Житие святителя Митрофана, епископа Воронежского (1703)

Первый Епископ Воронежский Митрофан родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в семье священника Василия и матери Марии (или Мавры). При крещении 8 ноября, в день архистратига Божия Михаила, был наречен именем Михаил. О своем происхождении сам угодник Божий свидетельствует в духовном своем завещании: «Я родился в этот мир от родителей благочестивых и воспитан в благочестии нерушимом восточной Церкви в православной вере». О его родителях известно лишь, что они принадлежали к духовному званию. Основанием для такого предположения служит то обстоятельство, что в синодике святителя Митрофана род святого начинается лицами, облеченными в иерейский сан.

Первую половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына и являлся приходским священником. Местом пастырского служения иерея Михаила был храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Сидоровском (ныне Ивановский район Ивановской области). Более ничего не известно о мирской жизни святителя. Но его строго христианское воспитание, последующая богоугодная жизнь и самоотверженная архипастырская деятельность, без сомнения, говорят о том, что для своего прихода священник Михаил был пастырем, полагающим душу за свою паству, а для своей семьи — мудрым руководителем и любящим отцом. Нежная заботливость святителя о своем сыне Иоанне сквозит в письмах, сохранившихся от времени его епископского служения. На сороковом году жизни угодник Божий лишился «подружия своего» – овдовел. И тогда приступил служить Господу в совершенном отвержении мира и всех его прелестей вступлением на путь монашеского жития.

Иерей Михаил поселился в Свято-Успенской Золотниковской пустыни (ныне Тейковский район Ивановской области). Обитель была основана в первой четверти XVII столетия иноком Ионою (Головцыным).Во время поступления в нее будущего святителя она пользовалась известностью. Известно, что в 1663 году он был пострижен в монашество с именем Митрофан. К сожалению, ничего не известно о подвигах святого в тихой пустыни. Следуя учению Христову, он старался скрыть свои подвиги от людских взоров и дал обет окончить жизнь и быть погребенным в Золотниковской пустыни — так ему была дорога мирная сень скромной обители.

Но Господь судил святителю иной,высший жребий духовного водительства другими. Спустя три года братия соседнего Космо-Яхромского монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обратилась с просьбой поставить игуменом их обители известного своей строгой жизнью священноинока Митрофана. Невзирая на искреннее нежелание никакого первенства, иеромонах Митрофан митрополитом Сарским и Подонским Павлом был «благословен во игуменский чин». Всю свою жизнь угодник Божий сильно скорбел, что не мог выполнить обета о безысходном пребывании на месте своего пострижения, хотя он нарушил его не самовольно, а по послушанию. Косьмо-Яхромский монастырь был основан в конце XV века иноком Косьмой, пострижеником Киево-Печерской лавры,на месте явления ему иконы Богородицы.

Игумен Митрофан превратил обедневшую обитель в благоустроенных монастырь, выстроив большой, теплый, кирпичный храм и полностью обновив иконное убранство и монастырскую богослужебную утварь. О духовном руководстве игумена Митрофана братией Космина монастыря ничего не известно. Однако последующее его назначение игуменом Унженской обители в чрезвычайно трудный период ее внутренних нестроений свидетельствует о том, что, будучи игуменом Яхромского Косьмина монастыря, иеромонах Митрофан приобрел там большой опыт руководства и нравственного воспитания пасомых. Обитель – Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь Костромской епархии – основал прп. Макарий в 1439 году. Монастырь особо чтился царским домом Романовых.  В 1675 году по указу патриарха Иоакима игумена Митрофана «как мужа благоговейного и добродетельного» назначают управлять Унженской обителью. В это время в монастыре случились нестроения. Патриарх Иоаким для укрепления веры и чтобы вселить мир в смятенные сердца братии обители, решил послать туда опытного и надежного руководителя – игумена Митрофана, которого возвел в сан архимандрита.

Святой Митрофан управлял Унженским монастырем почти семь лет. Здесь, как и в Яхромской обители, его трудами был сооружен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы каменный храм с трапезною и колокольней. Церковь была освящена в 1680 году, через три года после закладки; за благословенной грамотой на освящение храма святой Митрофан лично ездил в Москву. Позднее был построен надвратный Никольский храм и теплая Успенская церковь. Богоугодная жизнь святителя привлекала к нему почитателей, которые выражали свое почитание Унженского игумена пожертвованиями в монастырь. Много сил и труда положил святитель Митрофан в обустройство монастыря.

Насаждая среди братии дух благочестия и истинной веры, он сумел донести свою любовь пастве. Святитель глубоко чтил основателя обители преподобного Макария. Перед своей кончиной, принимая схиму, Воронежский епископ пожелал быть названным в честь этого угодника Божия. Во время настоятельства святого Митрофана икону преподобного Макария, находившуюся на его гробнице, приносили, по распоряжению благочестивого царя, из Унженского монастыря в Москву, во дворец. Царь «со всем своим пресветлым домом» воздавал честной иконе, «яко самому великому угоднику Божиему Макарию», поклонение, совершая пред нею «молебные пения». Нет сомнения, что икону сопровождал в Москву сам настоятель обители святой Митрофан. Личные свидания со святителем и беседы с ним запали в душу набожного царя, и он относился к подвижнику с глубоким уважением. Об этом свидетельствуют многочисленные царские грамоты, дарованные Унженскому монастырю в то время: в них или вновь жаловались, или подтверждались прежние льготы обители.

На Московском Соборе 1681-1682 годов в числе мер для борьбы с расколом старообрядчества и в целях содействия большему распространению христианского просвещения положено было увеличить число епархий и открыть новые кафедры, в их числе — Воронежскую. В ее состав первоначально вошли города: Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костенск, Усмань, Соколовский, Острогожск. На эту кафедру был избран архимандрит Митрофан, вызванный из Унженской обители в Москву на чреду священнослужения. Современники объясняют это избрание высокой подвижнической жизнью святителя, «мужа воистину праведна и свята», а также желанием благочестивого царя возвеличить Унженскую обитель возведением на епископскую кафедру ее настоятеля, в котором он видел наместника преподобного Макария по игуменству и ученика его по жизни.

2 апреля 1682 года патриарх Иоаким, епископ Воронежский совершил рукоположение архимандрита Митрофана в первого Воронежского епископа. Святителю было тогда 58 лет. После своего посвящения епископ Митрофан провел лето в столице – вновь созданная епархия нуждалась первоначально в его заботах здесь, где находилась высшая духовная и светская власть. Это было тяжелое время церковно-политической неурядицы, вылившееся в открытое восстание раскольников против московского правительства. Печальные события глубоко запали в душу святого Митрофана, и святитель до гроба ревностно заботился как об устроении церковной жизни, так и о благе государственном.

Во вновь созданной епархии святителя Митрофана также ожидали нестроения. Воронежский край заселен был лишь недавно. Первые поселенцы здесь были невольные, согнанные правительством из разных сел и городов России для охраны края от нападений крымских татар; к ним позже присоединились беглецы, покидавшие по тяжелым условиям жизни родные места и искавшие приволья в придонской Украине; были здесь и выходцы из Приднепровья, укрывавшиеся от польских притеснений.

Пространство Воронежской епархии было обширно, но церквей в ней было мало — всего 182, так что в иных местах верст на 80 не было ни одного храма. Нередко, по отсутствию пастырей, храмы стояли «без пения», и население привыкало к «беспоповскому» строю жизни, что создавало здесь чрезвычайно благоприятную почву для развития раскола.

По прибытии в Воронеж святитель, прежде всего, учитывая трудность времени и низкое нравственное состояние духовенства и паствы, разослал по епархии Окружное послание, в котором призывал всю свою паству к исправлению. «Честные иереи Бога Вышнего! — писал Святитель. — Вожди стада Христова! Вы должны иметь, светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: «вы есте свет миру» (Мф, 5, 14)… Христос Спаситель, когда вручал святому апостолу Петру пасение овец Своих,трижды говорил ему: паси (Ин. 21, 15-17). Это, очевидно, для того, что пастыри трояко пасут врученное им стадо: словом учения, молитвою и силой Святых Таинств, наконец, образом жизни. Эти три вида спасения и вы усердно выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, и согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Тайн и помазания святым елеем».

Одной из первых забот святого Митрофана было построение нового кафедрального собора, ибо существовавший тогда соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был очень ветх. На построение собора государи пожаловали святителю мельницу при речке Ельце, а ко времени окончания строительства они сделали 16 декабря 1688 года новое пожертвование — колокол весом в 160 пудов. К 1692 году собор был освящен. Вероятно, значительную часть средств на постройку соборного храма и на его драгоценную утварь святитель Митрофан собрал в Москве у знатных людей, знакомых с ним раньше. Для вновь созданной Воронежской епархии деятельность святого Митрофана была истинным благословением Божиим. Под мудрым управлением святителя все стороны не только церковной, но и государственной жизни края испытали благодетельную перемену. Монахи, белое духовенство и миряне — все одинаково были дороги святителю, обо всех он одинаково заботился, ибо сознавал, что все без различия вручены Господом его архипастырскому водительству.

Предание сохранило повествование о влиянии святителя Митрофана на церковную жизнь города Ельца. Направляясь на Воронежскую кафедру, он проездом побывал в Ельце, ставшем первым городом вновь созданной епархии, который посетил святитель. Ельчане с великой радостью встречали своего архипастыря и принимали его святительское благословение. При этом владыка обратил внимание на подходивших к нему черниц-инокинь, так как знал, что в Ельце находится только мужской Троицкий монастырь, и спросил монахинь: «Где они имеют свое пребывание; куда ходят на Божественную службу молиться? Чем занимаются и какими средствами добывают себе пропитание?» На что черницы ответили, что «живут они по мирским домам, так как женской обители в городе нет, питаются мирским подаянием,а на Божественную службу ходят в мужской монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы».

Тогда же по указу епископа Митрофана монахи, жившие в скиту Троицкого мужского монастыря на Каменной горе, были переведены в сам монастырь, а в 1683 г. последовал указ владыки о преобразовании скита Елецкого Троицкого монастыря в женскую обитель. Святитель Митрофан сам ходатайствовал особым прошением пред Высочайшею властью о создании в Ельце женской обители, поставив во главе ее насельниц духовно опытную монахиню Иулиту. В 1685 г. вновь устроенной женской обители царским указом были переданы земли и даны на них отказные грамоты. Так при непосредственном участии святителя Митрофана Воронежского начиналась история Елецкого Знаменского монастыря. Много забот доставили святителю раскольники старообрядцы, поселившиеся в епархии и соблазнявшие к отступлению от Православной Церкви пасомых. Святой Митрофан поступал с ними по суровым законам того времени, отсылал противников Церкви «к градскому суду». Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам следить, чтобы их пасомые по-христиански проводили святые посты и говели, а также поучать их непрестанно в храмах Божиих чтением учительных книг; сам же он усердно произносил проповеди в храме.

По разным селам Воронежской епархии при святом Митрофане возникли школы, учителями в которых являлись переселенцы из Малороссии, люди часто грамотные и книжные. Школы эти помогали Церкви в борьбе с противниками. Известно о большой дружбе Воронежского епископа Митрофана с епископом Тамбовским Питиримом. Возглавляя только что образованные епархии, святители своей подвижнической жизнью олицетворяли добрый пример деятельного миссионерского служения, который был необходим, чтобы эти приграничные в то время земли Московского государства огласила проповедь Слова Божия. Они поддерживали переписку и встречались для духовных бесед.

История основания близ Тамбова Трегуляевского Предтеченского монастыря связана с дружбой святых архипастырей. Своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами святитель Митрофан способствовал укреплению царской власти. Так, когда император Петр для осады Азова с моря стал строить на воронежской верфи корабли, многие считали устройство флота делом бесполезным. Однако Воронежский епископ старался помочь царю, и делал это не только словом. Святитель Митрофан собрал все епархиальные деньги и принес их государю. «Всякий сын отечества, — сказал святитель, — должен от своего достатка помогать нужде государственной. Прими же, государь, от моих издержек оставшиеся деньги и употреби их на благо России».

Он также поддержал замысел царя об основании новой столицы на берегах Невы. Воронежского епископа называют крестным отцом Санкт-Петербурга. Взяв Казанскую икону Божией Матери, святитель благословил императора Петра, сказав царю: «Она станет покровом для новой столицы и всего народа твоего. Вражеская нога не ступит в город, пока там будет эта икона». Основав Петербург, Петр I велел заложить Казанский собор, который до сих пор является зримым свидетельством участия святителя в основании города. А Воронежского епископа император считал своим духовным наставником.

Лишь однажды между ними произошел конфликт. Приехав как-то в Воронеж, царь вызвал к себе святителя Митрофана. По иноземному обычаю царский дворец был украшен статуями языческих богов. Святитель, встретив на пороге изваяния, вернулся к себе. Императору доложили, что епископ был у дворца и ушел. Царь оскорбился и велел опять послать за ним. Старец отвечал посланному: «Пока государь не уберет идолов, которые соблазняют простой народ, не приду во дворец. Если надо, пусть сам идет ко мне». Услышав столь решительный ответ, царь пришел в негодование: «Как он смеет не слушаться царской власти? Если он не явится сейчас же,то будет казнен как преступник царской воли!». Несмотря на свои патриотические чувства, святитель не боялся говорить царю правду, даже если это могло вызвать его гнев. «Жизнь моя во власти царя, — отвечал святитель Митрофан на эту новость. - но для меня лучше умереть, чем своим присутствием или боязливым молчанием одобрять язычество и нарушить долг христианского пастыря. Не пристало православному государю ставить языческих болванов и соблазнять простые сердца».

Зная строгость царя, святитель Митрофан поспешил приготовиться к смерти. Он распорядился готовиться к богослужению. Зазвонили в колокола. Император Петр, услышав благовест, послал спросить о причине. Святитель отвечал посланному: «Мне, как преступнику, словом царским назначена смерть. Готовясь к смерти, я хочу совершить последнее свое богослужение…» Когда царю передали слова святителя, то он был поражен решимостью епископа умереть. Не уступая никому и никогда, царь Петр сделал уступку для Воронежского епископа. Он приказал убрать статуи и послал успокоить святителя. На другой день епископ Митрофан сам пришел к царю и благодарил его за уничтожение изваяний. Так император Петр убедился в величии духа святителя Воронежского и еще более стал уважать его.

Двадцать лет святитель Митрофан управлял Воронежской кафедрой, достигнув глубокой старости. Истинно по-христиански приготовившись к кончине, святитель мирно почил 23 ноября (6 декабря) 1703 года. На погребении святителя присутствовал сам царь Петр, который со старшими военачальниками нес гроб святителя и опустил его в могилу. «Не осталось у меня более такого святого старца,— говорил Петр на погребении, — буди ему вечная память!» Воронежский архипастырь был погребен в усыпальнице соборного храма. Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. Заповедь, которую дает святитель своим духовным детям, и сегодня не потеряла своей актуальности: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши».

Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божия, положил начало его открытому прославлению.

В связи с постройкой нового кафедрального собора при перенесении гроба с телом святителя Митрофана, оказалось, что тело святителя нетленно. Все шире и шире по земле Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти,и, как бы в ответ на это, стали возрастать чудесные явления помощи Божией у его могилы. Старанием Воронежского архиепископа Антония II (Смирницкого) в 1831 году совершилось обретение нетленного тела святителя Митрофана и в следующем году совершено прославление его в лике святых. С приходом советской власти Воронежский Митрофанов монастырь, как и многие русские святыни, претерпел разорение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен.

3 февраля 1919 года, еще до официального постановления об организованном вскрытии мощей, изданного 14 февраля, состоялось кощунственное вскрытие мощей свт. Митрофана. Перед началом Литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа» — «покончить с поповскими баснями о святых мощах». Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена святителю по истечении земной жизни — претерпеть мученичество за Христа».

Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества как «социалистическая собственность» и оставлены в соборе. Разоблачение не состоялось. Чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану, усерднее стала их молитва.

В 1929 году мощи святителя Митрофана были изъяты в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства и хранились в Воронежском краеведческом музее шесть десятков лет. Возвращение мощей Церкви свершилось милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в 1989 году. Они пребывали в Покровском соборе Воронежа, бывшем тогда кафедральным. В настоящее время мощи святителя Митрофана покоятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа.

 Открытие мощей святителя Митрофана Воронежского

Источники

1. Житие иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца и Сказание об обретении и открытии честных его мощей, и о благодатных притом знамениях и чудесных исцелениях. М., 1838.
2. Завещание святителя и чудотворца Митрофана, первого епископа Воронежского. ООО «Ронда», 2006.
3. Историческое описание Елецкого Знаменского монастыря девичьего монастыря, что на Каменной горе. Сост. иеромонах Геронтий. Елец, 1895. Репринт.
4. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьи-Миней свт. Димитрия Ростовского. Ноябрь. Рождество-Богородицкий Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, 1997
5. Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. Историко-биографические очерки. Воронеж, 2003.
6. Жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Книга 1.Воронеж, 2003.
7. Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. М, Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
8. Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров). История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011.
9. А. Ю. Клоков, А. А. Найденов, А. В. Новосельцев. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. Липецк, 2006.
10. Л. А. Морев. Труженик во славу Господа и Отечества. Святитель Митрофан Воронежский. Житие. Акафист. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2005.
11. Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.
12. А. Н. Доценко Святые лики над Ельцом. Елец, 2006.
13. Л. Щенникова Первая обитель игумена Митрофана //Воронежский епархиальный вестник, 2007 № 1 (76).
14. Н. Чугреева Свято-Успенская Золотниковская пустынь//Воронежский епархиальный вестник, 2007 № 1 (76).
15. А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. Святители Митрофан и Тихон, и церковная жизнь Ельца // Вторые Свято-Митрофановские чтения. Воронеж, 2012.

По книге: «Собор святых Липецкой земли».
Сборник житий Липецких и Елецких святых

Сост: прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов, А. И. Чеснокова.– Липецк, 2013.