История храма святой Евдокии

Кладбищенская церковь во имя св. Евдокии на площади Героев принадлежит к числу тех немногих липецких храмов, которым относительно повезло: в советское время он не был разрушен и после возвращения его Русской Православной Церкви при помощи благотворителей достаточно быстро вернул себе первоначальный вид, вновь став архитектурным украшением центра города.

Храм был построен в 1817–1818 гг. "тщанием коллежского советника Ивана Фёдоровича Лобкова" во имя святой преподобномученицы Евдокии на погосте, возникшем в начале XIX в. как кладбище соборного Христо-рождественского храма.

Строитель храма И.Ф. Лобков посвятил храм памяти своей скоропостижно скончавшейся супруги – Авдотьи Алексеевны Лобковой, в святом крещении Евдокии. Подтверждением этому служила надпись, отчеканенная на медной с позолотой пластине размером 1х150х2000 мм, сохранявшейся до недавнего времени в храмовой части Евдокиевской церкви. Она гласила: "Здесь погребено тело супруги коллежского советника Лобкова, рабы Божией Евдокии, скончавшейся 1816 года сентября 7 дня". Владелица поместья в с. Гремячка Раненбургского уезда, Авдотья Лобкова лечилась на липецких водах "от разслабления нервов и глухоты" ещё в 1812 г. Однако мало кто сегодня знает, что А.А. Лобкова, в девичестве Бунина, которой посвящён этот липецкий храм, была двоюродной сестрой Марии Петровны Семёновой, урожденной Буниной – родной бабки нашего земляка, всемирно известного ученого Петра Петровича Семёнова Тян-Шанского.

Авдотья Алексеевна Бунина, единственная дочь рано умершего майора Алексея Васильевича Бунина, воспитывалась в семье Семёновых в усадьбе Урусово Раненбургского уезда и, по свидетельству того же Петра Петровича, была "замечательно умной и доброй девушкой, но горбатой с детства и слабой здоровьем". Когда Авдотья выросла, то дед и бабка Петра Петровича решили выдать её замуж, но "за человека, в нравственных качествах которого уверены". Решение принял дед – отставной майор Николай Петрович: "У нас есть такой сосед – добрый человек, с которым Дуня наверное будет счастлива". Этим соседом Семёновых и был Иван Фёдорович Лобков, молодой и небогатый помещик. Он познакомился с Авдотьей Буниной, они понравились друг другу, и около 1810 г. состоялась их свадьба, после которой чета Лобковых переселилась в усадьбу в селе Гремячке, в 5 верстах от Урусово. Иван Фёдорович Лобков, пользуясь богатым состоянием своей супруги, "любил задавать пиры на славу, устраивал пикники в находившемся в трёх верстах от усадьбы лесу жену свою он окружил любовью и заботой, но недолго она пользовалась своим счастьем". В 1816 г., на пути в свои тамбовские имения Кареан и Ольшанка Авдотья Алексеевна скончалась в Липецке и была погребена на новом кладбище при начале Лебедянской дороги, получившем впоследствии её имя. Молодой вдовец в память своей супруги и соорудил на липецком погосте прекрасный храм, посвятив его престол небесной покровительнице своей супруги – святой преподобно мученице Евдокии.

Прошение на имя Тамбовского Преосвященного о строительстве храма И.Ф. Лобков подал в том же 1816 г. А уже 6 октября Тамбовская консистория обратилась в Липецкую "градскую полицию" с запросом: "Нет ли препятствия к построению на отведённом к Липецкой соборной церкви кладбище, где усопших тела погребаются, каменной церкви?". На что последовал ответ, что таковых препятствий нет, место "к построению каменной церкви, повидимому, очень способное".

Евдокиевская церковь строилась в несколько этапов. В 1817–1818 гг. была сооружена храмовая часть. В июне 1819 г. подано прошение "Его Преосвященству от коллежского советника Лобкова о дозволении ему построить при соборном кладбище каменную колокольню, а по бокам оной богадельни и кругом обнести каменною же оградою". На прошение последовала резолюция Тамбовского архиерея: "Благочестивому храмоздателю г. Лобкову. Бог благословит всё прописанное устроить во славу Всесвятого Имени Его, и пользе бедных и немощных, собственному же спасению и благоденствию его", о чём Липецкое духовное правление дало предписание соборному протоиерею Андрею Калугину.

Ограда, по всей видимости, была построена не сразу, так как ещё в документах 1838 г. упоминаются работы по её строительству, на что было потрачено 20 тысяч кирпича, а сбор средств на это продолжался даже в 1850 г.

После длительного перерыва была построена трапезная церковь, а колокольня ещё долгое время оставалась отдельно стоящей. В 1876 г. впервые упоминаются два придела, устроенные в трапезной церкви Евдокиевского храма – во имя святой великомученицы Варвары и святого Алексия, человека Божия.

Так в течение почти всего XIX столетия складывался комплекс Евдокиевского храма. Сама церковь была построена в классическом стиле, в виде четырёхлепестковой ротонды. К главному объёму, увенчанному по сторонам света фронтонами и перекрытому сферическим куполом с главкой, примыкают полукружья апсид, перекрытых конхами и украшенных колоннами тосканского ордера. Северный и южный фасады повторяют восточный. К западному фасаду пристроена обширная трёхнефная трапезная, украшенная парными пилястрами и карнизами. Внутреннее пространство трёхнефной трапезной перекрыто крестовыми сводами по подпружным аркам. Интерьер храмовой части имеет круглую в плане форму, вписанную в квадрат наружных стен. К внутреннему объёму храмовой части примыкают полукружья в виде ниш, открытых внутрь храма по всей их высоте.

Каменная трёхъярусная колокольня, построенная после 1819 г. как отдельностоящая, позднее была соединена с трапезной длинным притвором. Нижний ярус колокольни выполнен в виде сквозных арок с полуциркульными перемычками. Западный его фасад украшен пилястрами, углы скруглены и украшены рустом. Второй ярус колокольни низкий, квадратный в плане, украшенный по сторонам света полуциркульными сквозными арками, рустом и увенчан фронтонами. Третий ярус – ярус звонов, восстановленный после возрождения храма, увенчан небольшим гранёным куполом на стереобате и высоким шпилем. Общие габариты храма – 16х47 метров. На колокольне Евдокиевского храма в начале ХХ в. было 6 колоколов: весом в 151 пуд, 41 пуд 20 фунтов, 16 пудов 1 фунт и др. Самый большой колокол стоивший 4 150 рублей, был пожертвован храму в 1907 г. вдовою липецкого купца Александрою Ивановною Сидоровой.

В конце XIX в. с северной стороны колокольни было пристроено помещение, которое по указу Тамбовской духовной консистории от 15 февраля 1891 г. было обращено в квартиру псаломщика. 20 сентября 1894 г. такую же пристройку с южной стороны было позволено использовать как квартиру священника. В 1907–1908 гг. производился крупный ремонт Евдокиевского храма, а по сути его полное обновление: в главном алтаре был устроен новый "дорогой" иконостас на средства, пожертвованные по духовному завещанию липецким “купеческим братом” Иваном Васильевичем Хренниковым; обновлена, а местами и вновь выполнена стенная живопись; настелены деревянные полы вместо каменных. По окончании ремонта 25 мая 1908 г. храм был освящен по полному чину. Иконостас главного алтаря в это время имел в длину 8 арш. 10 верш., высоту 9 арш. Иконостас в приделе – 6 арш. 13 верш. в длину и 7,5 арш. в высоту. Боковая сторона левого иконостаса 5 1/2 арш., правого – 6 арш. Высота колокольни составляла 7 саж. 1 арш. Интересно, что в Евдокиевской церкви до 1917 г. было устроено электрическое освещение, которое функционировало ещё в 1925 г.

О благолепии Евдокиевского храма заботились многие липчане. Так, только в 1913 г. для украшения его внутреннего убранства староста храма крестьянин Иларион Иванович Петрыкин пожертвовал 180 руб. для приобретения люстры, липецкая мещанка А.Н. Попова – ризы на иконы на сумму 750 руб., купец П.В. Хренников – киот на икону (350 руб.), дворянин А.П. Голеновский – ризы на храмовую икону (375 руб.), а неизвестное лицо – серебряную ризу стоимостью 375 руб. на икону. В документах 1844 и 1861 г. при храме упоминается каменная богадельня на 12 человек. К 1894 г. она уже не действовала. В ограде Евдокиевской церкви находились деревянный дровяной сарай и караулка, а также построенные протоиереем о. Иоанном Студенецким экипажный сарай, ледник и кладовая. Церковная библиотека перед революцией насчитывала 175 томов.

Церкви принадлежало 60 десятин земли, перешедших в собственность храма в 1886 г. Из них 10 десятин находились в дачах села Ситовка Липецкого уезда и были пожертвованы дочерью коллежского советника Ангелиной Алексеевной Тольской 3 ноября 1881 г., а другие 50 – в дачах села Стеньшино Липецкого уезда, завещанные 10 июня 1879 г. Любовью Алексеевной Тольской. Ввод во владение землёй был совершён в 1886 г. Вся земля сдавалась в аренду и приносила в год 600–700 руб. на содержание причта храма. В сентябре 1910 г. при обозрении епархии Евдокиевский храм и кладбище при нём посетил Преосвященный Кирилл (Смирнов), епископ Тамбовский и Шацкий. Церковь, небольшая по размеру, была найдена архиереем "в чистоте и благолепии". Владыка, осмотрев на следующий день и кладбище, возгласил "вечную память" почивающим на кладбище и просил собравшихся в многочисленном количестве липчан усердно молиться за усопших.

До 1891 г. Евдокиевская церковь была приписной к Христо-рождественскому собору, а с этого года стала самостоятельной с выделением ей отдельного прихода, который составили в основном служащие железнодорожной станции Липецк и их семьи. В 1896 г. в приходе храма было 24 двора, в которых проживало 34 мужчины и 19 женщин15, а в 1911 г. – 4 двора в г. Липецке и 18 семейств служащих на железной дороге при станции Липецк. Самостоятельный штат при храме был введён с 1881 г., и по штатному расписанию до самой революции его составляли священник и псаломщик.

Первым настоятелем Евдокиевского храма стал Андрей Фотиевич Назарьев. Он родился в 1847 г. в семье протоиерея Елатомского уезда Тамбовской губернии. По окончании в 1870 г. Тамбовской духовной семинарии три года преподавал в Козловском училище, а в 1873 г. был рукоположен в священники при тюремном замке г. Ахтырка Харьковской губернии. С этого времени он служил в Харьковской епархии, а в 1876 г. согласно прошению, был переведён в Тамбовскую к Древне-Успенской церкви Липецка, в должности настоятеля которой был награжден в 1879 г. набедренником. В 1881 г. А.Ф. Назарьев был переведен к Евдокиевской церкви. Более десяти лет он состоял наблюдателем церковных школ по г. Липецку, и за "особенно усердную и благотворную деятельность" в этом качестве был награждён Библией от Святейшего Синода. Долгое время А.Ф. Назарьев состоял законоучителем при воскресной школе г. Липецка, духовно-судебным следователем, депутатом епархиального съезда духовенства и пр. За многолетнюю и усердную службу в качестве настоятеля Евдокиевского храма о. Андрей награждён скуфьёй, камилавкой, наперсным крестом, неоднократными благодарностями от епархиального начальства. Скончался А.Ф. Назарьев 13 июля 1906 г., похоронен на Евдокиевском кладбище близ храма.

После А.Ф. Назарьева настоятелем Евдокиевского храма почти до самой революции состоял протоиерей Иоанн Тимофеевич Студенецкий, скончавшийся 27 января 1917 г. и также погребённый на церковном кладбище.

При Евдокиевском храме, который изначально строился как кладбищенский, находится старейший из сохранившихся некрополей Липецка. На нём, обнесённом кирпичной оградой с круглыми башенками по углам, похоронены представители многих знаменитых дворянских родов: князей Волконских, Буниных, Лермонтовых, Бланков, Толстых, Пущиных, Вердеревских, Губастовых, Дурасовых. Здесь же нашли свой последний приют смотритель Липецкого духовного училища и автор первой книги о Древне-Успенской церкви Иван Ионович Нарциссов (1854–1911), известный садовод Василий Васильевич Быханов (1829–1896), устроитель и благотворитель Софийской церкви Липецкого духовного училища Пётр Аввакумович Трунцевский (1800–1877) и др. В 1930-х гг. на кладбище был похоронен местночтимый подвижник, блаженный Иоанн Чижов. Но, к сожалению, местонахождение его могилы сегодня неизвестно.

Согласно декрету СНК от 7 декабря 1918 г. "О переходе кладбищ в ведение местных совдепов…", вопрос о передаче Евдокиевского кладбища новым властям был поднят в марте 1919 г., а к 28 мая принято решение о передаче его вместе со сторожкой. Безбожная власть и взращённая бездуховность со временем привели к почти полному уничтожению надгробных памятников. Точные места многих захоронений неизвестны: почти все мраморные и гранитные памятники в советское время были разворованы, оставшиеся разбиты или перемещены. На своих местах сохранились единичные надгробия: Сергея Ефимовича Блохина (29.06.1848–16.11.1899), Василия Васильевича Быханова, Ивана Кононовича Ершова (сконч. 66 лет, в 1881 г.), Александры Павловны Карповой (8.06.1840–5.04.1909), Владимира Андреевича Карстенса (5.07.1813– 3.07.1890), Дмитрия Петровича Петрова (12.10.1830–18.12.1907), Василия Васильевича Сидорова (6.03.1853– 14.05.1905), Ивана Васильевича Хренникова (23.08.1847–20.11.1907), Павла Васильевича Хренникова (7.07.1855– 11.03 1915). Кладбище при Евдокиевской церкви функционировало до 1965 г. Площадь его на настоящий момент составляет 3,5 га.

После 1917 г. храм, как и другие липецкие церкви, лишился земельной собственности, а причт – средств к существованию. Ещё 11 апреля 1918 г. комиссией была составлена подробная опись церковного имущества, а в марте 1922 г. состоялось изъятие из Евдокиевского храма серебряной утвари. Было конфисковано не менее 16 предметов весом 13 фунтов 21 золотник 86 долей на сумму 3 120 000 рубля.

13 сентября 1925 г. в алтаре храма были выломаны решётки и украдены ризы икон и дарохранительница. Взломщиков, как водится, не нашли.

В 1925 г. приход храма насчитывал 300 человек. В будние дни на службу в него собиралось 10–20 человек, а в праздничные – от 70 до 100 человек. Местная власть скрупулезно подсчитывала прихожан и цинично выбирала момент, когда и под каким предлогом удобнее будет закрыть храм. 3 апреля 1930 г. с этой целью была создана комиссия по обследованию Евдокиевской церкви, которая предписала общине: " 1. Перекрыть полностью крышу… 2. Переложить все борова… 3. Переложить два этажа верха колокольни…" и т. д. На проведение этих работ был отведён срок в один месяц, для перестройки колокольни – два. Отсчет дням пошел с 5 апреля! Церковный совет совершенно справедливо пытался возражать против этих условий, доказывая, что такого объёма работ не требуется, и просил выдать удостоверение для беспрепятственной закупки материалов. Быстро устранив найденные пристрастными наблюдателями неполадки, прихожане не дали повода к закрытию Евдокиевской церкви и сорвали таким образом планы местных властей.

29 ноября 1932 г. новая комиссия составила акт о том, что "в северной части церкви в 3 оконных перемычках имеются трещины во всю толщину стен в двух окнах в алтаре и южной части в 3-х окнах в северной части здание имеет трещину, идущую от перемычки и до кровли трещины в цоколе. В колокольне купол трещины по замкам всех четырёх арок разваленная стена". Остаётся удивляться, как при таком угрожающем положении дел храм мог достоять до нынешних времён!

Перестроить храм полностью прихожане оказались не в силах. А вскоре нашелся и повод для закрытия. 11 августа 1933 г. за неуплату налога договор с общиной на аренду храма был расторгнут.

Последними священниками Евдокиевской церкви были Константин Яковлевич Попов, 1870 г. рождения, сменивший на посту настоятеля храма о. Иоанна Студенецкого ещё в 1917 г., и Василий Семёнович Левкоев, 1880 г. рождения.

Почти два года после фактического закрытия храма он использовался под ссыпку хлеба и контору ОРСа "Липецкстроя". Официально же закрытие было оформлено лишь 30 августа 1935 г. решением Воронежского облисполкома. Комиссия по вопросам культа при Воронежском облисполкоме, запасшись ходатайством местных жителей в количестве 1 191 человек о закрытии храма, приняла решение: "Ввиду того, что здание Евдокиевской церкви, а это видно из акта технической комиссии пришло в ветхость и по прямому назначению использовано быть не может церковь закрыть. Разрешить горсовету переоборудовать здание под мастерские по изготовлению ширпотреба". После этого последовало распоряжение о передаче церкви Липецкому промкомбинату под завод “Метиз”.

До 1959 г. в одной части храма был кинопрокат, затем архив. В другой части – база Роскультторга. В последние годы советской власти их сменило похоронное бюро. Естественно, что все "хозяева" не слишком заботились о состоянии здания и сохранности его архитектурного облика. Претерпели изменения оконные проёмы, появились пристройки, уродующие внешний вид, в 1980 г. был разобран верхний ярус звонов.

Церковь ветшала, кровля на ней давно пришла в негодность, стены сырели из-за того, что при отсутствии канализации здесь постоянно пользовались водопроводом.А ведь храм является редким памятником архитектуры, и постановлением главы администрации Липецкой области от 27.02.92 за № 106 был поставлен под государственную охрану.

В 1996 г. Евдокиевская церковь была возвращена верующим. А 7 мая 1997 г. священник Николай Немцев получил указ митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия о назначении его настоятелем Евдокиевского храма и сразу же приступил к его восстановлению. 17 мая 1997 г. состоялось первое богослужение в одном из приделов, а в праздник Воскресения Христова 1998 г. служба проходила уже в самом храме. Огромный вклад в дело возрождения Евдокиевской церкви внесли руководство и коллектив ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат". Помощь в выполнении стенных росписей оказали студенты и преподаватели ЛГТУ. В ходе работ по восстановлению церкви и была найдена широкая медная лента с прочеканенной на ней надписью о погребении супруги строителя храма Евдокии Лобковой, в память которой он и был построен.

С сентября 2000 г. при Евдокиевской церкви работает воскресная школа. Трудами своего настоятеля протоиерея Николая Немцева храм практически восстановлен, приведён в благолепный вид снаружи, благоукрашается внутри. Остаётся только навести порядок на окружающем храм старейшем в городе некрополе, на котором покоятся многие знаменитые липчане.

Священно и церковнослужители храма святой Евдокии

Священники:


Назарьев Андрей Фотиевич – 1881–1906
Студенецкий Иоанн Тимофеевич – 1906–1916
Венков Алексей – 1916–1918
Цебриков Иоанн – 1917–1918
Попов Константин Яковлевич – 1917–1933
Ивацевич Павел – 1918
Левкоев Василий Семёнович – 1933

Псаломщики:


Вознесенский Павел Васильевич – 1881–1882
Дмитриевский Федор – 1883–1884
Политов Дмитрий – 1885–1886
Кандидов Константин – 1886
Пономарев Василий – 1886–1891
Востоков Стефан Федорович – 1891
Сурин Александр – 1891–1893
Бояков Дмитрий – 1893
Любославский Николай Андреевич – 1893–1898
Рассказовский Тихон Павлович – 1898–1900
Делицын Сергей – 1900–1902
Левкоев Василий Семенович – 1902–1918
Островский Борис – 1917

Исторические сведения для сайта Липецкой митрополии
предоставлены начальником Государственной дирекции
по охране культурного наследия Липецкой области А. А. Найденовым