каждый раз сердцем чувствовал его огромную любовь и милосердие. Это – с одной стороны. С другой стороны, впоследствии изучая его творения и житие, я поражался тому, какие удивительные видения у него были. И это привело меня к мысли, что он действительно редкий избранник Божий, и даже среди святых он выделяется. Затем из аскетического богословия я узнал, что у нас, оказывается, есть три степени духовной жизни. Первая степень – очищение сердца, вторая – просвещение и третья – единение с Богом. На первом этапе, который святые отцы еще называют этапом делания, мы боремся со страстями. Второй этап можно назвать начальной святостью. Страсти затихли, и человек восходит на уровень просвещения. Ему открывается смысл исторических событий, он читает душу другого человека, как книгу – в каком-то смысле ему открывается тайна Промысла Божия – кому-то больше, кому-то меньше... И третий уровень, третий этап – единение с Богом, когда подвижник настолько соединен с Богом, что иногда забывает о себе, о времени и пространстве и просто созерцает открывшееся ему Небо, сияющий Божественный свет... Иногда этот свет исходил из очей святителя Тихона, озарял его лицо, то есть это был уровень невероятно тесного соединения с Богом. И Задонский чудотворец, насколько я понимаю, достиг не просто святости, а высших ступеней святости.
Он часто видел Божественный свет. Первый раз – в Великом Новгороде, где – тогда еще мирянин Тимофей Соколовский – преподавал риторику и философию в семинарии. Тимофей был у друга, вышел на крылечко, стоял там, размышлял – вдруг разверзлись небеса, и молодой человек увидел «...такой свет, что бренным языком сказать и умом объять нельзя». Впоследствии, по свидетельствам его келейников, это многократно повторялось в Воронеже, где святитель Тихон более четырех лет возглавлял епископскую кафедру. Получается, Фаворский свет он видел в центре города, в суете епархиального служения. Но есть предположение, что это происходило в другом месте. Воронеж в ту пору был сравнительно маленьким городком, и версты за три от него располагался архиерейский дом на берегу реки Воронеж. Рядом стоял могучий лес: дубы, ольха, ясень. (Теперь это городской район начала эстакады Северного моста г. Воронежа). Архипастырь нередко уединялся в том загородном архиерейском доме (из-за болезни и склонности к уединению). А в Задонске ушедший на покой епископ однажды, во время написания книги «Об истинном христианстве», сподобился другого чудесного видения. Глядя на висевшую перед ним картину распятия и духовными очами созерцая крестные муки Спасителя, святой вдруг увидел, что Христос, израненный и окровавленный, сходит с Голгофы и идет к нему. Дважды подвижник видел Божию Матерь. Он к этому пришел через великие болезни.

Хотя о крайне болезненном состоянии святителя Тихона на протяжении многих лет его жизни написано немало, но позвольте, отче, задать такой вопрос: как Вам, насельнику монастыря, где покоятся цельбоносные мощи Задонского чудотворца, и как Вам, доктору богословия, защитившему диссертацию по книге «Об истинном христианстве», всё это видится? В одной публикации я встретила такое определение подвижника: «Победитель тоски». Насколько оно верное?

Начнем с того, что его нервную болезнь называли ипохондрией. У епископа Тихона дрожали руки, ноги, его мучила бессонница, возникали приливы крови к голове. Временами он терял сознание и боялся упасть в обморок во время совершения Литургии. Дьявол постоянно добавлял к его тяжелой болезни свое действие – насылал приступы уныния, безотчетной тоски, отчаяния. Еще святитель страдал от обостренного чувства собственной греховности, однако ничто не могло отлучить его от Бога! И огромные духовные дары, полученные им от Господа, думается, были для него утешением Божиим в не прекращающейся до конца жизни жесточайшей борьбе. Он, один из самых читаемых духовных писателей России, писал о борьбе с грехом: «В больнице бывает, что не все исцеляются: есть болезни неисцелимые, и человек не всё может, что хочет, но в Святой Церкви не так. Нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной хотел этого и усердно просил у Христа».

В одной из глав своего сочинения «Сокровище духовное, от мира собираемое» святитель Тихон рассуждает о том, что духовная жизнь – это постоянная война, постоянная перемена падений и восстаний, Голгофы и воскресения. Когда читаешь творения других подвижников – преподобного Макария Великого (из современных – монаха-афонита преподобного Иосифа Исихаста), действительно кажется, что наш святитель полностью совпадает с другими восточными отцами. Он постоянно в своей жизни чувствовал чередование света и мрака. Периодически благодать как бы оставляла его, как бы скрывалась, чтобы святитель, подобно любому другому подвижнику, глубоко ощущал смирение и осознавал: он ничто без благодати. Вот тогда у него появлялось чувство богооставленности, глубокое уныние охватывало его душу. А после того, как это преодолевалось – молитвой, терпением, иногда беседой с добрыми друзьями, тогда наступал рай в душе, и святитель готов был обнять весь мир. Обнять и всех расцеловать – настолько его переполняли радость и любовь. Он уже в земной жизни вкусил сладость райского состояния, но это было, еще раз подчеркну, результатом тяжелой борьбы.

О капельках благодати

Батюшка, а братия читают труды святителя Тихона Задонского? Ведь они написаны языком с несколько устаревшими особенностями изложения. 

Язык, действительно, немножечко старый – это язык переходной эпохи XVIII века. И всё же многие братия читают и любят святителя. Правда, не взахлеб, не запоем читают, а по чуть-чуть. Но главное – систематически. Расскажу о своих беседах на эту тему с некоторыми нашими насельниками. Например, один брат сказал мне, что читает что-то из трудов святителя по кусочку в день, как Псалтирь. То есть эти творения таким образом воздействуют на душу, что их можно читать, как Псалтирь, как Апостол, и через этот текст получать капельки благодати. Другой брат воспринимает их как духовную азбуку. Братия у нас прежде всего читают святителя Игнатия (Брянчанинова), да и я когда еще был в миру и мечтал о монашестве, тоже с этого начинал, вдохновлялся трудами наставника современного монашества. Конечно же, я вдохновлялся и житиями Оптинских старцев, преподобного Амвросия Оптинского, но особенно – творениями святителя Игнатия. Для нашей братии три его творения стали базовыми книгами: «Аскетические опыты», «Приношение современному монашеству», «Отечник» (и в меньшей степени – «Аскетическая проповедь»). Так вот, тот другой брат говорит мне: «Ты знаешь, батюшка, я вижу, что святитель Игнатий дает нам какую-то более глубокую базу, а святитель Тихон – азы. Но эти азы настолько крепкие и важные для обычного человека, только начинающего жить духовной жизнью!» Я с ним согласился, и признаюсь, меня очень порадовало, что простой монах так глубоко понял святителя Тихона. 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает нам удивительный идеал трезвения, но у святителя Тихона яснее, ярче и проще говорится о самом главном. А главное – это чтобы твоя вера не была формальной, чтобы она выражалась в добрых делах. Чтобы она была живой и сердечной, твоя вера! Для этого ты должен стать настоящим христианином, то есть не ставить самоцелью соблюдение церковных обрядов, совершение каких-то аскетических подвигов ради них самих, а быть простым верующим человеком, который согревает сердце любовью и делает добро. Тогда ты истинный христианин. И святитель Тихон говорит об этом на каждой странице. Некоторые читают его, чтобы вновь и вновь вернуться к первоосновам и осознать: Господи, какие мы аскеты, какие мы монахи, если мы еще истинными христианами не стали? Не можем творить элементарное добро, элементарно простить другого человека, наконец, помолиться от всего сердца... Святитель Тихон постоянно опускает нас на землю и показывает, кто мы есть на самом деле. Пусть не все из братии это понимают, но кто понимает, периодически читают его труды и многое переосмысливают. А польза от этого великая!

Братия идут по ученой стезе

Формирование ученого монашества, как особого разряда иночества, началось в России в XVII–XVIII веках. И в последующие столетия продолжалось. Батюшка, Вы себя относите к этому особому разряду?

Первая мысль, которая у тебя возникает: если получил докторскую степень, ты вправе отнести себя к ученому монашеству. Но поскольку я практически везде учился заочно, то не ощущаю, что мои знания такие обширные. Да, у меня есть узкая тема, это моя тема, которую я люблю и знаю – мой любимый святитель Тихон Задонский, но каким-то большим ученым я себя не ощущаю. Говорю это не по смирению, а потому, что так оно на самом деле. Среди нашей монастырской братии есть те, кого можно отнести к ученому монашеству в смысле научных исследований. Например, монаха Алипия (Казанцева), изучающего творения Георгия Затворника Задонского, его рукописные материалы, какие-то неизданные вещи подвижника, к которому в Задонский монастырь приезжали за советом многие известные люди того времени. Также отец Алипий изучает Задонских старцев, о которых мы не всё знаем. Сейчас мы с ним пишем научную биографию святителя Тихона Задонского. Есть у нас иеромонах Савва (Силантьев), окончивший Тамбовскую духовную семинарию и защитивший бакалаврскую работу по стилистике святителя Тихона. Думаем и его подключить к написанию наших дальнейших работ. Еще одно имя назову. Он не монах, он трудник – Игорь Вертий. Этот человек (очень грамотный, усидчивый, дотошный, любящий святителя Тихона, его слово) серьезно изучает разные редакции творений святителя, разные издания. И мы надеемся выпустить небольшим тиражом его работу, где будет напечатан воссозданный прямо по рукописям текст «Келейных писем» и одновременно там будут указаны все разночтения с вышедшими изданиями, что наверняка заинтересует филологов. 

Вообще-то мы даже детские книги издаем.

Детские книги? Расскажите, пожалуйста.

Недавно вышла первая часть – «Дети о Задонском монастыре». Эту книгу написал отец Алипий (Казанцев) и проиллюстрировал ее рисунками детей Задонской школы искусств. Задонские ребята с детства ходят к мощам святителя Тихона, а рисовать они любят, поэтому было из чего выбирать! В настоящее время отец Алипий готовит вторую часть: она будет посвящена Задонским старцам, и главное место среди них займет святитель Тихон. Это будут уже адаптированные для детей жития: святителя Тихона, Георгия Затворника Задонского, схимонаха Митрофана (Голощапова), друга святителя, и других наших старцев.

Недавно мы создали сайт. Я бы назвал его главным в мире сайтом, посвященным святителю Тихону Задонскому. Только начали его заполнять и планируем выложить уникальные материалы, в том числе рукописи святителя, его автографы и указы Синода, связанные с ним, и исследования, ему посвященные. Словом, всё, что есть в мире по Тихону Задонскому, будет выложено на этом сайте. Для всех информация будет открытой. А на базе Липецкого педагогического университета у нас создана научная лаборатория, посвященная святителю Тихону Задонскому. В наши планы входит написание магистерских диссертаций, кандидатских диссертаций, связанных так или иначе с творчеством святителя. Но это работа долгая – как говорится, на перспективу. В общем если подытожить: мы ученые монахи не в том смысле, что много знаем (я не уверен, что так много знаем), но мы изучаем наследие наших святых отцов, и у нас есть некоторые наработки, которые еще никому не ведомы. Они будут опубликованы, и это, надеюсь, станет определенным вкладом в изучение темы «Святитель Тихон и Задонские Старцы». 

Хочется делиться со всеми

Когда знания становятся духовным богатством, и оно множится и множится, наверное, хочется делиться им с другими?

Мы и стараемся делиться своими знаниями, своими наработками как с монашествующими, так и с мирянами. На курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих, куда собираются насельники из всех монастырей Липецкой митрополии, я вижу, с каким интересом все они слушают то, о чем им рассказывается. Братии и сестрам интересны, допустим, способы молитвы святителя Тихона Задонского, который больше молился своими словами. Скорее всего, он не был знаком с учением о молитве по «Добротолюбию», с учениями в этой области преподобных Григория Синаита и Паисия Величковского. У него был другой способ молитвы, не менее удивительный – Пахомиевский способ. Это молитва-размышление, молитва своими словами, которая очень высоко его возносила. И я говорю слушателям, что святителя Тихона можно представить монахом монастыря в Верхнем Египте – если «переселить» его из XVIII века в IV век, в Южную Фиваиду, то он окажется там, что называется, в своей тарелке, настолько похож он на монаха из общины преподобного Пахомия Великого! Наш святитель тоже знал наизусть очень много текстов из Священного Писания, Священное Писание было для него как воздух. Он в этом жил, он постоянно размышлял, молился и воспарял к небу. Когда ты это излагаешь, у многих глаза горят. Слышишь: «Надо же, какой святитель! Как здорово!» Монашествующих вдохновляет рассказ о нем, а нас на дальнейшие труды вдохновляет их живой отклик.

Что касается мирян и их просвещения, тут, вероятно, следует вспомнить о Международном форуме «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения»? 

Да, уже более двадцати лет мы проводим такой форум на базе Липецкого педагогического университета. Традиционно в нем принимают участие представители разных городов России, а также приезжали ученые из Польши, Болгарии, Франции, Японии, Сербии, Украины, Узбекистана. Например, ученый из Японии написал диссертацию по Федору Михайловичу Достоевскому, где он исследует, как великий писатель читал святителя Тихона Задонского, как он его понимал и какое влияние на гения русской литературы оказал подвижник. На эти конференции приходят все желающие, много мирян бывает. И для ее организаторов и участников высшей оценкой становится признание людей, что наши научные разработки согревают им сердце. Ценно и то, что на базе Чтений издаются сборники, публикуются статьи, и всё это востребовано.

Беседовали Нина Ставицкая и Владимир Ходаков
Фото: Владимир Ходаков. Также представлены снимки
Задонским Рождество-Богородицким мужским монастырем Липецкой епархии

https://monasterium.ru/publikatsii/intervyu/on-chasto-videl-bozhestvennyy-svet/