Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в Неделю первую Великого поста

День Торжества Православия празднуется с 843 года, когда праведная царица Феодора положила конец иконоборческой ереси, терзавшей Церковь более ста лет, несмотря на ее осуждение на VII Вселенском соборе. Греческие историки описывают, что иконопочитание было восстановлено в Византии с великим торжеством. В первое воскресенье Великого поста в Константинопольском соборе Святой Софии собрались все православные митрополиты, архиепископы, епископы, священники и миряне. От алтаря собора к императорскому дворцу прошел грандиозный крестный ход с честными крестами и святыми иконами. Вслед за духовенством шла сама царица Феодора со своим малолетним сыном Михаилом. Затем крестных ход вернулся обратно в Софийский собор, где с великой радостью была совершена Божественная литургия.

С тех пор Православная Церковь ежегодно в первое воскресенье Великого поста празднует Торжество Православия. К XI веку сложился особый богослужебный чин праздника, который был дополнен текстами, провозглашающими торжество Церкви Христовой над всеми ересями.

Особое место в службе праздника занимает чин анафематствования еретиков и противников православной веры.

Анафема – это отлучение еретиков от общения с православными и от Святых Таинств Церкви. Целью анафемы является ограждение народа Божия от заражения тлетворным учением, приводящим к погибели души.

Ведь опасность ереси заключается еще и в том, что сознательно искажая христианское учение, она представляет себя как бы основанной на нем. Подобно диаволу, искушавшему Спасителя в пустыне словами, выбранными из Священного Писания (см. Мф 4:3-6), еретики искажают Священное Предание, подрывая фундаментальные истины православной веры. В переводе с греческого слово «ересь» (αιρεσις) значит «выбор», «направление». Акцентируя внимание на одном из богословских вопросов, еретики не принимают всю полноту учения Христова, уводя своих последователей с пути спасения.

Предание анафеме еретика подтверждает сделанный им личный выбор отпадения от Церкви как Тела Христова, которой он противопоставляет себя и свою безбожную веру.

Если еретик покается, он может быть принят обратно в лоно Церкви. Мы знаем, что имеется особый чин присоединения к Православию католика, протестанта. Как правило, это люди, которые пребывали в заблуждении по незнанию или переняв его от своих родителей. Сами же основатели еретических учений, как показывает опыт, не приходят к покаянию, ибо слишком тяжелы следствия ереси – сознательной хулы на Святого Духа  – для души человека.

В Отечнике святителя Игнатия Брянчанинова есть один пример, по которому можно судить, в какое плачевное состояние повергает человека следование еретическому учению. Однажды некоторые братия посетили старца Агафона, известного чистотой жизни. Желав испытать его смирение, они стали укорять его, говоря:

– Слышали мы о тебе, что ты подвержен страстям гордости, злоречия, клеветы и блудной страсти.

– Сознаю в себе эти пороки и прошу вас молиться обо мне, чтобы Господь простил бесчисленные грехи мои, – смиренно отвечал старец.

– Говорят о тебе, что ты и еретик, – продолжили братия испытывать его.

Услышав это обвинение, авва Агафон твердо ответил: «Нет, я не еретик».

Тогда братия, пав ему в ноги, просили сказать на пользу души, почему он признав себя виновным во многих страшных грехах и пороках, решительно отверг обвинение в ереси.

Старец ответил, что первые обвинения он принял для стяжания смирения, ибо для души человека полезно кротко переносить клевету и напраслину, следуя стопам Христовым (см. 1 Пет 2:21). Но пребывание в ереси есть отчуждение от Бога и приобщение диаволу. «Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и есть погибший», – сказал Авва.

+++

Совершение праздника Торжества Православия в период Великого поста установлено не только в память об окончании иконоборческой эпохи, но и с тем, чтобы утвердить верующих в понимании важности правильного славления Бога.

Священное Писание, апостольские правила, каноны и догматы Православия указывают нам путь спасения. Неправильная вера приводит к ложному духовному опыту, и как следствие, к гибели души по Слову Божию: «…если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).

В истории христианства много было ересей, которые пытались потопить корабль Церкви Христовой. Например, арианство, монофизитство. Первые отвергали Божественную ипостась Спасителя, считая Его только человеком. Они отрицали Его рождение от Пречистой Девы Богородицы. Другие, напротив, отвергали Его человеческую природу. Эти и многие другие еретические учения были отвергнуты Вселенскими соборами.

Но враг рода человеческого не успокаивается, изобретая все новые лжеучения, или придавая старым вид некоей научной обоснованности, например, магии и разным оккультным учениям. Все их последователи подвергаются анафеме наравне с еретиками. О том, насколько пагубно для души человека обращение к чародеям, или как их сегодня называют – экстрасенсам, свидетельствует пример из истории Ветхого Завета.

Царь Саул не знал, как поступить в предстоящей битве и обратился к прорицательнице, прося вызвать дух пророка Самуила. Волшебница согласилась и начала гадание. Конечно же, явившейся дух был вовсе не дух пророка, а бес, представший в его образе. (см. 1 Цар 28:4-19). За то, что Саул отложил упование на Господа и прибегнул к помощи чародейской, благодать Божия отступила от него. Войско его потерпело поражение, а сам царь бесславно погиб, бросившись на свой меч.

В дни Великого поста мы также вступаем в сражение. Но наша брань по слову Апостола «не против крови и плоти, но против … духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12), власть которых над человеком разрушил Спаситель на Голгофском Кресте.

В этот день хочу пожелать всем крепко держаться православной веры, глубже изучать ее основы, чтобы, будучи искупленными Кровию Христа, волею не впасть в диавольский плен, соблазнившись еретическими учениями. Да подаст нам Господь силы для прохождения поприща поста с пользой для души, поможет подвизаться против греховных страстей и пороков, удаляющих нас от Бога

Еще раз поздравляю вас Великим постом и желаю всеусердно потрудиться в эти святые дни в стяжании Христова смирения, не унывая и не ослабевая духом, потому что впереди нас ждет радость праздника Светлого Христова Воскресения.