Житие преподобной Дарии Сезеновской

Преподобная Дария Сезеновская родилась в 1782 году в селе  Пиково  (Пиковые Рясы)  Раненбургского уезда Рязан ской губернии.

Отец  Дарии, Димитрий Гаврилович Кутуков, вел происхождение от служилых людей – однодворцев; мать – Стефанида Феодоровна.

Материалы фонда Духовной  консистории Государственного архива Рязанской области позволили выявить подлинную дату рождения преподобной Дарии – 1782 год, в отличие от данных в опубликованных ис точниках, как дореволюционных, так и современных – 1772 год. Родители Дарии обвенчались, когда Димитрию Кутукову было 22 года, а его избраннице – 16.

К рождению Дарии в молодой семье уже был первенец – четырехлетний Евсевий. Девочка росла живой, веселой, общительной; но когда достигла брачного возраста, объявила о нежелании выходить замуж. Во время свадьбы младшего брата Дарии Василия, она под предлогом вывиха руки отправилась в село Нижне-Ломовское, расположенное на другом берегу реки, к своей родственнице – просить ее найти хорошую  костоправку.

Провожали ее жены братьев. У переправы Дария отдала им свою шубу и серьги, велела просить у отца благословения, но не сказала на что, и переправилась на лодке на другой берег. Больше известий о ней не было. В Нижне-Ломовском ее никто не видел.

Родственники предполагали, что она утонула, хотя лодку нашли привязанной на другом берегу.

В действительности Дария отправилась в лес к препо добному старцу Илариону, Троекуровскому затворнику. Свя той благословил Дарию идти в Меловые Горы в женский монастырь. В то время начальницей обители была старица высокой жизни Агафия. В сонном видении ей было явлено – к ней идет «кроткая, незлобивая голубица», и велено подобающе встретить ее. Старица Агафия с сестрами обители вышли навстречу Дарии и с удивлением увидели простую крестьянскую девицу.

Однако матушка Агафия доверилась откровению и с материнской любовью приняла девушку в число насельниц обители. Вскоре начальница удостоверилась, что откровение ей было именно о Дарии, ко торая с великим смирением служила сестрам: за все 7 лет пребывания в обители никто не слышал от нее иного слова, кроме «прости» и «благослови».

Дария несла послушание в трапезной. Для проживания в монастыре был необходим паспорт.

Получив с помощью своего отца документ, девушка отправилась в Тамбов к девице Агафии Ивановой, посвятившей себя безмолвному и богоугодному житию. Затем Дария стала ходить по святым местам, ища более строгого жития: год прожила в Ростове Великом, некоторое время – в Муроме.

Ее странствия закончились тем, что отец построил для 35-летней дочери келью в селе Головинщине, где в течение 12 лет она занималась по благословению своего духовного наставника преподобного Илариона Троекуровского, жившего тоже в селе Колычеве Данковского уезда Рязанской губернии, печением просфор для окрестных церквей.

В декабре 1817 года Дария, странствовавшая по различным монастырям, поехала на говение в Тихоно-Задонский монастырь. Собираясь возвратиться домой, она подошла к иеросхимонаху Агапиту за просфорой для преподобного Илариона.

У отца Агапита пребывал в это время юродивый Иоанн, и старец велел Дарии отвести юродивого Иоанна к преподобному Илариону.

Дария направилась из Задонска в село Карповку, где жил преподобный Иларион в келии возле храма Иверской иконы Божией Матери, построенной князем М. А. Долгоруковым. Иоанн без всякого сомнения последовал за нею, усматривая во всем случившемся исполнение своего тайного желания и молитвы.

Дария выпросила для Иоанна одежду, так как он не имел не только теплой одежды, но и холодная была настолько ветха, что ее скорее можно было назвать рубищем. На пути они заехали в село Патриаршее Задонского уезда к священнику Герасиму Семеновичу Перцову, который, зная жизнь Иоанна, сказал про него Дарии, что он «велик человек».

После этих слов Дария еще больше захотела послужить ему ради Господа.

Когда преподобный Иоанн прибыл к келье угодника Божия Илариона, тот в смиренном духе сказал: «Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить». В то время было видение одному из духовно близких старцу Илариону людей, князю Федору Несвицкому, владельцу села Сезеново, которое на ходилось невдалеке от Троекурова.

Ему явился во сне некий младенец, сказавший: «Возьми меня к себе и дай место для молитвы, я – Иоанн Многострадальный». Младенец попросил поселить его в бане.

Увидев вскоре юродивого Иоанна, князь узнал в нем того младенца. Когда же князь рассказал о своем сне старцу Илариону, тот посоветовал не противиться воле Божией и дать Иоанну приют в бане. Позднее князь построил для Иоанна келью, куда тот перешел и затворился по благословению преподобного Илариона Троекуровского до самой своей кончины.

Старец Иларион Троекуровский никогда не оставлял своим попечением затворника Иоанна Сезеновского и предупреждал его о приближающихся искушениях.

Дария при храме в Сезеново выстроила себе келью и стала послушницей преподобного Иоанна Сезеновского. Блаженный Иоанн, Сезеновский затворник Христа ради юродивый, был одним из сокровенных подвижников XIX века.

Под видом убожества он таил в себе величайшие дары Божии – молитвы, прозорливости и чудотворения. Затворник Иоанн, будучи бескнижным и очень малообразованным, был весьма опытен в Священном Писании и святоотеческих книгах, изречениями из которых обильно украшал свою речь, умел читать и писать, но когда и где он этому научился, остается неизвестным.

Можно го ворить о его «внемирном» познании Всевышнего – в Духе Святом он познал Бога. Как и многие иные подвижники, затворник Иоанн Сезеновский не избежал преследования и бесов, и людей.

Первых он побеждал молитвой и постом, вторым благотворил и преображал их своей любовью, как это случилось, например, с диаконом Димитрием Евдоки мовым, позавидовавшим духовной славе затворника Иоанна и осыпавшим старца насмешками и клеветой.

Через какое – то время диакон, преследовавший Иоанна Сезеновского, смертельно заболел. Начав готовиться к смерти, священно служитель попросил передать старцу покаяние в своей напрасной и неразумной ненависти. Когда затворник Иоанн узнал о безнадежном состоянии диакона и о его просьбе, он вручил келейнику кусочек какого-то корня и велел, отварив его в квасе, омыть этим отваром голову умирающего. Больной тотчас получил облегчение и вскоре, по молитвам затворника Иоанна, совершенно выздоровел.

Затворник Иоанн любил изъясняться притчами, смысл которых его духовные чада могли понять не сразу и не всегда. Так, однажды он дал одной своей духовной дочери Дарии выпить чашку чая необычайно приятного на вкус, а затем – другую чашку чая весьма горького и неприятного. «Чай не всегда бывает вкусен, – сказал подвижник, – такова и жизнь наша бывает; потому мы должны обучать себя равно переносить сладкое и горькое в ней, радостями не прельщаться, а скорбями не тяготиться, но за все Бога благодарить, ибо в благополучии Господь подает нам средства благотворить ближним нашим, а в скорби и лишении приводит нас к молитве о своих нуждах, которая сама есть дар Его».

Другая притча затворника Иоанна Сезеновского стала понятна нам только сейчас. Однажды он велел местному крестьянину Ивану Бирюкову вбить кол в некоем месте недалеко от своей келии. «Знаешь ли, что здесь будет? – спросил преподобный Иоанн Бирюкова. – Здесь вы строится колокольня, колокол которой будет слышен по всей России».

– «Едва ли, батюшка, – засомневался Би рюков. – Тут у нас и московских колоколов не слышно, а они, как известно, далеко слышны по величине своей и звону». – «Маловер ты, Иван, – возразил затворник, – и не понимаешь смысла моих слов».

Вскоре, 14 декабря 1839 года, в возрасте 48 лет затворник скончался и был с почестями погребен в Сезенове в сооруженном им самим склепе. А через 27 лет в нескольких кило метрах от Сезенова, в соседнем селе Шовском, в крестьянской семье Антоновых родился младенец Симеон, ставший впоследствии великим подвижником, преподобным Силуаном Афонским, которому суждено было стать колоколом, прогремевшем не только на всю Россию, но и на весь мир.

Жизнеописатель же преподобного Силуана, отец Софроний, со слов самого старца Силуана, рассказал, что решающее значение в духовной судьбе Симеона Антонова имели память и почитание затворника Иоанна Сезеновского.

Дария с радостью всецело отдала себя под благодатное руководство угодника Божиего Иоанна Сезеновского.

С именем преподобного Иоанна Сезеновского связана и история возникновения Сезеновского монастыря. Он пророчествовал, что рядом с его келией будет построен монастырь. В 1838 году он заложил новый семипрестольный каменный храм во имя «Казанской» иконы Божией Матери.

Старец Иларион Троекуровский много помогал затворнику Иоанну Сезеновскому в устроении этого храма, а впоследствии и Сезеновского женского мона стыря, передав на это богоугодное дело сначала полученные им от помещика Хрущева 5.000 рублей, затем 100.000 рублей, полученных от помещика Звягина.

Дария до самой кончины преподобного Иоанна служила ему и помогала во всех его начинаниях. Оплакав смерть наставника, Дария ревностно принялась за возведение Казанского храма и основание обители. Но недобрые люди различными казнями удалили ее из Сезенова. Ей пришлось отправиться в Борисовскую женскую пустынь Белгородского уезда, куда она взяла с собой железные башмаки, обтянутые сукном, и чугунные четки, принадлежавшие почившему затворнику Иоанну .

Изгнавшие Дарию из Сезеново завистники, взявшие после нее на себя строительство Казанского храма, потер пели крах – дело у них совершенно не двигалось. Они вынуждены были просить Дарию вернуться и принять на себя заботу о строительстве. Подвижница взялась за прерванные труды. Сразу нашлись и средства, и материалы, в чем оче видным образом проявилась Десница Всевышнего.

Семипрестольный Казанский храм был воздвигнут за 3 года. Было завершено и его внутреннее убранство. Вскоре, благодаря Дарии, был возведен трехпрестольный храм во имя  Рождества Христова. Келью затворника Иоанна Сезеновского она преобразовала в Преображенский храм.

1 октября 1849 года с высочайшего позволения была открыта женская община, получившая название Сезеновской Иоанновской. Ее начальницей была избрана пре подобная Дария. 12 июня 1853 года по благословению Святейшего Синода община была преобразована в Иоанно-Казанский девичий монастырь.

Начальницей монастыря из-за преклонного возраста старицы Дарии была избрана ее верная помощница старица Евфимия, постриженная в монашество в декабре 1853 года с именем Серафимы (прп. Серафима, игумения Сезеновская). Преподобный Иларион Троекуровский окормлял многих будущих насельниц Иоанно-Казанского Сезеновского девичьего монастыря. Для некоторых был духовником. Пока не почил в Бозе 5 ноября 1853 года.

Духовная связь между Сезеновским и Троекуровским монастырями продолжалась и после кончины обоих осно вателей, старца Иоанна и старца Илариона. Так в конце 1860– х годов настоятельницей Троекуровского  Иларионовского  женского монастыря была назначена казначея Сезеновского монастыря монахиня Анфиса, духовная дочь старца Ила риона. Ее тщанием Троекуровский монастырь значительно вырос и расширился.

Старица Дария не переставала трудиться для Сезенов ского монастыря до последних дней жизни. Она имела твердый и решительный характер, со всеми была ласкова и весела. Доступ к ней был открыт всем всегда, кроме часов ее келейной молитвы.

У преподобной Дарии Сезеновской были высокие благодатные дары. Совершая подвиги и заботясь о благо устройстве обители, она получила от Господа дар прозрения. Об этом свидетельствуют известные факты. Так, не зная прежде губернского секретаря Ф.Д. Муравьева, старица во время его пребывания в Сезеново вдруг сказала ему: «Я бы желала иметь образ, на котором Дева восходит на Небо. А у тебя есть, но тебе скоро негде будет поставить его».

Муравьев исполнил ее желание, прислал образ. Два года спустя он переехал в другой дом с многочислен ными окнами и маленькими простенками, где не нашлось бы места для большой иконы. У Муравьева неблагопо лучно складывались отношения с богатым родственником. Старица Дария уверила Ф.Д. Муравьева, что все завершится в его пользу. В благодарность Муравьев прислал обители образ Спасителя.

Посланные им люди были еще далеко от монастыря, когда она, никем не уведомленная, собрала се стер и приказала отворить ворота: мол, гости едут.

Руками подвижницы был выкопан колодец, вода из которого, считают местные жители, обладает чудодейственной целебной силой. За три года до смерти старица велела срубить яблоню, росшую по правую сторону от церкви Преображения Господня, предсказав, что на этом месте выроют для нее могилу.

После кратковременной болезни преподобная Дария 28 июля 1858 года, на 85-м году жизни, окончила свои земные подвиги. По смерти же хотели положить ее тело под храмом, как храмосозидательницу, но не получили на это разреше ние. И похоронили ее в том самом, ею указанном месте.

В 1864 году на месте маленького храма в честь Преобра жения Господня возвели каменный двухэтажный шестипре стольный храм во имя Святой Троицы, где потом покоились мощи преподобного Иоанна, Сезеновского затворника. Под Троицким храмом оказалось и захоронение преподобной Дарии.

В XX веке с наступлением богоборческого режима монастырь подвергся частичному разрушению. К на чалу нового тысячелетия от бывшего Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря осталось только два разрушенных храма.

Возрождение Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря стало возможным с образованием в 2003 году Липецкой и Елецкой епархии по благословению правящего архиерея – епископа Никона (Васина). В июле 2005 года проводилась расчистка Троицкого храма и исследование мест захоронений старицы Дарии и игумении Серафимы силами Тамбовского научно-методического центра культурной антропологии под руководством священника Геннадия Андреева.

Тогда же были обретены частично сохранившиеся останки сезеновских подвижниц Дарии и Серафимы, прославленных в 1988 году в лике местночтимых святых в составе Собора Тамбовских святых.

Память 28 июля (10 августа) (на Тамбовской земле), 28 июля (10 августа) в Соборе Тамбовских святых, 4(17) сентября в Соборе Воронежских святых, 10 (23) сентября в Соборе Липецких святых.

 

Источники

1. Подвижники Тамбовского края (XVII – XIX) века. Тамбов, 1903.

2. Жизнеописание блаженного Иоанна, затворника Сезеновского, старицы Дарии, Сезеновской первоначальницы, и преподобной Серафимы, игумени Сезеновкой. История Иоанно-Казанского Сезеновского девичьего монастыря. Тамбов, 2007.

3. Жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Книга 1.Воронеж, 2003.

4. Тамбовские и Пюхтицкие духовные светильники. Сост. С. Девятова, О. Тульская. М.: Артос-Медиа, 2008.

5. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль. М., 1908.

6. Старица Дария // Русское православное женское монашество XVIII – XX вв. Сост. монахиня Таисия. Джорданвилль, 1985. Репринт.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

7. Святые земли Рязанской. ООО Издательство «Дело», 2010.

8. Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.

9. А. И. Гамаюнов, А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть 1. Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2009.

10. Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодьевича Фокина, основателя Богородичного Иларио новского Троекуровского женского монастыря. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010.

По книге «Собор святых Липецкой земли». 
Сборник житий Липецких и Елецких святых 
Сост: прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов,
А. И. Чеснокова. – Липецк, 2013.