Приветственное слово главы Липецкой митрополии участникам XVI Образовательных чтений ЦФО «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Опубликовано 12.10.2021 14:37

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры,
дамы и господа!

Сердечно приветствую всех вас на открытии XVI Образовательных чтений Центрального федерального округа «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за их грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

(Эти слова одного из наших классиков вполне уместны
и в отношении 
Петра Великого)

Изволением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, как видите, местом проведения очередных образовательных Чтений этого года, посвященных юбилейной дате со дня рождения основателя Российской Империи, избран наш город, история которого тесно связана с именем Петра Великого, по его указу в 1700 году здесь началось строительство «железоделательных» заводов – отлитые липецкими мастерами пушки внесли свой вклад в известный разгром шведов под Полтавой.

Петру I Липецк обязан не только зарождением металлургии, но и своим становлением в качестве курортного города, благодаря открытию им на месте современного Нижнего парка целебного источника минеральных вод.

Петру Великому посвящено немало культурных мест в городе, – это и площадь его имени, в годовщину 300-летия русского флота на ней установлен монумент государя; восстановлен и «Путевой дворец» в Нижнем парке, которым он пользовался по пути из Москвы на воронежские верфи; это и обелиски, и памятные знаки; тематическая экспозиция в краеведческом музее; также бытуют и старинные легенды, передающие назидательные случаи о пребывании его на липецкой земле.

Царь-преобразователь с его многочисленными реформами, коснувшимися всех сторон жизни не только общества той эпохи, но и простирающимися далеко в будущее, вызывает неоднозначное отношение к своей личности по настоящее время.

Но будем помнить, что именно ему, – младшему из шести сыновей царя Алексея Михайловича Тишайшего, имевшему самый мизерный шанс наследовать трон при пяти старших братьях, – Господь судил воспринять тяжелое бремя «шапки Мономаха» в непростых условиях развития государства на рубеже XVII-XVIII веков, когда вновь стояла первостепенная задача – сохранить страну от разграбления интервентами, а Православную Церковь – от колебавшего ее раскола, еретических течений, усиления протестантского и католического прозелитизма.

Вспоминая на сегодняшних Чтениях о заслугах перед Отечеством того, кто некогда сказал о себе: «А о Петре ведайте то: его жизнь ему не дорога, жила бы Россия…» - хотелось бы и соборно поразмышлять над судьбами нашей Родины и ее многострадального народа, которому вновь приходится отстаивать право на православную веру перед набирающим силу идолом секулярного мира, когда понятие светскости возводится чуть ли не в ранг сакральной ценности – что несовместимо с православной верой. Секулярный мир все более остро противопоставляется миру церковному, вытесняемому на периферию частного выбора. Подобная мировоззренческая устремленность уже показала свои плачевные последствия в Европе: лучшие из западных мыслителей с тревогой отмечают, как во внешне благополучных странах стремительно теряет свою значимость ценность человеческой жизни, утрачивается самый ее смысл, приводя к трагическому росту числа самоубийств, в том числе среди детей и молодежи. Несмотря на развитие коммуникаций, возможности общения, внутреннее одиночество все чаще становится мрачным спутником современного человека, утратившего живое общение со Христом, отказавшись от него подобно гадаринским жителям.

Такие тенденции начинают проникать и в Россию, поэтому вопрос о взаимодействии Церкви и общества, ее роли в современном мире отнюдь не праздный. Более глубокому пониманию этой проблемы, поиску ее правильного решения способствует обращение к историческому опыту, о котором сказал Екклесиаст: «…нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл 1:9-10).

Отношение Петра Великого к Церкви, несмотря на известные всем некоторые негативные моменты, в целом носит положительный поддерживающий характер.

Обращаясь к русским воинам перед Полтавской битвой, Петр поставляет Православие в ряду первенствующих ценностей, ради которых не жалко и жизнь отдать: «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь».

В «воинском Артикуле», составленном при личном его участии, красной нитью проходит забота о духовном состоянии воинства. В первой главе говорится о важности стяжания страха Божия, на современном языке это так звучит: «Хотя всему обществу и каждому христианину без исключения надлежит по-христиански честно жить, и не в лицемерном страхе Божием содержать себя: однако же, солдаты и воинские люди с особой ревностию должны внимать Ему, поскольку поставлены Богом в такое состояние, что смерть их может в любой момент застигнуть».

А в другой главе говорится: «Службы Божии отправлять предписывается ежедневно утром, вечером и в полдень при участии всего полка. Всем офицерам и рядовым надлежит священников любить и почитать. И никто да не дерзает оным как словом, так и делом досаду чинить. В свою очередь и духовенство обязывается своему высокому званию соответствовать…»

Иноверцев же Петр стремился привлечь к православным истинам монаршими милостями. Принявших Православие раскольников освобождали от двойного оклада и поборов, жителей Казанской губернии, пожелавших креститься, не брали в солдаты, новокрещенных татар в Сибири освобождали от холопства.

Всем православным подданным повелел бывать за Богослужением в день Полтавской победы, а кроме того, церковной молитвой встречать начало календарного года и памятные даты царской фамилии.

Препятствуя разделению прихожан по имущественному признаку, царь издал указ, запрещающий богатым приглашать духовенство к себе домой для совершения Богослужений, что вменяется в тщеславие.

Не осталось без благочестивых начинаний и такое грандиозное свершение, как возведение новой столицы. Государь не решился перекраивать на европейский лад самобытную архитектуру Москвы, но основал столицу будущей империи на месте славных побед великого князя Александра Невского. Выстроив в Санкт-Петербурге монастырь во имя святого защитника Руси (ныне это Александро-Невская лавра), царь с подобающими почестями повелевает перенести из Владимира в стольный град нетленные мощи благоверного князя и лично участвует в этой процессии.

Несмотря на административное стеснение под крылом государева попечения не оскудела в ту эпоху Православная Церковь и своими тружениками, не превратилась в некую бюрократическую организацию, лишенную творческих сил и высоты духа. Уже в царствование самого Петра она дала Отечеству и всему православному миру подвижников благочестия, ставших значительными деятелями русской культуры и церковного просвещения. Среди них и сподвижники царя Преосвященные: Стефан (Яворский) Рязанский и Феофан (Прокопович) Новгородский, Димитрий Ростовский и Митрофан Воронежский. Бывая на воронежских верфях, Петр не упускал случая побеседовать со святителем Митрофаном, находя в его словах духовное утешение и опору своим лучшим начинаниям, так как чувствовал в его личности своего единомышленника.

Священномученик Фаддей (Успенский) Тверской как-то сказал замечательные слова: «История Церкви – история святости, история России – история Церкви». Но вот то, какой будет эта история, во многом зависит от нас, – будем ли мы хранить в себе соль Христовой веры, сможем ли мы стать для окружающих, пока еще далеких от сознательной церковной жизни, тем нравственным авторитетом, который по-иному побудит их посмотреть на Святое Православие, пожелать раскрыть в себе его нравственную красоту, склонившись в покаянии пред Крестом Спасителя.

Сегодня я постарался напомнить о позитивных сторонах отношения Петра I к Православной Церкви, а между тем некоторые из его поступков заставляли содрогнуться всю страну. Не потому, что он был греховнее всех своих современников, а в силу занимаемого им положения и, соответственно, резонанса каждого его шага. Но помните, ответственность за людские души лежит и на каждом из нас, кто избрал стезю духовного учительства, воспитания, кто избрал неоценимое звание называться Христианином. По нам, православно верующим, судят о Христовой Церкви, и надо прилагать все усилия, чтобы не соблазнить необдуманными, легкомысленными поступками ни одного из наших близких, воспитанников, учеников и коллег. И тогда секулярный мир, который явился не вновь, но есть порождение всё той же языческой морали: «Ешь, пей, веселись, потому что завтра умирать», – снова будет побежден убедительным христианским свидетельством – добротой, самоотверженной любовью, верностью Небесному Творцу, и вопрос о правомерности церковной жизни в светском обществе упразднится сам собой.

Даже если преобразования общества не произойдет в грандиозных масштабах, не нужно унывать, – спасти душу можно в любых государственных условиях, о чем свидетельствуют сонмы православных святых, просиявших в нашем Отечестве, как в допетровский период, так и в синодальный, и еще в большей степени – в жестокие годы советского богоборчества.

«Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18), – так глаголет Господь, обращаясь к каждому христианину.

Благословение Божие и мир Его да пребудут со всеми нами!

 

МИТРОПОЛИТ
ЛИПЕЦКИЙ И ЗАДОНСКИЙ,
ГЛАВА ЛИПЕЦКОЙ МИТРОПОЛИИ