В Великий Вторник Преосвященнейший епископ Евфимий совершил Литургию в храме Спаса Нерукотворного села Трубетчино

Опубликовано 11.04.2017 19:06

11 апреля 2017 года, во Вторник Страстной седмицы, Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Спаса Нерукотворного села Трубетчино Добровского района.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Липецкой епархии протоиерей Василий Бильчук, благочинный Добровского церковного округа архимандрит Герман (Ледин), настоятель храма иеромонах Димитрий (Новиков) и духовенство благочиния.

Песнопения Литургии исполнял вокальный мужской ансамбль г. Липецка под управлением Тимофея Фролова.

Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, последний раз проповедует в Иерусалимском храме.

События Великого Вторника, исполненные любви слова Спасителя, обращенные к Своим ученикам, а через них и ко всем верующим в Него, напомнило Евангельское чтение дня (Мф 24:36 – 26:2).

После сугубой ектении Преосвященнейший епископ Евфимий вознес молитву о мире в Украине.

За архиерейским богослужением молились все воспитанники воскресной школы храма. С великим благоговением приступили дети к Святой Чаше Тела и Крови Христовой.

По завершении Литургии Владыка Евфимий обратился к верующим с архипастырским словом:

«Братья и сестры! В дни, предшествующие Великой Пятнице и Светлому Христову Воскресению, Святая Церковь в Евангельском чтении дня напоминает о Страшном суде, которым завершится земная история. Об этом Господь беседует со своими учениками накануне Своих Голгофских страданий, упреждая их быть всегда готовыми дать ответ Богу за прожитую жизнь: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф 24:42).

Что такое суд в нашем представлении? Чаще всего под судом мы понимаем действие, когда наказанием беззакония восстанавливается справедливость. Более глубокий смысл суда открывается в греческом слове «кризис», означающем серьезное испытание человека некоторой переломной ситуацией, которая предопределит его последующую участь. Такое понимание более соответствует значению Божия суда как испытания нашей совести за все произнесенные слова и совершенные поступки.

По словам преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, совесть есть закон Божий, написанный на скрижалях нашего сердца. Не все из нас могут легко перечислить Заповеди Божии, данные в Священном Писании, но «Бог, созидая человека, насадил в душе его совесть, дабы тою аки правилом управлялся и, что творить и от чего уклоняться, наставлялся, –  пишет святитель Тихон Задонский в слове «О совести». – Совесть не иное что, как закон естественный или природный; почему и с законом Божиим написанным совесть сходна. Чего бо научает закон Божий, того научает и совесть».

Благодаря совести мы понимаем, что поступили несправедливо. Признаком обличения совести служит душевная тягота, побуждающая нас разобраться, где мы допустили действие греха. Конечно, у каждого человека своя мера чувствительности совести. Один скорбит и кается, когда допустил осуждение ближнего в помысле, а другой может грубо оскорбить другого, обворовать, и его совесть молчит. Сила голоса совести зависит от нашего произволения, от того, насколько мы прислушиваемся к ней.

И если мы стараемся это делать, принося покаяние в том, в чем она нас обличает, то, по слову священномученика Сергия Мечева, постепенно «восстанавливается в нас закон, написанный «не на скрижалях каменных, а на скрижалях сердца плотяных» (2 Кор 3:3), все более приближаясь к писанному закону Божию».

При этом совесть не только дает нам понять, что мы совершили грех, но и показывает, насколько искренним было наше раскаяние. «В совести нашей есть неложный свидетель, который еще прежде суда уверяет нас об окончании покаяния и даровании нам прощения», – пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Бывает и другое – страшное молчание совести. Иногда в новостях нам приходится наблюдать, как бравируют некоторые преступники, находясь в зале судебного заседания. На их лице нет и следа раскаяния. Некоторые доходят до того, что насмехаются над своими жертвами, судьей, присяжными заседателями. Кажется, они нисколько не боятся ни суда человеческого, ни суда Божия. Но это только кажется. Священническая практика показывает, что каким бы закоренелым ни был преступник, пред лицом смерти просыпается его совесть, муки которой являются предвозвестником его вечной участи. В тоже время – в этом и последний Божий призыв к покаянию, ибо Милосердный Бог не желает смерти грешника (см. Иез 33:11).

Спаситель, говоря ученикам о всеобщем суде, призывает быть каждого готовым и к своему частному суду: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф 25:13).

Сегодня мы часто слышим предположения, что наступают «последние времена», но Слово Божие упреждает: «не знаете ни дня, ни часа». Поэтому, пока Господь дает нам время жизни на покаяние, нужно постараться наполнить сосуды нашего сердца елеем благодати Духа Святого, чтобы подобно разумным девам войти во врата Царствия Божия, когда Господь призовет нас дать ответ за прожитые дни. И частный суд может наступить для нас гораздо раньше, чем суд всеобщий. Жизнь человека очень хрупка. Иногда от вечности нас отделяют лишь малые мгновенья. Несчастный случай, болезнь в любой момент могут прекратить наше существование. Пусть же память смертная послужит нашему стремлению к исправлению жизни уже сейчас. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения», – сказано в Священном Писании (2 Кор 6:2).

На Страстной седмице, воспоминая страдания Христа, мы должны глубоко осознать, что Господь пострадал ради нашего спасения и нет ничего дороже Господу человеческой души. Потому «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк 15:10).

Ради Крови Спасителя, Которую Он пролил на Кресте за всех людей, должны и мы ценить каждого человека. Только грех мешает нам понять, как дороги те, кого Господь посылает нам в спутники жизни – родители, близкие, друзья, знакомые. К сожалению, зачастую бывает, что только проводя человека в иной мир, мы начинаем сознавать, как нам не хватает его. Будем же, дорогие братья и сестры, строить свои отношения с окружающими, помня о том, что каждому из нас предстоит дать ответ на нелицеприятном суде Божием.

Об этом была и сегодняшняя притча о талантах. Господь вверил нам различные таланты, каждому по силам, кому интеллектуальные, кому физические. Таланты – это способности, которыми мы можем прославлять Бога и служить ближним. Постараемся же сделать все возможное для их преумножения, чтобы приблизиться к Богу и стать полезными ближним», – завершил Владыка. Поблагодарив присутствующих за совместное молитвенное и евхаристическое общение, епископ Евфимий призвал на всех Божие благословение.

Душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе, горяща светильника, иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся; утробы щедрот Твоих не затвори мне, Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе! (Из песнопений богослужения Великого Вторника).

Администрация сайта