Викарий Липецкой епархии совершил Вечерню с чином Пассии в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре

Опубликовано 02.04.2019 19:19

Вечером 31 марта 2019 года, в Неделю третью, Крестопоклонную, Великого Поста, Викарий Липецкой епархии епископ Усманский Евфимий совершил Вечерню с чином Пассии в Рождество-Богородицком мужском монастыре г. Задонска. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный обители архимандрит Трифон (Голубых), духовенство монастыря.

Пассия (лат. «страдание») – особое богослужебное последование, совершаемое Великим Постом в воскресные дни второй, третьей, четвертой и пятой седмицы во время вечернего Богослужения. За каждой службой читаются акафист Страстям Христовым и четыре Евангелия (поочередно в разные дни Пассии). Стихи из Евангелия напоминают о последних днях земной жизни Спасителя, начиная от Тайной вечери и заканчивая Его Крестной Смертью. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) на основе песнопений Страстной седмицы.

По окончании вечерни Преосвященнейший епископ Евфимий обратился к верующим с архипастырским словом, вспомнив о Крестных Страданиях Спасителя и значении несения креста в жизни христианина:

«В дни Великого Поста мы поставляем Крест Христов в середине храма и воспоминаем Мучения, которые Господь претерпел ради того, чтобы освободить человека от рабства греху.

Сегодня, слушая Священное Евангелие, где повествовалось о днях Его Страданий, мы вспоминаем, как, изнемогая, Господь смиренно нес Свой Крест, как воины привлекли некого Симона, чтобы тот помог Ему донести эту тяжелейшую ношу. Мы вспоминаем, как Распятый, Он терпел мучения, как был осмеян и обесчещен – прибит ко Кресту наравне с разбойниками. Вспоминаем, как многие люди, прежде бывшие рядом с Господом (внимающие Его слову и принимавшие Его чудотворения), в час Его Скорби оставили Его.

Так почему же, зная о Страданиях Сына Божия, мы все еще продолжаем роптать на то, что наша жизнь «почему-то» также исполнена страданий: трудностей, скорбей, болезней? Многим верующим кажется, что обратившись к Богу, приняв Таинство Крещения и вступив в огромную семью христиан, они должны были избавиться от страданий, всегда пребывать в радости и беспечности. Но это заблуждение…

Действительно: ни поиск единения со Христом, ни даже обретение этого единения, не избавляет Его последователей от временных страданий. Мы даже не должны преследовать такой цели, поскольку Сам Господь, обращаясь к каждому человеку через Евангелие, говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8:34) и «…кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк 14:27).

Путь скорбей и испытаний не должен быть для нас неожиданностью. Ведь даже причиной Страданий Христовых были только НАШИ грехи. Из Священного Писания мы знаем, что через грех вошла в человека смерть. И чтобы избавить Свое создание от этого проклятия, этого вечного осуждения, Бог отдал Сына Своего на пропятие. Единственно Он, став Человеком, исполняя Волю Отца, мог разрушить прежде избранную нами смерть и освободить нас от мучений ВЕЧНЫХ – освободить Своею Кровью.

Зачем же Бог пошел на смерть и страдания? Ведь, являясь Творцом и Причиной бытия, Сам, будучи Совершенством этого бытия, Он не имеет ни в чем нужды. Однако, будучи и совершенной Любовью, Бог не мог быть равнодушным к тем нескончаемым мукам, которые Его творение – человек – наследовал в Вечности после потери прародителями Рая. Поэтому лишь ради того, чтобы дать плененному диаволом человечеству возможность вернуться к подобию Божию, к наследию совершенства Его бытия в Небесном Царствии, вернуть себе радость общения с Богом, Спаситель мира пошел на Страдания.

Конечно, людям «мiра сего» – покорным страстям и похоти плоти, никогда не будет понятна Жертвенная Любовь Божия. В одном из своих посланий Апостол Павел говорит: «…мы проповедуем Христа распятого – для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор 1:23).

Что это значит? Иудеи исполняли все постановления, законы Ветхого Завета. Они считали себя праведными и думали, что из-за этого Бог им чем-то обязан. Но к чему привела такая «праведность»? В итоге израильский народ распял Мессию, Которого ждал тысячелетиями. Фарисеи, законники не поняли, не приняли Бога, Который пришел помиловать и спасти грешников и призвать их к покаянию.

Мы сами порой уподобляемся им, когда относимся к Богу с расчетом получить от Него то, что нам якобы полагается. Мы считаем, что Бог должен нам подавать все блага жизни, исполнять все наши прошения, поскольку мы приняли Крещение, посещаем храм и т.д. Неслучайно накануне Великого Поста вспоминается евангельская притча о мытаре и фарисее, чтобы мы с вами всегда проверяли себя, не поступаем ли мы так же…

К сожалению, зачастую нам не хочется принять, что мы всегда были и остаемся перед Богом виновными, что по своему неразумию мы продолжаем носить в себе грех, как злую прививку нашей поврежденной природы. И, несмотря на то, что Христос искупил нас раз и навсегда – дал нам для избавления от зла всё, что только было возможно, и продолжает заботиться о нас ежедневно, мы НЕ ИМЕЕМ никакого ПРАВА предавать забвению свою вину как в Его, так и в своих собственных страданиях.

Дорогие, эти дни поста и даны нам для того, чтобы остановиться и поглубже задуматься не только о своей жизни, но и о пострадавшем Господе, а в итоге – осознать причину Его восхождения на Крест. Нам нужно понять, что если НАШИ грехи стали причиной Крестных Страданий Сына Божия, то кто же, как не МЫ САМИ, является причиной тех бед, которыми изобилует наш земной путь?

А между тем, Христос, не обещая избавить нас от временных страданий, обещает нам облегчить их через подражание Ему, через усвоение сердцем Его Духа. И не только облегчить, но и сделать любые испытания для нас благим и радостным. Этого по-евангельски блаженного состояния души мы можем достигнуть через благодарное, покаянное несение своего собственного креста с верой и упованием на Силу Божию, которая по евангельскому слову совершается в нашей немощи (см. 2 Кор 12:9). Цель крестного пути любого человека – его единение со Христом, сораспятие и совоскресение с Ним в жизнь вечную.

Давайте помнить, что наш жизненный крест – это и есть покаяние, исправление своей жизни в благодарном терпении скорбей, молитвой к Богу и неоскудевающей надеждой на Него.

Давайте СЕГОДНЯ задумаемся у Креста Христова: следуем ли мы за Господом? Несем ли мы, подражая Ему и соблюдая Его спасительное Слово, свой крест? Пусть же смиренное следование крестному пути за Христом «сделается для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением» (ср. 1 Кор 1:30), – которыми Милость Небесного Отца введет нас в селения Райские. Аминь». 

 

Администрация сайта