«Очень хотелось возродить храм…»

На левом берегу реки Воронеж расположено живописное село Желтые Пески, сердцем которого является храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Деревянный храм постройки XIX века имел сложную судьбу – он горел и заново выстраивался, в 1922 году из него изъяли всю церковную утварь, как было сказано советской властью, – в пользу нуждающихся. Несмотря на все эти трудности, Богослужения не прекращались, и тогда те, кто не мог переносить восхваления Бога, сожгли церковь.

–  В 1928 году, в день престольного праздника (а тогда главный престол был освящен в честь Пресвятой Троицы) под покровом ночи тремя молодыми людьми храм был подожжен, – рассказывает настоятель Космо-Дамиановского храма протоиерей Дионисий Щербаков. – Вместе с церковными строениями тогда, к сожалению, сгорело двенадцать близлежащих домов, и, конечно, во всем власти обвинили батюшку-настоятеля со чтецом. Их судили, но по прошествии времени один из оставшихся в живых поджигателей (два других умерли страшной смертью), понимая, что кара Божия идет за ним, пришел, исповедался, покаялся всем людям в том, что это он сжег храм.

История о сгоревшей церкви передавались жителям Желтых Песков из поколения в поколение.  

–  Бабушка моя жила всю жизнь в этой деревне, девчонкой ходила в этот храм, а училась в воскресной школе, – сообщила староста храма Раиса Пастухова. – В 1928 году, когда сгорела церковь, это было бедствие, горькое для всех, но службы не прекращались никогда, верующие ходили служить по домам. Рядом с церковью жили бабушки, в их домах и совершались богослужения. Даже крестными ходами ходили: «Иордань» делали на Крещение в реке, воду забирали. Люди очень ждали восстановления храма, поэтому все откликнулись помогать в строительстве. Жалко, что моя бабушка не дождалась этого, как же она ждала этого момента!

Раиса Пастухова рассказала, что после закрытия храма в селе оставались верующие, хорошо знавшие молитвы.

–  Здесь жил дед-монах (так его звали, хотя он не был монахом) – показала на низенький серый домик староста храма, – мы сюда ходили с бабушкой, у него собирались молиться.

Несмотря на то, что бабушка Раисы Пастуховой не дожила до строительства нового храма, в его стенах прошла некоторая часть ее жизни, ведь церковь построили на месте воскресной школы. Приход сегодняшнего Космо-Дамиановского храма сложился задолго до того, как в 1996 году началось его восстановление. Через поколения жителям села передавалась жажда молиться сообща, всем миром, чтобы Господь услышал их.

Как часто происходит на русской земле, за дело строительство церкви взялись женщины. Сегодняшние прихожане храма с благодарностью вспоминают матушку Аллу Косых.

–  Наша матушка Алла взялась за это дело, всех нас собирала, с начала до конца, – рассказала прихожанка храма Мария Стюфляева. – Мы даже не ожидали, что такой храм будет, думали: «Нам хоть какой-нибудь домик построить», – а потом Господь ее откуда-то прислал.

Ломать сперва начали, пока разломали, очистили, кирпичи завезли, потом уж когда сложили, у нас еще больше настроение поднялось. Как крест привезли, купол поставили, тут какая была радость невозможная, даже не могу рассказывать без слез, как было хорошо! Очень хотелось нам строить храм. Все люди ходили кирпич по домам собирали: у кого на огороде кирпичики лежали, у кого – где. С миру по нитке – у кого что есть, все несли сюда, лишь бы только построить храм.

Это строительство было народным. Всем миром собирали деньги и материал, по ночам сторожили, чтобы никто не помешал строительству, все вместе решали, как церковь будет выглядеть. Внешний вид выбирали, как в сказке, из трех вариантов – большой собор, средний храм и маленькую церквушку. Выбрали средний.

–  На месте сожженного храма не было возможности постройки, – рассказывает настоятель храма отец Дионисий. – В единственной школе в селе, сделали, как было принято, музыкальное заведение, где танцевала, веселилась молодежь – нынешние многие бабушки. Поэтому сейчас многие и не могут приходить в наш храм, хотя я и борюсь с этим. Они говорят: «Батюшка, я не могу, я здесь танцевала, мы песни пели, пили». И это заведение пришло в запустение, к началу строительства стены оставались без окон, без дверей, полуразрушенные, но, во всяком случае, был фундамент. На основе фундамента стал строиться храм.

В 2004 году, когда владыка Никон (в те годы епископ Липецкий и Елецкий) назначил меня настоятелем, этот храм был маленьким, не было звонницы, ни столбов. Зато была одна большая проблема. Дело в том, что хозяйничали в то время бабушки, а бабушек очень легко обмануть, и строители немножко испортили купол. Купол падал, он в обратную сторону выворачивался, и была опасность, что он упадет на головы прихожан. Тогда его крепили столбами. А в 2007 году появились люди, желавшие, чтобы у церкви появился «голос» - построили колокольню и вылили в Воронеже малую звонницу. Как такового алтаря здесь не было, в храме пол проваливался. Все построено на народные сбережения, ведь люди хотят прославлять здесь Спасителя, ждут исцеления и помощи от Него.

В 1997 году владыка Никон освятил престол храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских, так как и прежде один из приделов сожженного храма был освящен в честь этих святых. В построенный храм верующие стали возвращать спасенные в 1928 году из пожара иконы, бережно хранимые жителями села несколько десятилетий. Сейчас Богослужения в храме совершаются регулярно, расширился алтарь, появилась звонница, и приход обрел свои святыни. Особенно почитается прихожанами икона святого праведного Симеона Верхотурского.

–  Эта икона чудом попала к нам в 2009 году, – поведал отец Дионисий. – Покойный настоятель храма села Сенцово отец Сергий пожертвовал ее нам на храм. Праведный Симеон является покровителем больных, и многие к нему обращаются. Икона эта с частичкой мощей. Мне многие женщины, бабушки говорят: «У нас сильно болели глаза, мы сильно молились, прикладывались, и болезнь отступила».  

На одной из стен храма есть интересная фреска с изображением трех пар святых, носивших имена Косма и Дамиан – Аравийских, Римских и Асийских (в центре) с двумя сценами из жития Асийских братьев, в честь которых освящена церковь. Есть в храме также икона, являющаяся уменьшенной копией фрески. В нее вложена частичка святых и чудотворных мощей мучеников и бессребренников Космы и Дамиан Римских, привезенная из Италии.

Настоятель храма уделяет большое внимание не только Богослужениям, он также старается восполнять потребность сельчан в духовных знаниях.

–  К нам стали ходить не только наши деревенские жители, но из города стали приезжать, очень всем нравятся проповеди нашего батюшки, он стал доносить до людей все, что необходимо понимать верующим, – рассказала Раиса Пастухова. – То ходили в храм, просто прослушали – кто понял, кто не понял, а сейчас тянутся к этим знаниям. Батюшка говорит и с детьми, и с бабушками, и с молодежью, до всех с Божией помощью ему удается достучаться. Молодежь потянулась в храм.

Не забыто селянами и место прежнего храма. В 2001 году рядом с поклонным крестом в селе был установлен памятник жертвам сталинских репрессий, которые, конечно же, не обошли и Желтые Пески. Здесь похоронена семья расстрелянных за веру прихожан.

–  Захоронены там неизвестные люди, но когда мы копали фундамент под воскресную школу и под звонницу, мы нашли захоронения с пробитыми черепами, – рассказал отец Дионисий. – У нас есть предположения, что на жтом месте совершались какие-то злодеяния, даже расстреливали людей. Мы считаем это место нашей желтовской маленькой Голгофой, на этом месте поминаем усопших родных, пострадавших за веру Христову.

Таковы свидетельства о вере, которая не угасала в сердцах православных жителей села Желтые Пески даже в советские годы. Не угасала их любовь к Господу и желание славить Имя Его. Возможно поэтому сегодня здесь возобновилась и полноценная Богослужебная жизнь, жителям удалось возвести стены нового церковного здания и привести в него своих детей и внуков.

 

 

Анастасия Хованская