О скорбях, подвижничестве и трудах (в вопросах и ответах). Монах Максим (Святогорец)
Глава 5 из книги «Лествица Божественного восхождения по учению преподобного Исаака Сирина» монаха Максима (Святогорца).
О скорбях
Вопрос 1.
А) К чему призывает крест Христов?
Ответ: К смерти и распятию, то есть к готовности воли ко всякой скорби и тяготам.
Б) Что означает отречься от себя самого?
Ответ: Это означает возненавидеть свою жизнь в этом мире ради вкушения будущей блаженной жизни, которую получит тот, кто сможет без ропота претерпеть случающиеся испытания, скорби и тяготы и победить.
Вопрос 2. Чем являются тяготы и скорбь?
Ответ: Причиной добродетели.
Вопрос 3. Как мы должны принимать скорби и тяготы?
Ответ: С благодарностью, радостью и терпением, прославляя Бога.
Вопрос 4. Что приносит отсутствие скорбей и тягот?
Ответ: Грех и страсти.
Вопрос 5.
А) Что необходимо немощным и скорбящим душой?
Ответ: Слова милости и ободрения.
Б) Каким образом мы можем проявлять участие к печали ближнего?
Ответ:
– Сочувствуя ему сердечно и
– постоянно молясь о ниспослании ему помощи.
Вопрос 6. Что порождает скорби для плоти?
Ответ: Действие раздражительной части души.
Вопрос 7. Что служит для православных христиан утешением в скорбях и тяготах?
Ответ: Любовь к Богу, то есть Божественное причащение.
Вопрос 8. Кто лучше других познал истину?
Ответ: Тот, кто с благодушием переносит скорби и тяготы этой временной жизни, поскольку в них сокрыта истинная Жизнь – Христос – и слава Его победы.
Вопрос 9. Кого можно назвать имеющим просвещенный ум?
Ответ: Того, кто познал горечь, скрывающуюся за «сладостями» этого мира, и постоянно заботится о спасении своей души.
Вопрос 10.
А) Можно ли пренебрегать добрыми делами из-за искушений?
Ответ: Нет.
Б) Почему?
Ответ: Поскольку:
– скорби и тяготы, порождаемые искушениями, приводят нас к Богу,
– а добрые дела взращивают добродетель
– и ее оберегают.
Подвижничество и труды
Вопрос 1. Чем является подвижничество для Православной Церкви?
Ответ: Матерью освящения.
Вопрос 2. Что требуется человеку, чтобы приобрести навык к мученической подвижнической жизни?
Ответ:
– Оставить мир и все его дела,
– не видеть удовольствий и поводов для покоя
– и жить в бедности и нужде без забот и попечений.
Вопрос 3. Чему подобны все добродетели без труда?
Ответ: Мертворожденному младенцу.
Вопрос 4. Что способствует трудам?
Ответ: Надежда и страх Божий.
Вопрос 5.
А) Какую пользу приносят телесные труды?
Ответ:
– Они сохраняют христианина от похотей
– и избавляют его от прелести бесовской.
Б) Приносят ли труды мир и безмятежие души?
Ответ: Нет, не приносят.
Вопрос 6.
А) Когда телесные труды и подвиги приносят душе мир и успокоение от помыслов?
Ответ: Когда они совершаются в безмолвии.
Б) Почему?
Ответ: Потому что в безмолвии внешние чувства успокаиваются от смущения и пребывают в божественном делании.
Вопрос 7. Для чего нужно рукоделие?
Ответ:
– Ради телесных нужд и
– для соблюдения безмолвия.
Вопрос 8.
А) Подобает ли, пребывая в безмолвии, заниматься небольшим рукоделием?
Ответ: Конечно, да.
Б) Для чего?
Ответ: Чтобы отгонять от себя нерадение.
Вопрос 9.
А) Что нужно для деятельного подвижничества?
Ответ: Внимание к чувствам.
Б) Что требуется для деятельного подвижничества?
Ответ:
– Внимание и
– безмолвие сердца.
Вопрос 10. Что должно предшествовать совершению любого дела?
Ответ:
– Молитва и обращение к Богу с прошением о помощи,
– размышление и
– исследование обстоятельств дела.
Вопрос 11. Что требуется для духовного делания?
Ответ: Внимание и безмолвие сердца.
Книга «Божественное восхождение» (в русском варианте «Лествица Божественного восхождения») – результат многолетнего исследовательского труда насельника Святой горы Афон монаха Максима Катунакского. Будучи глубоким почитателем преподобного Исаака Сирина старец Максим разделили его «Слова подвижнические» на 900 вопросов и ответов, а затем расположил их в соответствии со страстями и добродетелями по образу Лествицы преподобного Иоанна Лествичника, снабдив пояснительными схемами. В результате появилась своего рода Новая Лествица по святому Исааку Сирину. Книга адресована монашествующим, но может быть полезна и благочестивым мирянам.
Перевод с греческого – игумен Тимофей Никонов.
Книга вышла в Издательстве Липецкой епархии под редакцией кандидата богословия протоиерея Олега Безруких в 2016 году.