Архиерейское хобби

Владыку Никона «тихая охота» привлекала с самого детства. Его родители – Васин Иван Семенович и Васина Мария Александровна ­– часто брали маленького Колю в лес. Обычно собирали белянки, которые заготавливали на целую зиму в дубовых бочках. Во время Рождественского и Великого постов грибы шли особенно к столу. 

Когда Николай (так звали будущего Владыку до принятия монашеского пострига) подрос, то собирал грибы и самостоятельно, заботясь о семье.

Добрая традиция добывать пропитание трудом рук своих, в том числе утешать ближних вкусными грибами не прервалась до сих пор.

– Мы жили с родителями на Соколе, и мне еще там полюбилось собирать грибы. – поделился Владыка. – Садился на мопед – и в лес. А в монастыре мы ездим по грибы на машине. Иногда по два кузова привозим. Собираем грибы до нового года. У вешенки, например, есть такое свойство: когда мороз – замерзает; а когда потеплеет – дальше растет. Удивительный гриб! Мы их зимой топориком скалываем.

Так что, грибы собираются в Задонской обители с ранней весны до поздней осени, и даже зимой.

– Зимой в лесу благодать! Ни комаров, ни мух, ни ос, ни клещей, ни палящего солнца, да и грибников других не встретишь, – вспоминает игумен Стефан (Киселев), много лет ходивший с Владыкой на «тихую охоту» для нужд монастыря. – Выезжаем за грибами рано. Берем с собой чай на травах, картошку, душистый монастырский хлеб. Собираем инструменты грибников: топор, пилу, лопату – в лесу они не раз нас выручали.

В зависимости от сезона грибы собираем разные: весной – строчки и сморчки; летом – подосиновики, подберезовики, сыроежки, свинухи, толкачи, белые грибы, лисички, моховики, рыжики, курятники, белянки; осенью – белые грибы, грузди, подосиновики, подберезовики, опята, польские грибы, вешенки, рядовки, подтопольники и др.

Грибы из корзины высыпаем в мешки, ставим вдоль посадок. Отец Зосима (Зибров) собирает их, отвозит в монастырь и приезжает за новым сбором.

Никогда не забуду, как мы собрали первый раз целый автомобильный прицеп грибов. Когда мы к вечеру разогнулись, Владыка сказал: «Это не сбор грибов, а каторга». После такой «каторги» он поехал в монастырь на всенощное бдение, а после службы до поздней ночи принимал людей.

Владыка собирает грибы не спеша, никогда не зовет на помощь. Если кто-то из нас оказывался поблизости, старался ему помочь нести корзину – он не отказывался.

Помню, в один год было много черных груздей, и мы старались не пропустить возможность удачного сбора. Отец Зосима нам периодически сигналил, чтобы мы не заблудились в лесу. Я уже с полной корзиной шел к машине. Вижу, и Владыка идет с полной корзиной и теплой меховой жилеткой в руках, которая от тяжести грибов провисла до земли. Нет, наш Владыка не жадный – просто он всегда ценил каждую минуту в лесу и старался собрать как можно больше грибов, чтобы «хватило на всех».

Когда Владыка с нами в лесу, то сбор грибов всегда успешный. Приезжая из леса, Владыка обычно подходит к месту, где грибы складываются для обработки. Всегда радуется собранному урожаю и, шутя, подбадривает склонившихся над сбором насельников и паломников: «Ничего, не беспокойтесь. Завтра, Бог даст, еще больше привезем». Кто-то улыбается, кто-то вздыхает, а кто-то удивляется со словами: «Куда же еще?» Но никто никогда не возмущался – все без исключения ценят этот труд Владыки и осознают его необходимость для святой обители. Все дружно срываются с насиженных мест и подходят к Владыке под благословение.

Одевается Владыка всегда по-монашески: подрясник, скуфейка; если холодно, то обыкновенная куртка с меховым воротником. Приедем в лес, Владыка благословит место сбора архиерейским благословением (двумя руками). Мы бегом в лес, торопимся, а он ходит спокойно, уверенно. И собирает обычно больше всех.

Надо отметить, что сбор грибов не только тяжкий, но и опасный труд. Нас кусали осы, комары, мухи, жгло летнее солнце, поливал дождь, хлестали ветви по лицу. Много раз падали, с большим усилием выталкивали застрявшую в грязи машину. Однажды к Владыке прицепился клещ, и он только на третий день попросил меня посмотреть, что ему мешает в области шеи. Ему была оказана медицинская помощь, и мы опять поехали за грибами.

Кто-то может подумать, вот, мол, Владыка гуляет себе на свежем воздухе… Но это далеко не так. Монахи Христа ради мясо не едят, и грибы для них являются ценным продуктом питания. Поэтому, как заботливый отец, он прежде всего старается накормить большую монастырскую семью, а также многочисленных благодетелей обители: жертвователей, строителей, благоустроителей, гостей. При этом Владыка и в лесу продолжает решать многие вопросы благодаря сотовой связи. Но, главное, – это молитва за духовных чад, за монахов, за мирян, за живых и усопших…

После моего перевода в Липецк, ездить на «тихую охоту» с Владыкой, к сожалению, больше не удавалось, но, Слава Богу, Владыка и сегодня собирает грибы. Да какие! И много!

Однажды я приехал к Владыке с вопросами по строительству храма. Владыка только что вернулся из леса, довольный собранным урожаем. В приемной он достал пять огромных альбомов с фотографиями всевозможных грибов, собранных с насельниками обители. Среди них был строчок, величиной с голову!

Я Владыке посетовал, что теперь за грибами вырываюсь крайне редко, а ведь они очень нужны для благодетелей и помощников. Он мне тихо сказал: «А я для кого стараюсь?» Вот такой он, наш любимый грибник – Владыка. Живет и служит для других. … Перед отъездом Владыка дал мне две баночки превосходных белых грибов. Теперь у меня есть грибы от Владыки. Подарок! Это радость грибника, это счастье духовного чада. Не знаю, может, я сам их съем на Рождество Христово. А скорее всего, кому-нибудь подарю. Ведь и мы, много лет живя, трудясь и молясь рядом с Владыкой, с Божьей помощью тоже чему-то у него учимся...

– За 20 лет у нас не было ни одного случая отравлений, – рассказывает Владыка. – Была одна история. Сварили партию грибов и говорят мне: «Владыка, в кастрюлю гриб попал несъедобный. Жалко, такую партию большую придется выбрасывать». Тогда я взял гриб из нее и говорю: «Съем, – если жив останусь, то всем можно есть». Съел, и ничего мне не было. Ведь сказал Господь, что истинно верующие «аще что смертное испиют, не вредит их».

Фотоальбом 2017 г.