Иеромонах Гавриил (Мельников): «Теология всегда считалась лидером гуманитарного образования»


Иеромонах Гавриил (Мельников) с участниками Свято-Тихоновских чтений
в Задонском мужском монастыре

Беседа с клириком Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, кандидатом богословия, преподавателем кафедры философии, социологии и теологии Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского иеромонахом Гавриилом (Мельниковым) о теологическом образовании в Липецке.

– Отец Гавриил, теологическое образование сегодня приобретает все большую популярность в Липецке, с каждым годом увеличивается количество бюджетных мест...

– Да, на предстоящий учебный год на теологию в Липецком государственном педагогическом университете выделено уже 16 бюджетных мест. Это значительно больше в сравнении с текущим учебным годом.

– Батюшка, расскажите, как возникла сама идея открытия в Липецком педагогическом университете направления обучения «Теология»?

– Теология всегда считалась лидером гуманитарного образования. Мы знаем, что в европейских университетах теология до сих пор имеет очень высокий статус. Так было и в России до революции. С возрождением духовной жизни в нашей стране, связанным с возрождением Православной Церкви, с новой силой появилась, как объективная потребность в теологах, так и стремление многих молодых людей более глубоко познакомиться с основами православного вероучения.

– В Липецком педагогическом университете преподается именно православная теология?

– Да. В нашем государстве сложилась практика преподавания теологии в соответствии с преобладанием на территории субъектов Федерации той или иной религии. Россия исторически развивалась на основе православной веры.

– В чем заключается объективная потребность в теологах, какие надежды возлагает на них церковь, общественность?

– Теологи – это специалисты, которые разбираются в вопросах христианской духовности, учения Церкви, церковной практики на высоком богословском уровне. Такие люди являются незаменимыми помощниками священнослужителей в несении людям света Евангельской истины.

Когда человек сознательно верует в Бога, то он гораздо больше может принести пользы людям. К ним апостол обращает свое слово: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).

Направление теологии открывалось в надежде на то, что просвещение истиной Христовой веры даст выпускникам потенциал мудрости и светлого миросозерцания, свет которого они понесут в мир, преображая наше общество на всех уровнях, делая его добрее и чище.

– Почему такое высокое призвание именно у теологов?

– В отличие от других гуманитарных дисциплин, теология всегда ориентировала студентов на познание абсолютных ценностей. К сожалению, сегодня многие считают, что критерии добра и зла относительны. Это приводит к тому, что люди, начиная попирать нравственные принципы, перестают уважать друг друга – ценить в человеке образ Божий.

А теология помогает увидеть, понять, пережить абсолютную ценность человека, укорененную в вечности, в Истине. Являя Абсолют, теология закладывает базис, как для становления личности, так и для развития науки, на который могут опереться все остальные знания и умения человека.

Не случайно открытие теологического образование в стране благословил сам Предстоятель Русской Православной Церкви. Первоначально получение теологического образования было доступно только в столичных вузах. Но шесть лет назад открытие этого важного направления обучения в Липецке благословил правящий архиерей митрополит Никон. С тех пор наши дети имеют возможность получить хорошее богословское образование, не уезжая с малой родины.

– Могут ли студенты и выпускники теологии принять впоследствии священный сан?

– Да, такая перспектива есть. Для липецких ребят появилась в этом плане прекрасная возможность, поскольку в Липецке нет семинарии.

В этом году состоялось первое рукоположение студента теологии в сан диакона, которое по благословению митрополита Никона совершил викарий Липецкой епархии епископ Евфимий.

Священство – очень высокий уровень служения Богу и людям. Радостно, что у наших теологов появляется стремление пойти этим трудным, но благодатным и благородным путем.

– Насколько соответствует образование такому высокому призванию?

– Образование вполне соответствует, в каких-то дисциплинах знания даются даже более глубокие, чем в семинарии.

– Какие предметы изучают студенты-теологи, помимо общепринятых на гуманитарных специальностях?

– Многие предметы отчасти совпадают с семинарским курсом. Студенты глубоко изучают главную книгу православных – Библию, толкования Священного Писания святыми Отцами, нравственное богословие, догматическое богословие.

– Поясните, пожалуйста, что входит в курс догматического богословия?

– Основные истины православного учения: о Едином Боге – Святой Троице, о богочеловечестве Иисуса Христа, о том, как Он спас людей от греха Своими страданиями, смертью, воскресением, вознесением на небеса, о том, что Христос вновь придет на землю судить живых и мертвых, и как мы должны содействовать Христу в деле преображения мира и нашей души.

Догматическое богословие содержит истины, которые дают нам надежду на лучшую жизнь. Мы знаем, что есть такое понятие, как мертвая или «косная догма». Это те теории, которые мешают человеку жить. Например, я отношу к этому теорию о происхождении человека от обезъяны – это мертвая догма, которая мешает понять вечную красоту каждого человека. Получается – человек это животное, и потребности его – животные.

А христианские догматы – это живые догмы, они обновляют нас. Например, вера в Богочеловека Христа вдохновляет нас не бояться смерти, зла, страданий, но брать пример с Него в Его доброте и твердо верить, что раз Христос воскрес, значит, добро, любовь, жизнь обязательно победят, надежда наша на лучшую жизнь не посрамится, это не фантазии – а правда. Значит нужно служить этой правде.

Догматическое богословие выступает фундаментом для нравственного богословия, раскрывающего принципы поведения в соответствии с христианской верой, основанных на любви к Богу, к людям (см. Мф 22:36-40).

– С какими еще вероучительными дисциплинами предстоит познакомиться студентам-теологам?

– В курсе сравнительного богословия изучается западное христианство, происходит сравнение католичества, протестантизма с православным вероучением.

Отдельным блоком студенты знакомятся также с историей мировых религий в свете православия.

В курсе основного богословия дается оценка религиозного мировоззрения с точки зрения различных философских концепций.

В процессе обучения на теологии помимо современных иностранных языков изучаются также элементы древних языков: латинского, греческого.

Важную составляющую образовательного процесса играют практические дисциплины, знакомящие теологов с жизнью Церкви, прихода. Прежде всего, изучается церковное богослужение. Причем, на практике. У нас в институте есть домовый храм, где студенты имеют возможность принять участие в совершении службы: помогать в алтаре, петь и читать на клиросе.

Жизнь Церкви многогранна. Богослужение – это ее центральная и самая важная часть. Но есть также и социальное служение и миссионерская деятельность. Необходимо понимать и особенности экономической деятельности прихода, ее правовую базу – все это изучается у нас на теологии.

– Батюшка, Вы отметили, что студенты теологии могут впоследствии принять священный сан. Какие еще перспективы последующей профессиональной деятельности открываются сегодня для выпускников теологии, среди которых немало девушек?

– Деятельность Церкви сегодня все более расширяется и для выпускников теологии открываются перспективы служения в качестве катехизаторов.

– Поясните, пожалуйста.

– Например, раньше при крещении детей не было возможности объяснять крестным их обязанности как восприемников. Многие приходили крестить детей, не имея даже элементарных понятий о православной вере. Такой формальный подход к крещению младенца может печальным образом отразиться на его воспитании.

Кроме того, на крестных лежит большая духовная ответственность за ребенка перед Богом, и они должны о ней знать. Поэтому сейчас мы стараемся проводить беседы с крестными родителями, чтобы они были просвещенными людьми, знали особенности христианской веры и нравственности.

Соответственно созрела необходимость в катехизаторах, которые могли бы помогать священникам, не только ведя занятия в воскресных школах, но работать и с молодежью, и с будущими крестными, и молодоженами, иногда даже от ЗАГСа поступают предолжения о сотрудничестве. Ведь многие супружеские пары распадаются сегодня просто по причине непонимания глубинной сущности и красоты семейных отношений, сути христианского служения друг другу в браке, которого требует православная вера. Этому тоже надо учиться, тем более, что институт семейных ценностей в нашей стране полностью основан на христианской нравственности.

Большие перспективы открываются для теологов также в сфере социальной работы. Сегодня очень много людей нуждается в помощи. Священнослужители не могут осилить весь объем этой огромной работы. Поэтому церкви нужны грамотные люди, которые могли бы работать с нуждающимися, с реабилитационными центрами, с детскими домами, с заключенными. В тюремном служении, конечно, особенно нужен священник как совершитель Таинств Исповеди, Причастия, Крещения, однако, и талантливый проповедник, даже не в священном сане, может принести большую пользу.

Поэтому такое фундаментальное образование необходимо как будущим священнослужителям, так и мирянам, желающим связать свою жизнь со служением Церкви, трудясь в структурах епархиального управления, на приходах, работая консультантами по религиозным вопросам в администрации города, области.

– В чем теологи могут быть полезными, например, в епархиальном управлении?

– В епархиальном управлении достаточно много разнообразных направлений деятельности: преподавание в школах основ православной культуры, делопроизводство, бухгалтерский учет, работа епархиальных СМИ – православная журналистика. Все направления деятельности церкви имеют свою специфику, отличаются от похожих в светских организациях. Поэтому человеку, не получившему богословского образования, сложно будет адаптироваться в епархиальных и приходских структурах. На это могут уйти годы. А на теологии мы готовим специалистов, которые знакомятся с особенностями работы в религиозной организации во время учебной практики.

– А где теологи проходят практику?

– В Задонском мужском монастыре, на приходах, в Липецкой православной гимназии, в епархиальных структурах.

– В чем заключается практика, допустим, в монастыре?

– Существуют различные формы практики, которые студенты проходят в монастыре. Например, работа в фондах монастырской библиотеки. Студенты учатся классифицировать литературу, составлять каталоги, описание книг. Это, конечно, очень интересный вид практики, в ходе которого происходит и более тесное знакомство с православной духовной литературой.

Студенты могут также реализовать в монастыре и свои эстетические способности в сочетании с физическим трудом на свежем воздухе, занимаясь, как сейчас принято говорить, ландшафтным дизайном, а попросту – благоукрашением территории обители – несут красоту в мир.

Кроме того, мы разрабатываем индивидуальный подход к студенту в прохождении практики, предоставляя возможность углублять свои знания в зависимости от природной склонности, способностей и интересов студента: кому-то в области церковной бухгалтерии, кому-то – в сфере церковной юриспруденции, информационных технологиях, православной педагогике.

Но, конечно, главная практика – это участие в богослужениях. У нас есть два домовых храма, в которых теологи несут послушание на клиросе и в алтаре. Это университетский храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и домовый храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, в здании Липецкого епархиального управления.

Богослужения в этих храмах совершают преподаватели из духовенства каждую неделю – поочередно в университете и в епархиальном управлении, которое располагается практически рядом с вузом, что для студентов очень удобно. После Литургии можно сразу продолжить занятия.

– Батюшка, кто читает вероучительные предметы у теологов?

– Вероучительные предметы читают священнослужители Липецкой епархии. Например, священник Олег Безруких, кандидат богословия, библеист, очень опытный преподаватель.

– Какие предметы Вы преподаете?

– Я веду ряд предметов: догматическое богословие, патристику, литургику, каноническое право, гомилетику (науку об искусстве проповеди), пастырское богословие.

– Получается, что у студентов помимо получения религиозных знаний есть возможность непосредственного общения с духовенством, решения духовных вопросов, недоумений.

– Конечно. Священники постоянно присутствуют на теологии, находятся в тесном взаимодействии со студентами, чтобы помочь им духовно развиваться, совершенствоваться. Непосредственное общение, в том числе и во внеурочное время, просто необходимо. Мы стараемся с любовью относиться к нашим детям. Доброта в отношениях – это главный принцип, которому мы стараемся следовать. По-другому и нельзя.

– Есть еще какие-то особые принципы взаимодействия со студентами?

– Доступность изложения материала. Глубокие богословские понятия мы стараемся доносить доступным языком. И, конечно, принцип «интересности», наглядности. Невозможно за четыре года обучения раскрыть всю глубину и духовную красоту православного богословия. Важно пробудить интерес, чтобы изучение православия не заканчивалось для наших студентов рамками занятий и временем обучения в вузе.

– Каким образом вы реализуете принцип «интересности»?

– Здесь много подходов – и живая форма подачи материала, и экскурсионные поездки по святым местам, и приглашение богословов и проповедников из других регионов, например, протоиерея Артемия Владимирова, игумена Луки (Степанова) и других.

Наши студенты участвуют в богословских конференциях, пишут научные статьи. Существует довольно много вариантов расширить кругозор студента и повысить его интерес к обучению.

– Из вышесказанного можно предположить, что выпускники теологии нацелены главным образом на работу в православных религиозных организациях?

– Не только. Со второго курса у нас предусматривается возможность получения диплома дополнительного образования, например, учителя истории, права.

– Обучение на теологии платное?

– В следующем учебном году у нас планируется 16 бюджетных мест. Сверх бюджетного набора образование платное, но по сегодняшним временам оно одно из самых доступных в Липецке.

– Смогут ли выпускники теологии продолжить обучение в магистратуре?

– В Липецке пока магистратуры по теологии нет, но она есть в вузах Москвы, Петербурга, Белгорода, с некоторыми из этих вузов у нас налажено хорошее взаимодействие. Со временем, возможно, мы откроем магистратуру по богословию и у нас в Липецке.

Впрочем, некоторые студенты, оканчивая бакалавриат по теологии, избирают дальнейшее обучение в магистратуре по другой специальности, например, по психологии или филологии. В таком случае при подготовке выпускных работ мы можем учесть индивидуальный маршрут каждого студента: если, например, студент желает продолжить обучение в магистратуре по психологии, мы разрабатываем с ним диплом по христианской психологии.

– Есть ли возможность по окончании магистратуры защитить научную работу в аспирантуре по теологии?

– Аспирантура по теологии в настоящее время аккредитована только в Свято-Тихоновском университете, но в ближайшее время, насколько мне известно, планируется открытие аспирантур по теологии и в других вузах страны. Поэтому для выпускников теологии открывается как перспектива практической деятельности, так и перспектива научного развития.

– Батюшка, чтобы поступить на направление «Теология», какие необходимо сдать экзамены?

– Поступить на теологию можно как после школы, так и по окончании обучения в учреждениях среднего профессионального образования (техникумы, колледжи). Во втором случае сдаются внутренние вступительные экзамены.

Выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ (русский язык, история и обществознание).

– Митрополит Никон, в одной из своих бесед со студентами-теологами отметил, что это большое счастье в наше время иметь возможность посвятить несколько лет жизни изучению Священного Писания, святых Отцов и других не только интересных, но и важных в деле спасения души наук. Каковы шансы поступить сегодня на теологию?

– Направление теологии в нашем регионе пока не всем известно. Мы постепенно развиваемся, и проходной бал пока не очень высокий – шансы поступить на теологию есть. Мы надеемся, что многие ребята оценят по достоинству возможность получить хорошее духовное образование, не уезжая из родных мест в далекие города.

– Вы подчеркнули, что ставите целью получение студентами именно фундаментального образования в отличие от печальной современной тенденции, направленной на упрощение образовательного процесса.

– Мы, действительно, стараемся дать не просто азы богословия, а глубокие познания, постоянно совершенствуя качество преподавания, улучшая содержание образовательных программ, реализуемых на теологии. Преподаватели теологии постоянно совершенствуют свой научный и педагогический уровень. Думаю, что со временем конкурс при поступлении на теологию будет только возрастать.

– Планируете ли вы оказывать помощь выпускникам теологии в трудоустройстве?

– Без этого нельзя. Мы знаем, что сейчас везде сложно с трудоустройством, но Церковь – это семья, где все должны помогать друг другу. Двое из наших выпускников уже работают сегодня в Епархиальном отделе СМИ. И в дальнейшем мы будем прикладывать все усилия, работая в этом направлении.

– Батюшка, в завершение, что пожелаете нашим молодым читателям?

– Конечно, я пожелаю молодым читателям сайта доброго сердца, милосердия к окружающим людям, друг к другу, чистоты помышлений, потому что в чистых умах и чистых сердцах будет жить радость. Добрые мысли и мудрость рождают хорошее настроение, потому что в чистых и добрых сердцах обитает сам Бог. Пусть Господь всегда пребывает с вами!

Информация для абитуриентов

Контактный телефон: 8920-523-45-75

С иеромонахом Гавриилом (Мельниковым)
беседовала к. филос. н. Валентина Швайдак