Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти преподобного Мефодия, игумена Пешношского

Дорогие, братья и сестры! Сегодня мы совершаем память преподобного Мефодия, игумена Пешношского, ученика Преподобного Сергия Радонежского. 

Несколько лет преподобный Мефодий жил в святой обители, находясь под духовным руководством игумена земли русской. Позднее он поселился в пустынном месте за рекою Яхромой. Вокруг него собралось небольшое число братии, избравших служение Богу в иночестве.

Сергий Радонежский неоднократно посещал своего ученика, ставшего игуменом вновь образованной обители. Преподобный Мефодий старался во всем подражать своему учителю и наставнику на пути спасения. Во время строительства храма и келлии он сам трудился, пешком носил бревна через речку, которая впоследствии получила название Пешноша.

В праздники преподобных читаются евангельские Заповеди блаженства. Первая из них звучит так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3). Почему Нагорную проповедь Господь начинает именно такими словами? Потому что без осознания своей греховности человеку невозможно встать на путь спасения.

Многие сокрушаются на исповеди, что вновь и вновь повторяют исповеданные грехи. Действительно, наша повседневная жизнь так засорена невоздержанностью в словах и чувствах, что мы постоянно как «вымытая свинья идем валяться в грязи» (ср.: 2 Пет 2:22). Вновь раздражаемся, празднословим, завидуем, проявляем неприязнь к ближним. И так изо дня в день.

Свою духовную немощь, нищету человек начинает сознавать только тогда, когда приступает к борьбе с ней. В этот момент он понимает, насколько слабы и ничтожны силы человеческие в духовной брани, что без помощи Божией он не может отделаться даже от одной дурной мысли, навязчиво лезущей в голову. И тогда он с сокрушением и смирением обращается к Богу в молитвах.

Но мало кто задумывается о том, какая молитва благоприятна Богу, и как мы должны приступать к ней. «Не всякий просящий может получить то, чего желает, но тот, кто делами приобрел право просить с дерзновением, – пишет Григорий Нисский. – Приступая к Благодетелю, будь сам благодетелен; приступая к Доброму, будь сам добрым; приступая к Праведному, будь сам праведным; приступая к Терпеливому, будь сам терпеливым; приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым», – говорит святитель.

Как же человеку усвоить все эти качества, если он только начал ходить в храм, молиться, стараться вести православный образ жизни? Вот потому-то Господь и сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Недостаток нашего дерзновения в молитве восполняется молитвой соборной.

Есть люди, которые не понимают значения общей молитвой, ошибочно полагая, что достаточно молиться дома. Они забывают, что в храме мы получаем особую Благодать Божию, принимая участие в Таинствах Церкви.

В Евангелии мы читаем, как стремились люди приблизиться к Спасителю, чтобы получить исцеление. Силой Божией исцеляли и ветхозаветные пророки, но это были единичные случаи. Когда же пришел Господь, то Он сотворил столько чудес, что как говорит святой апостол Иоанн Богослов «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин 21:25).

Мы можем просить угодников Божиих молиться о нас, но неизмеримо выше участие в Таинстве Евхаристии, когда мы не просто прикасаемся к Христу, как евангельские страдальцы, но теснейшим образом соединяемся с Ним. Причащая нас, священник произносит: «Причащается раб Божий во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Аминь». Эти слова отражают сущность действия в нас Благодати, принимаемой в приобщении Тела и Крови Христовой. Такой Благодати, не только прощающей, но очищающей и преображающей человека, мы, конечно же, не можем получить дома.

Есть такой назидательный пример. Один прихожанин перестал посещать воскресные богослужения. Настоятель храма пошел его проведать. Мужчина сидел у камина. Он пригласил батюшку сесть рядом и продолжал задумчиво смотреть на языки пламени, давая понять, что не желает слушать нравоучения.

Тогда батюшка взял клещи и отодвинул одно полено в сторону. Оно перестало гореть и стало тлеть. Он опять придвинул его к общей поленнице, и оно вновь воспламенилось. Священник еще отодвинул его. И так повторял несколько раз.

Прихожанин поднялся со стула и произнес: «Спасибо вам, батюшка, за эту немую проповедь». Он понял, что когда поленья вместе, то они долго горят и дают тепло. А когда врозь, то могут скоро погаснуть.

Так и соборная молитва согревает сердце человека. В храм приходят разные люди: кто-то имеет большее дерзновение в молитве, кто-то меньшее. Но к Господу поднимается соборная молитва. Ведь вместе с нами молятся не только прихожане, духовенство, но и Божия Матерь, угодники Божии. Потому что Церковь – это не просто здание храма. Церковь есть Тело Христово, членами которого являемся все мы. С греческого языка слово «церковь» – «ekklesia» переводится как «собрание».

В храме все устроено так, чтобы каждое богослужение служило нам на пользу души. Здесь мы назидаемся примерами святых, слушаем проповеди, принимаем участие в соборной молитве, в Святых Таинствах. Здесь мы освящаемся Благодатью Божией, помогающей в борьбе с грехом.

Совершая память преподобных, мы можем подумать, что высота их жизни недоступна нам для подражания. Да, возможно каких-то подвигов мы повторить не сможем, но очиститься от греха, от порока, сверять свои поступки с совестью – это доступно каждому. И если каждый начнет стараться жить благочестиво, то увидит, как изменится жизнь вокруг него. Ведь каждый из нас является неотъемлемой частичкой, клеточкой вселенной. И как состояние клетки человеческого организма влияет на целые органы, на общее самочувствие, так духовное состояние одного человека оказывает огромный резонанс на все человечество. Поэтому преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Не надо никого поучать, исправлять, наставлять, особенно, если нас не просят. Надо стремиться стяжать покаянием, благоговейным причащением Тела и Крови Христовой дух мирен. И когда в нашей душе поселится святое умиротворение и любовь к Богу, к людям, тогда наши близкие сами захотят брать пример с нашей жизни.

В-первую очередь, такая проповедь жизнью по Евангелию нужна нашим детям. Иначе сколько бы мы ни говорили им нужных и полезных слов, все это будет впустую. Дети смотрят на поступки. И если родители ссорятся, сквернословят, то чему удивляться, когда ребенок начнет им подражать, проявлять агрессию по отношению к своим сверстникам.

Преподобные удалялись в монастыри, чтобы победить свои страсти с Божией помощью. Но немало примеров угодников Божиих, стяжавших святость в семейной жизни. Например, святая Иулиания Лазаревская, мощи которой пребывают сегодня в Михаило-Архангельский храме архиерейского подворья села Лазарево Муромского района. Она родила тринадцать детей, из которых в живых остались лишь четверо, воспитала приемного сироту. Ее душа стремилась к непрестанной молитве. После трагической гибели двух сыновей она просила мужа отпустить ее в монастырь, на что он ответил, что она должна вырастить и младших детей. Привыкшая всегда забывать о себе, она согласилась с супругом. Но жизнь ее по духу не уступала монашеской.

Дорогие, заповеди Христовы одинаковы для всех – и для монахов, и для мирян. Отличаются только условия жизни. Их исполнение доступно каждому, имеющему твердую решимость следовать узким путем Христовым, открытом в Евангелии. Господь не требует от нас чудотворений. Он ждет нашего покаяния и исправления жизни. Давайте, хотя бы с малого начнем уже ее исправлять – стараться терпеть, поддерживать друг друга, с почтением относиться к родителям. Иногда нам кажется, что родители слишком строги к нам. Но это никак не отменяет Заповеди Божией: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх 20:12). Когда мы сами станем родителями, то поймем, почему они были столь требовательны и будем им благодарны.

Еще раз поздравляю вас с праздником, с принятием Святых Христовых Таин. Хочу пожелать, чтобы каждое посещение храма, каждая молитва приносили добрые плоды в исправлении жизни, умиротворяли нашу душу, укрепляя Благодатью Божией в преодолении трудностей на жизненном пути.